Судья Агранович Ю.Н. Дело № 33-217 /2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российского Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 октября 2012 года, по которому
исковые требования Полугрудова К.В. удовлетворены;
обязано ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми включить Полугрудову К.В. в специальный стаж работы период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 09.11.1980г. по 28.12.1982г. в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы;
обязано ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми произвести перерасчет пенсии Полугрудову К.В. с учетом стажевого коэффициента 0,66 с 10.06.2006г., с установлением процента валоризации 22% с 01.01.2010г.;
взыскана с ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сыктывкаре Республики Коми в пользу Полугрудова К.В. недополученная пенсия за период с 10.06.2006г. по 30.09.2012г. в сумме ... рублей ... копеек, индексация недополученной суммы пенсии в сумме ... рублей ... копеек, а всего взыскано ... рублей ... копеек.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителя ответчика Машкалевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полугрудов К.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г.Сыктывкаре РК об обязании включить период прохождения службы в рядах Советской Армии с 09.11.1980г. по 28.12.1982г. в подземный стаж работы в двойном размере, обязании произвести перерасчет пенсии, назначенной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 10.06.2006г. с установлением стажевого коэффициента 0,66 исходя из специального стажа, с 01.01.2010г. с установлением процента валоризации 22%, взыскании недополученной суммы пенсии с 10.06.2006 г. по день принятия решения суда с индексацией.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца, ответчика и принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми просит об отмене решения суда как незаконного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Полугрудов К.В. является получателем трудовой пенсии с <Дата обезличена> в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В период с 09.11.1980 по 28.12.1982 (2 года 1 месяц 19 дней) истец проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР. До и после призыва на службу истец работал на работах с вредными условиями труда. Период службы истца по призыву в составе Вооруженных Сил СССР отнесен ответчиком к общему трудовому стажу.
При вынесении решения об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из наличия правовых основания для включения периода прохождения службы в специальный стаж из расчета один день службы за два дня работы.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал
Согласно ч. 3 указанной статьи, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено исчисление периодов военной службы по призыву в двойном размере. Согласно данной норме под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года. Вместе с тем, при исчислении расчетного размера пенсии по указанному пункту установлено его ограничение, равное 555 рублям 96 копейкам - при наличии общего трудового стажа, равного 25 годам для мужчин и 20 годам для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона N 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также равное 648 рублям 62 копейкам - для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Согласно Постановлению сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4, подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен п. 3 ст. 10 Закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.
Признавая исковые требования о зачете периода прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж в льготном исчислении, суд сослался на положения Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, поскольку абзац седьмой части первой статьи 94 указанного
Закона введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ и вступил в силу 30 января 1995 года. Из материалов дела следует, что истец проходил службу до указанного периода. На момент назначения истцу досрочной трудовой пенсии и конвертации пенсионных прав данный закон не действовал.
Однако, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы об отсутствии оснований для включения службы армии в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 109 действовавшего в спорный период Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, служба в составе Вооруженных Сил СССР подлежала зачету в стаж работы и приравнивалась по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из материалов пенсионного дела следует, что работа истца как до, так и после периода службы в армии отнесена Списком № 1 к подземным работам. При изложенных обстоятельствах спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у истца соответствующего права.
С учетом периодов службы истца в рядах Советской Армии его специальный стаж составит 18 лет 11 месяцев 12 дней (16 лет 09 месяцев 23 дня + 2 года 1 месяц 19 дней), следовательно, размер пенсии подлежит исчислению с учетом стажевого коэффициента по специальному стажу работы 0,63. Процент валоризации с учетом периода службы в составе Вооруженных Сил СССР составит 20%.
Поскольку трудовая пенсия выплачивалась истцу в меньшем размере и несвоевременно выплаченные суммы частично утратили свою покупательскую способность, судебная коллегия возлагает на ответчика обязанность произвести истцу доплату трудовой пенсии за период с 10.06.2006 с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 октября 2012 года изменить.
Исковые требования Полугрудова К.В. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми включить Полугрудову К.В. в специальный стаж работы период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 09.11.1980 по 28.12.1982 в календарном исчислении, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,63 с 10.06.2006, с установлением процента валоризации 20% с 01.01.2010.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми выплатить Полугрудову К.В. недополученную пенсию за период с 10.06.2006 с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Председательствующий
Судьи