ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Симферополь Дело № 2а-70/2021
19.05.2021г.
Верховный Суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Крым ЯковлеваС.В. при секретаре Чабаник Е.И.
при участии Самосюка Владимира Вениаминовича, представителя Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» Французовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Самосюка Владимира Вениаминовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по делу №2а-1770/2018 в разумный срок, выслушав пояснения участников процесса, явившихся в судебное заседание,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор г. Феодосии, действуя в защиту прав и законных интересов Самосюка Владимира Вениаминовича, в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Администрации города Феодосии Республики Крым, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по обеспечению муниципальной <адрес> <адрес> необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, согласно требованиям ч.2 ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее ЖК РФ), обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым обеспечить муниципальную <адрес> необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, согласно требованиям ч.2 ст. 65 ЖК РФ.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018года по административному делу №2а-170/2018, оставленным без изменений апелляционным определением от 06.02.2019 года судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым, административное исковое заявление прокурора г.Феодосии удовлетворено, признанно незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по обеспечению муниципальной <адрес> <адрес>, переданной по договору социального найма жилого помещения № от 23.03.2016 года Самосюку Владимиру Вениаминовичу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, на Администрацию города Феодосии Республики Крым возложена обязанность обеспечить муниципальную <адрес> <адрес>, переданную по договору социального найма жилого помещения № от 23.03.2016 года Самосюку Владимиру Вениаминовичу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению.
Феодосийским городским судом Республики Крым Самосюку Владимиру Вениаминовичу на основании его заявления от 19.02.2019 года был выдан 20.03.2019 года исполнительный лист ФС №004839002, который 27.03.2019 года был передан на принудительное исполнение.
Самосюк Владимир Вениаминович (далее истец) в порядке главы 26 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по делу №2а-1770/2018 в разумный срок.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 05.04.2021 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определением от 15.04.2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым».
В судебном заседании 20.05. 2020 года истец настаивал на удовлетворении требований, указав, что решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по делу №2а-1770/2018 не исполнено в полном объеме в сроки, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, представитель Администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» возражала против удовлетворения заявленных требований, настаивала на том, что предприняты все необходимые и достаточные действия для своевременного исполнения решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по делу №2а-1770/2018 в части обеспечения муниципальной <адрес> <адрес> переданной по договору социального найма жилого помещения № от 23.03.2016 года истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению.
Исследовав материалы административного дела №2а-1770/2018, копии предоставленных отделением судебных приставов по г. Феодосии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым документов исполнительного производства №16498/19/82023-ИП по принудительному исполнению исполнительного листа ФС №004839002, выданного 20.03.2019 года Феодосийским городским судом Республики Крым, Верховный Суд Республики Крым приходит к следующим выводам.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод ( далее Конвенция) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1 ст.6).
В соответствии со ст. 13 Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, принцип обязательности исполнения судебных актов предполагает безусловное их исполнение.
В силу изложенного, поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения рассматривается как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок и предполагает необходимость выплаты справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
В соответствии с ч. 1 ст. 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.( ч.4 ст.250 КАС РФ).
Согласно ч. 3 ст. 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела; поведения административного истца и иных участников судебного процесса; достаточности и эффективности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общей продолжительности судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» ( далее Закон №68-ФЗ) компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается в суд общей юрисдикции, если требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок вызвано длительным неисполнением судебного акта суда общей юрисдикции (ч.2 ст.3 Закона №68-ФЗ).
Согласно ч.8 ст. 3 Закон №68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Ч.1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закона №229-ФЗ) установлено, что при исполнении судебного акта в соответствии нормами этого Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В п.55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что прокурор г. Феодосии, действуя в защиту прав и законных интересов Самосюка Владимира Вениаминовича, в порядке ст.39 КАС РФ обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по обеспечению муниципальной <адрес> необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, согласно требованиям ч.2 ст. 65 ЖК РФ, обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым обеспечить муниципальную <адрес> <адрес> необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, согласно требованиям ч.2 ст. 65 ЖК РФ.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018года по административному делу №2а-170/2018, оставленным без изменений апелляционным определением от 06.02.2019 года, административное исковое заявление прокурора г.Феодосии удовлетворено, признанно незаконным бездействие Администрации г. Феодосии Республики Крым в части непринятия мер по обеспечению муниципальной <адрес> <адрес>, переданной по договору социального найма жилого помещения № от 23.03.2016 года истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению, на Администрацию г. Феодосии Республики Крым возложена обязанность обеспечить указанную муниципальную квартиру необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению.
После вступления решения по административному делу №2а-170/2018 в законную силу по заявлению истца от 19.02.2019 года Феодосийским городским судом Республики Крым 20.03.2019 года был выдан исполнительный лист ФС №004839002, который по заявлению первого 27.03.2019 года был передан на принудительное исполнение в отделение судебных приставов по г. Феодосии Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее ОСП по г. Феодосии).
Постановлением судебного пристава ОСП по г. Феодосии от 01.04.2019 года возбуждено исполнительное производство №16498/19/82023-ИП по принудительному исполнению исполнительного листа ФС №004839002, выданного Феодосийским городским судом Республики Крым, Администрации г.Феодосии - должнику- установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 20.05.2019 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым Администрации г.Феодосии был установлен новый срок для исполнения исполнительного листа ФС №004839002 до 10.06.2019 года
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 20.05.2019 года принято постановление о взыскании с Администрации г.Феодосии исполнительского сбора.
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 04.06.2019 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым Администрации г.Феодосии был установлен новый срок для исполнения исполнительного листа ФС №004839002 до 17.06.2019 года.
Начальником отдела-старшим судебным приставом ОСП по г. Феодосии 04.10.2019 года принято постановление №82023/19/91883, которым Администрация г.Феодосии за неисполнение в срок до 26.09.2019 года, установленный для исполнения требований исполнительного листа ФС №004839002 до 17.06.2019 года, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на неё наложен штраф в размере 30000рублей.
Судебным приставом ОСП по г. Феодосии 18.03.2020 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, в соответствии с которым Администрации г.Феодосии был установлен новый срок для исполнения исполнительного листа ФС №004839002 до 16.04.2020 года.
Материалы административного дела №2а-1770/2018 свидетельствуют о том, что истец 11.12.2020 года обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с заявлением о разъяснении судебного решения от 22.10.2018 года. С заявлением о разъяснении решения по делу №2а-1770/2018 от 22.10.2018 года Администрация г. Феодосии обратилась 14.12.2020 года в Феодосийский городской суд Республики Крым.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21.01.2021 года отказано в удовлетворении заявления Администрации г. Феодосии о разъяснении решения суда по делу №2а-1770/2018 от 22.10.2018 года.
При рассмотрении настоящего дела Администрацией г.Феодосии представлена копия плана мероприятий по исполнению Апелляционного определения по делу №33а-11622/2018 от 06.02.2019 года по газификации и обеспечению теплоснабжения муниципальной <адрес> <адрес>, составленного МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и утвержденного 01.10.2019 года главой Администрации г.Феодосия.
Согласно указанному документу были определены мероприятия, проведение которых является необходимым для обеспечения указанной муниципальной квартиры коммунальными услугами по газоснабжению и теплоснабжению.
Представителем Администрации г.Феодосии предоставлены доказательства того, что муниципальная <адрес> <адрес>, переданная по договору социального найма жилого помещения № от 23.03.2016 года истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование, необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению обеспечена только в декабре 2019 года.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Администрацией г.Феодосии для осуществления мероприятий по исполнению оговоренного выше плана, составленного МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым» и утвержденного 01.10.2019года главой Администрации г.Феодосия, в период времени с июля по август 2020 года предпринимались попытки согласования с истцом вопроса доступа специалистов в переданную ему до договору социального найма муниципальную <адрес> в целью исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым по делу №2а-1770/2018 от 22.10.2018 года в части ее обеспечения необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению.
Верховным Судом Республики Крым при рассмотрении настоящего дела установлено, что на момент обращения истца в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по делу №2а-1770/2018 в разумный срок указанный судебный акт в части обеспечения муниципальной <адрес> <адрес> необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению не исполнен. При этом материалы дела не содержат доказательств того, что ответчиками с сентября 2020 года предпринимались какие-либо действия по исполнению решения Феодосийского городского суда Республики Крым по делу №2а-1770/2018 от 22.10.2018 года в части обеспечения муниципальной <адрес> необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению.
Изучив документы предоставленные участниками процесса, Верховный Суд Республики Крым пришёл к выводу, что Администрацией г.Феодосии не представлены доказательства того, что в период с апреля 2019 года по декабрь 2019 года предпринимались все необходимые и достаточные меры, направленные на исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018года по административному делу №2а-170/2018, в части обеспечения муниципальной <адрес> <адрес> необходимыми коммунальными услугами по газоснабжению.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий по исполнению решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018года по административному делу №2а-170/2018, в части обеспечения муниципальной <адрес> <адрес> необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению, административными ответчиками не представлены доказательства невозможности исполнения указанного судебного акта с апреля 2019года в части обеспечения этой муниципальной квартиры необходимыми коммунальными услугами по теплоснабжению.
При этом длительность исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018года по административному делу №2а-170/2018 не связана с наличием каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств (непреодолимая сила), которые объективно делали бы невозможным своевременное его полное исполнение, в свою очередь, материалы исполнительного производства № 16498/19/82023-ИП подобных документов также не содержат.
Материалы дела также не содержат доказательств того, что длительность исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018года по административному делу №2а-170/2018 стала следствием каких-либо действий истца, направленных на затягивание исполнения указанного судебного акта.
Судом, установлено, что исполнительный лист ФС №004839002 был выдан 22.03.2019 года Феодосийским городским судом Республики Крым по результатам рассмотрения заявления истца от 19.02.2019 года, следовательно, на момент рассмотрения дела в суде продолжительность неисполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по административному делу №2а-170/2018 составляет более 25 месяцев (с 19.02.2019 года по 01.04. 2021 года).
С учетом изложенного действия Администрации г.Феодосии по исполнению указанного судебного акта нельзя признать достаточными и эффективными, а общий срок исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018года по административному делу №2а-170/2018 не отвечает требованию разумности, вследствие чего Верховный Суд Республики Крым считает установленным факт нарушения права истца на его исполнение в разумный срок.
По смыслу ч. 3 и ч.4 ст. 258 КАС РФ установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации.
В соответствии со ст.2 Закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме. Размер компенсации определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Как указано выше материалы дела свидетельствую о том, что Администрацией г.Феодосии действия по обеспечения муниципальной <адрес> <адрес> услугами по газоснабжению и теплоснабжению начались осуществляться после утверждения 01.10.2019 года плана исполнения указанного выше судебного акта по административному делу №2а-170/2018, т.е. по истечение более пяти месяце после возбуждения исполнительного производства по принудительному исполнению исполнительного листа ФС №004839002, выданного Феодосийским городским судом Республики Крым, после вынесения судебным ОСП по г.Феодосии 20.05.2019 года и 04.06.2019 года постановлений о назначении новых сроков для его исполнения, принятия 20.05.2019 года постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исследуя критерий значимости своевременного исполнения судебного акта для истца, Верховный Суд Республики Крым учитывает, что в результате длительного неисполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по административному делу №2а-170/2018 он был лишен установленного ЖК РФ права на проживание в коммунальной квартире, обеспеченной всеми необходимыми условиями.
Учитывая изложенное, а также принципы разумности, справедливости, изучив обстоятельства исполнения решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по административному делу №2а-170/2018, исследовав осуществляемые Администрации г.Феодосии действия по исполнению указанного выше судебного акта, а также практику Европейского Суда по правам человека, Верховный Суд Республики Крым считает, что требуемая истцом сумма компенсации в размере 801000 рублей является чрезмерной и определяет размер компенсации в размере 40000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 200, 258-260 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым
Р Е Ш И Л
административное исковое заявление Самосюка Владимира Вениаминовича о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Феодосийского городского суда Республики Крым от 22.10.2018 года по делу №2а-1770/2018 в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования город Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосия за счет средств местного бюджета города Феодосия Республики Крым в пользу Самосюка Владимира Вениаминовича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 (сорока тысяч) рублей, которые подлежат перечислению на лицевой счет №, открытый на его имя в РНК Банк (ПАО) <адрес>, БИК № ИНН № кор/счет №.
Взыскать с муниципального образования город Феодосия Республики Крым в лице Администрации города Феодосия за счет средств местного бюджета города Феодосия Республики Крым в пользу Самосюка Владимира Вениаминовича расходы по уплате государственной пошлины при подаче административного искового заявления в размере 300 рублей.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления Самосюка Владимира Вениаминовича отказать.
Решение подлежит исполнению администрацией города Феодосия за счет средств местного бюджета города Феодосия Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24 мая 2021 года.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>