Председательствующий по делусудья Воротникова Н.И. Дело № 33-2546/2024(дело в суде 1 инст. № 2-281/2024)УИД 75RS0024-01-2024-000362-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Погореловой Е.А.

судей краевого суда Радюк С.Ю. и Епифанцевой С.Ю.

при секретаре Тимакове Р.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 6 августа 2024 г. гражданское дело по иску прокурора Чернышевского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Государственному учреждению здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о понуждении к организации отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничной торговли лекарственными препаратами в обособленных подразделениях ГУЗ «Чернышевская центральная районная больница»

по апелляционной жалобе ГУЗ «Чернышевская центральная районная больница»

    на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 8 мая 2024 г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора Чернышевского района, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница» обеспечить в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу отпуск лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях государственного учреждения здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница» в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 31.08.2016 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», Приказом Министерства здравоохранения России от 24.11.2021 № 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов»: ФАП с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с. Станция Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульное.

Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, профинансировать государственное учреждение здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница» обеспечение отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в обособленных подразделениях государственного учреждения здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница» в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», Приказом Министерства здравоохранения России от 24.11.2021 № 1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов»: ФАП с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с. Станция Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульное.

    Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Чернышевского района в порядке ст.45 ГПК РФ, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, 1 апреля 2024 г. обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на результаты проверки исполнения законодательства об охране здоровья граждан, лекарственном обеспечении населения в отношении ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» в составе которой имеются следующие подразделения: фельдшерско-акушерский пункт (далее - ФАП) с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с.Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульное. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 22.12.2023 №26-П «Об утверждении перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечня лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями», в перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, включено ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» и его вышеуказанные обособленные подразделения. Установлено, что ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» выдана лицензия №Л042-01124-75/002699854 от 13.10.2020 на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения ФАП с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с.Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульное. Организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями входит в полномочия Министерства здравоохранения Забайкальского края, обязанностью ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» (при наличии лицензий по осуществлению фармацевтической деятельности) является обеспечение реализации лекарственных препаратов по рецептам и для розничной торговли в фельдшерских-акушерских пунктах ГУЗ «Чернышевская ЦРБ». Просил обязать ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» обеспечить в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отпуск лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 31.08.2016 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», Приказом Министерства здравоохранения России от 24.11.2021 №1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов» в обособленных подразделениях ГУЗ «Чернышевская ЦРБ»: ФАП с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с.Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульное. Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, профинансировать ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» обеспечение отпуска лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в соответствии с приказом Министерства здравоохранения России от 31.08.2016 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения», Приказом Министерства здравоохранения России от 24.11.2021 №1093н «Об утверждении Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также Правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, в том числе Порядка отпуска аптечными организациями иммунобиологических лекарственных препаратов» в обособленных подразделениях ГУЗ «Чернышевская ЦРБ»: ФАП с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с.Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульное.

Судом постановлено приведенное выше решение.

С решением суда не согласился ответчик ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», главный врач учреждения Берг Е.И. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что истцом не приведена норма права, позволяющая возложить на ответчика обязанность осуществлять розничную торговлю лекарствами в обособленных подразделениях. Считает, что требование прокурора по существу является требованием об обязании медицинской организации осуществлять предпринимательскую деятельность в определенных местах, что противоречит положениям Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Ответчик обладает бессрочной лицензией на осуществление фармацевтической деятельности и в частности на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерских пунктах. Уставом ответчика не предусмотрена обязанность Учреждения при наличии лицензии обеспечить реализацию лекарственных препаратов по рецептам или для розничной торговли в фельдшерско-акушерских пунктах, то есть розничная продажа лекарств не является уставной деятельностью ответчика, не финансируется ни за счет бюджета субъекта РФ, ни системой обязательного медицинского страхования, не входит в Госзадание. Оптовые закупки с целью последующей продажи возможны только за счет личных (заработанных) средств учреждения. Ряд ФАПов не укомплектованы фельдшерами, что также исключает возможность розничной торговли аптечным ассортиментом. В должностные обязанности фельдшера не входит обязанность осуществлять розничную продажу лекарств. Обучение и вменение дополнительных обязанностей, ответственности возможно только с согласия фельдшера с дополнительной оплатой труда. Ответчик не обладает достаточными средствами для осуществления данного вида деятельности, имеет кредиторскую задолженность, что может привести к существенным убыткам и дестабилизации лечебного процесса. Кроме того, потребуется дополнительное обучение фельдшеров фармацевтической деятельности, приобретение медицинского оборудования для хранения препаратов, маркировки товаров, обеспечение его хранения, кассового аппарата, отдельного помещения для торговли, хранения. Истец, обращаясь в суд с названным иском, фактически вмешивается в деятельность ответчика по исполнению предоставленного ему права на осуществление фармацевтической деятельности самостоятельно и своему усмотрению. Считает, что лицензия на осуществление какой-либо деятельности является правом, а не обязанностью. Основной целью, поставленной государством перед ответчиком, является оказание надлежащей медицинской помощи населению. Иные цели являются сопутствующими и вторичными. Несмотря на то, что Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н предусмотрена реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций, данное положение не означает безусловное и обязательное осуществление структурным подразделением розничной торговли лекарственными препаратами, поскольку понятия «реализация лекарственных средств и медицинских изделий» и «розничная торговля» не являются тождественными. Розничная торговля в данном случае является лишь правом в рамках поставленной задачи, частью задачи. Предложенный истцом способ реализации полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в структурных подразделениях в ФАПах ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», здания которых находятся в оперативном управлении либо безвозмездном пользовании у ответчика путем финансирования Министерством здравоохранения Забайкальского края, является вмешательством в хозяйственно-распорядительную деятельность организации, что не допустимо. На территории Забайкальского края для обеспечения населения лекарственными препаратами Министерством здравоохранения Забайкальского края совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Забайкальского края создано ГУП «Аптечный склад». Ответчиком заявлялось ходатайство о привлечении его в качестве третьего лица, однако ходатайство было отклонено. Кроме того, указывает, что ФАПа в с. Багульное нет, он не предусмотрен ни Уставом, ни лицензией, так как, такой территориальной единицы не существует.

        ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав прокурора Пешкову А.Б., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

Согласно п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).

Названный федеральный закон определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников (статья 1).

В силу статьи 4 Федерального закона N 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.

В силу статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу п. 5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона Федеральный закон N 323-ФЗ организация охраны здоровья граждан осуществляется, в том числе, путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 69 Федерального закона N 323-ФЗ право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Из статьи 79 Федерального закона N 323-ФЗ следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (статья 55 указанного закона).

Согласно ч. 2 ст. 55 указанного Федерального закона правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 55).

Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 647н (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил к документам по эффективному планированию деятельности, осуществлению процессов обеспечения системы качества и управления ими в зависимости от функций, реализуемых субъектом розничной торговли, включают журнал учета неправильно выписанных рецептов и журнал учета рецептов, находившихся (находящихся) на отсроченном обслуживании.

В силу п. 7 данных Правил руководитель субъекта розничной торговли должен обеспечить учреждение необходимыми ресурсами для функционирования всех процессов работы субъекта розничной торговли с целью соблюдения лицензионных требований, санитарно-эпидемиологических требований, правил охраны труда и техники безопасности, противопожарных правил и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24.11.2021 № 1093н (далее - Правила отпуска лекарственных препаратов).

В силу п. 2 и 3 Правил отпуска лекарственных препаратов медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, должен осуществляться как отпуск лекарственных препаратов без рецептов, так и по рецептам.

Приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от 22 декабря 2023 г. № 26-П утвержден Перечень медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, а также перечня лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться указанными организациями и их обособленными подразделениями, в который в числе прочих включено ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» и его обособленные подразделения: ФАП с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с. Станция Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульный.

Уставом ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» предусмотрена обязанность Учреждения при наличии лицензий на осуществление фармацевтической деятельности обеспечить реализацию лекарственных препаратов по рецептам и для розничной торговли в фельдшерско-акушерских пунктах ГУЗ «Чернышевская ЦРБ». ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» финансируется из средств бюджета Забайкальского края. Для достижения уставных целей учреждение осуществляет иные виды деятельности, в том числе фармацевтическую деятельность.

Установлено, что ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» имеет лицензию                    № ЛО42-01124-75/00269854 от 13 октября 2020 г. на осуществление фармацевтической деятельности в ФАП с.Алеур, ФАП с.Байгул, ФАП с.Утан, ФАП с.Старый Олов, ФАП с.Новый Олов, ФАП с. Станция Укурей, ФАП с.Гаур, ФАП с.Икшица, ФАП с.Мильгидун, ФАП с.Комсомольское, ФАП с.Урюм, ФАП с.Новоильинск, ФАП с.Бушулей, ФАП с.Кадая, ФАП с.Ульякан, ФАП с.Багульный.

Согласно информации главного врача ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» от 13 марта 2024 г. 16 фельдшерско-акушерских пунктов: ФАП с.Алеур, ФАП           с. Мильгидун, ФАП с.Байгул, ФАП с. Старый Олов, ФАП с. Новоильинск, ФАП с. Бушулей, ФАП с. Багульный, ФАП с. Комсомольское, ФАП с. Утан, ФАП      с. Новый Олов, ФАП с. Кадая, ФАП с. Укурей, ФАП с. Икшица, ФАП с. Гаур, ФАП с. Урюм, ФАП с. Ульякан. В 2020 году был получен передвижной ФАП, который используется для выездов врачебных и фельдшерских бригад в труднодоступные сельские поселения и в сельские поселения, где нет ФАПов. Лицензия на реализацию лекарственных препаратов имеется на всех ФАПах. Лекарственные средства на ФАПах не реализуются. ФАПы укомплектованы, за исключением ФАПов в с. Новый Олов, с. Кадая, с. Укурей, с. Икшица, с. Гаур, с. Бушулей (л.д. 10-11).

Согласно сообщению заместителя главы муниципального района «Чернышевский район» Максимова С.А. следует, что на территории сельских поселений Чернышевского района аптечные организации отсутствуют (л.д.17).

Обращаясь в суд с требованием обязать ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» обеспечить в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отпуск лекарственных препаратов по рецептам и розничную торговлю лекарственными препаратами в ФАПах Чернышевского района прокурор полагал, что отсутствием доступности приобретения лекарственных препаратов нарушаются права граждан проживающих и пребывающих на территорию района на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.

Разрешая спор и возлагая на ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» такую обязанность, а на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность профинансировать указанное мероприятие, суд первой инстанции исходил из того, что граждане, проживающие в вышеуказанных населенных пунктах фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.

При этом суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что розничная торговля аптечным ассортиментом не финансируется, а закупки с целью последующей перепродажи возможны только за счет личных (заработанных) средств учреждения, на наличие кредиторской задолженности медицинских организаций и отсутствие свободных средств от приносящей доход деятельности на закупки товарного ассортимента с целью последующей розничной продажи, на необходимость обучения медицинских работников указанной деятельности, на приобретение необходимого оборудования для хранения препаратов, на не укомплектованность фельдшерами и кадровый дефицит

Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют установленным обстоятельствам дела, представленным доказательствам и не противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Довод ответчика о том, что не осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения на ФАПах связано с необходимостью обучения медицинских работников указанной деятельностью, приобретением необходимого оборудования, заключению договоров на поставку лекарственных препаратов, отсутствием медицинских работников обоснованно отклонен судом первой инстанции, доказательств того, что ответчиком предпринимались все возможные меры для достижения той цели деятельности учреждения, для которой оно создано, в части реализации прав и гарантий граждан в надлежащем обеспечении лекарственными препаратами, не предоставлено, вопросы же связанные с организацией и финансированием данной деятельности не могут освобождать ответчика от исполнения основных задач деятельности ФАПов, входящих в его структуру.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о нарушении судом принципа свободы экономической деят░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 8). ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░ 55, ░░░░░ 3, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░). ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░. № 26-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░                    ░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░42-01124-75/00269854 ░░ 13 ░░░░░░░ 2020 ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

       ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 8 ░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31.08.2016 № 647░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.11.2021 № 1093░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

    ░░░░░

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░.

33-2546/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чернышевского района А.Ю. Юшин
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
ГУЗ "Чернышевская ЦРБ"
Другие
Филиппова Дарья Николаевна
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Погорелова Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
10.07.2024Передача дела судье
06.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2024Передано в экспедицию
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее