Дело № 2а-505/2017
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
15 февраля 2017г. п. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующей: судьи Украинец Л.И.,
при секретаре Султановой А.Р.
с участием прокурора Тарахович Д.Л.,
заинтересованного лица Овсяниной Ольги Дмитриевны
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда п. Ленино административное дело по административному исковому заявлению Прокуратуры Ленинского района Республики Крым, в интересах: неопределенного круга лиц к Кировскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Овсянина Ольга Дмитриевна о <данные изъяты>
установил: Административный истец обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском к Кировскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Овсянина Ольга Дмитриевна о признании действий незаконными и обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Овсяниной О.Д., связанное с неисполнением последней обязанности по предоставлению справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруга за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.
Просит признать действия Кировского сельского совета, выразившиеся в принятии решений сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Кировского сельского совета Овсяниной Ольги Дмитриевны незаконными и о обязать Кировский сельский совет в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение <данные изъяты> Овсяниной Ольги Дмитриевны.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ленинского района РК административный иск поддержал по изложенным в нём доводам, просит его удовлетворить.
Заинтересованное лицо Овсянина О.Д, в судебном заседании с административным с иском согласилась, не возражает против его удовлетворения. пояснила, что декларацию не сдала так болела, перенесла онкологическую операцию.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 34 Федерального Закона РФ от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 36 Федерального Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Ленинского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения в данной сфере в Кировском сельском совете.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутатом Кировского сельского совета Овсяниной Ольгой Дмитриевной не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своего супруга Овсянина К.А. в администрацию Кировского сельского поселения.
На основании выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции за исх. № в Кировский сельский совет Ленинского района РК с требованием устранить выявленные нарушения законодательства в указанной сфере.
В ходе рассмотрения вышеуказанного представления прокуратуры Ленинского района РК требования прокурора района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции не исполнены.
Данные нарушения напрямую затрагивают права муниципального образования – Кировского сельского совета Ленинского района РК
Незаконные действия должностных лиц Кировского сельского совета Ленинского района РК - органа местного самоуправления влекут к неисполнению государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Удовлетворяя административное исковое заявление административного истца, суд исходит из того, что депутаты представительного органа муниципального образования, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность); лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Из материалов дела также видно, что Овсянина Ольга Дмитриевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, зарегистрированная в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Овсянина Ольга Дмитриевна <данные изъяты>.
И ей выдано удостоверение об избрании ДД.ММ.ГГГГ депутатом сельского совета Кировского сельского поселения Ленинского муниципального района Республики Крым (л.д.26).
Таким образом, Овсяниан О.Д. являясь <данные изъяты>,, замещающая свою должность на непостоянной основе, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом норм действующего законодательства, обязана была предоставить обозначенные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Овсяниной О.Д. не были поданы в Кировский сельский совет в срок до ДД.ММ.ГГГГ справки о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера её и супруга, что подтвердила. ДД.ММ.ГГГГ Овсянина О.Д. в своих объяснениях прокурора Ленинского района, в котором она указала, что ею не были поданы сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, и о доходах супруга в связи с болезнью (л.д.23). Данные объяснения получены в рамках проведения проверки в соответствии с законом о прокуратуре, поэтому суд принимает их как доказательства по делу.
Таким образом Овсянина О.Д. не представила сведений о своих дохода и доходах супруга.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ, является правонарушением. Из ч. 2 указанной статьи следует, что лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное ч. 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.
На основании ч. 3 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.
В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами.
Также суд приходит к выводу, что депутат Овсянина О.Д. в установленный законом срок не представила справки о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруга и исходя из вышеуказанных действующих норм закона, полномочия депутата Кировского сельского совета Ленинского муниципального района республики Крым подлежали досрочному прекращению.
Разрешая спор, суд, оценив все представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства, пришел к выводу о том, что имеются все основания признать действия Кировского сельского совета, выразившиеся в принятии решений сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в <данные изъяты> Овсяниной Ольги Дмитриевны (л.д.17, 20) незаконными, поскольку ответчиком приняты меры, в части дисциплинарного взыскания предупреждения и порицания Овсяниной О.Д., не соответствующие требованиям 278 ФЗ « О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ, в части <данные изъяты> Овсяниной О.Д.
При этом суд исходит из того, что прокурором Ленинского района было внесено в Кировский сельский совет представление об устранении нарушений законодательства(л.д.9-13), но полномочия депутата Овсяниной О.Д. прекращены досрочно не были.
Также судом, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, следует возложить обязанность устранить выявленное нарушение, обязать Кировский сельский совет в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Овсяниной Ольги Дмитриевны.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административное исковое заявление Прокуратуры Ленинского района Республики Крым, в интересах: неопределенного круга лиц к Кировскому сельскому совету Ленинского района Республики Крым, заинтересованное лицо: Овсянина Ольга Дмитриевна о признании действий незаконными и обязании принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата удовлетворить.
Признать действия Кировского сельского совета, выразившиеся в принятии решений сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Кировского сельского совета Овсяниной Ольги Дмитриевны незаконными.
Обязать Кировский сельский совет в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Овсяниной Ольги Дмитриевны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Крым с принесением апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20 февраля 2017 года.
Судья: