Дело №2-1201/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2017 года
Ленинский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Петровой Н.С.,
При секретаре Андриянове И.В.,
При участии истца Камневой О.А., третьих лиц Звездочкина А.Б. и Голиковой Н.Б.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Костроме дело по иску Камневой Е. А. к Филиалу ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области о признании незаконным решения об отказе во внесении изменений об объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Камнева Е.А. обратилась с иском к Филиалу ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области, указывая, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу : ..., граница которого в соответствии с действующим законодательством не установлена. На земельном участке принадлежащий ей на праве собственности располагается жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Земельный участок расположен в границах культурного слоя посада между бывшими Царевской и Власьевской улицами ХІ\/-Х\/ІІІ вв. (Постановление Главы администрации Костромской области от 28.10.1999 № 470 «Об отнесении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историко-культурную ценность, к категории памятников истории и культуры местного значения››). 12 ноября 2016 г. она обратилась с заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра›› по Костромской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке, в связи уточнением описания местоположения границ земельного участка и как следствие изменением площади. 25 ноября 2016 года ответчиком принято решение № об отказе в учете изменений объекта недвижимости, ввиду того, что в результате кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных требований в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г.№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на дату принятия Решения) (далее - Закон № 221), будет больше площади, сведения которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельном участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. Принимая оспариваемое Решение, Ответчик исходил из того, что площадь уточненного земельного участка с кадастровым номером 44:27:040218:2 по сведениям государственного кадастра недвижимости составляет 382 кв.м., площадь после уточнения составляет 455 кв.м., оценка расхождения составляет 73 кв.м. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона №221 оценка расхождения не должна превышать десять процентов площади, сведения о которой относительно земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (т.е. – не более более 38,2 кв.м.). Находит данное решение не соответствующим закону и нарушающим ее права как собственника имущества. В обоснование также указывает, что формируемый земельный участок расположен в границах зоны охраны исторической части города Костромы, для которой действие градостроительных регламентов не распространяется. В соответствии с п. 1 ст. 54 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных Решением думы города Костромы от 16 декабря 2010 г. № 62 (далее - Правила), режимы и регламенты использования земель на данных территориях регулируются уполномоченным в области культурного наследия органом исполнительной власти Костромской области.
Частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 Положения об инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 16.11.2015 г. № 206 (далее – Положения Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее - Инспекция) является исполнительным органом государственной в Костромской области, входящим в структуру исполнительных органом государственной власти Костромской области и осуществляющим функции проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в с сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В письме от 03.02.2017 №01-22/137 Инспекция согласовала применение предельного минимального размера земельного участка (200 кв), установленного Правилами в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «дома индивидуальной жилой застройки».
Разница площади земельного участка с кадастровым номером 44:27:040218:2, расположенном по адресу: ... до и после уточнения границ (73 кв.м.) не превышает предельно допустимый минимальный размер земельного участка (200 кв.м.), что не противоречит пункту 1 части 5 статьи 27 Закона № 221.
Отказ ответчика в осуществлении государственного кадастрового учета изменения объекта недвижимости является неправомерным, нарушает права и законные интересы собственника, в полномочия которого входит владение, пользование и распоряжение имуществом, в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ.
Просит признать незаконным и отменить решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области № от 25.11.2016 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка кадастровым №, расположенного по адресу: ...;
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 44:27:04О218:2, расположенного по адресу: ... в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка в соответствии с межевым планом от 31.08.2016 г., выполненного кадастровым инженером Тимошадченко В. В.й.
В судебном заседании истец поддержала указанные выше исковые требования.
Представитель Филиалу ФБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» Семенова Л.В. в судбеное заседание не явилась, из отзыва следует, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, а филиал не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы Смирнов В.А. в судебное заседание не явился, ранее исковые требования поддержал.
Представитель Управления Росреестра по Костромской области Смирнова Л.С. в судебное заседание не явилась, указав, что данный государственный орган не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области в судебное заседание не явился, представив отзыв из которого следует, что возражений по применению предельного минимального размера земельного участка 200 кв.м. не имеет.
Третьи лица Звездочкин А.Б. и Голикова Н.Б. поддержали исковые требования, пояснив, что спора о границах земельного участка, его площади не имеется.
Суд, заслушав стороны и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Следовательно, оспаривание решения государственного органа является одним из способов защиты гражданских прав, выбор которого предоставлен лицу, обращающемуся за такой защитой.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей.
В п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ определено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
Защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) должностного лица осуществляется способами и в сроки, установленные гражданским законодательством. В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.
Из материалов дела следует, что Камнева Е.А. является собственником земельного участка площадью 382 кв.м., расположенного по адресу: ... на основании постановления администрации г. Костромы от 08 ноября 2000 г.
Камневой Е.А. также принадлежит жилой дом с постройками по этому же адресу в размере 2/5 долей. Другими сособственниками жилого дома являются: Звездочкин А.Б. и Голикова Н.Б. –третьи лица в настоящем деле.
В связи с уточнением местоположения границ и площади указанного земельного участка по инициативе истца кадастровым инженером Тимошадченко В.В. проведены кадастровые работы, по результатам которых изготовлен межевой план от 31 августа 2016 г.. Уточненная площадь земельного участка составила 455 кв.м.
12 ноября 2016 г. Камнева Е.А. обратилась с заявлением в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра›› по Костромской области об осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений о земельном участке, в связи уточнением описания местоположения границ земельного участка и как следствие изменением его площади.
25 ноября 2016 года ответчиком принято решение № об отказе в учете изменений объекта недвижимости, ввиду того, что в результате кадастрового учета площадь земельного участка, определенная с учетом установленных требований в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей на дату принятия Решения) (далее - Закон № 221), будет больше площади, сведения которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельном участка содержатся в государственном кадастре недвижимости. В частности, площадь уточненного земельного участка с кадастровым номером 44:27:040218:2 по сведениям государственного кадастра недвижимости составляет 382 кв.м., площадь после уточнения составляет 455 кв.м., оценка расхождения составляет 73 кв.м.
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что в данном случае решение об отказе в учете изменений в отношении границ и сведений о земельном участке, приводит к нарушению прав Камневой Е.А. как собственника земельного участка.
Ответчиком не оспаривалось, что формируемый земельный участок расположен в границах зоны охраны исторической части города Костромы, для которой действие градостроительных регламентов не распространяется.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных Решением думы города Костромы от 16 декабря 2010 г. № 62 (далее - Правила), режимы и регламенты использования земель на данных территориях регулируются уполномоченным в области культурного наследия органом исполнительной власти Костромской области.
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области не возражает против применения предельного минимального размера земельного участка (200 кв.м.) при уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 44:27:040218:2.
В соответствии с пунктом 9 статьи 38 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшего на дату принятия оспариваемого решения) при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В данном случае, после уточнения местоположения границ земельного участка, увеличение площади земельного участка не превышает предельно допустимый минимальный размер земельного участка (200 кв.м.). Увеличение площади земельного участка обусловлено формированием границ земельного участка относительно участков стоящих на кадастровом учете, при этом граница согласована с Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, что подтверждается заключением кадастрового инженера в межевом плане, актом согласования границ земельного участка.
При таких обстоятельствах, поскольку превышение размеров спорного земельного участка относительно правоустанавливающих документов меньше, чем установленный минимальный размер предоставления земельных участков, согласованный с Инспекцией по охране объектов культурного наследия, оспариваемое решение нельзя признать в полной мере отвечающим указанным выше требованиям закона. Данным решением нарушено право истицы на получение в собственность земельного участка большей площади, образовавшейся в результате уточнения описания местоположения границ.
Доводы ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» о том, что истец должна доказать наличие спора о праве, что он не является надлежащим ответчиком по делу и что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права, суд отклоняет. В данном случае, суд учитывает, что наличие спора о праве усматривается, о чем свидетельствуют вышеприведенные обстоятельства по данному делу. Указывая на ненадлежащий способ защиты права, ответчик тем не менее не предлагает альтернативный способ защиты права истцу. При этом в данном случае спора о границах земельного участка нет, что следует из представленных суду правовых позиций сторон и третьих лиц, приложенных к иску документов от смежных землепользователей (письмо Департамента ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области). Вопрос о праве истца на земельный участок с учетом изменений, обусловленных уточнением местоположения границ земельного участка, принимая во внимание отказ ответчика во внесении изменений в данные кадастрового учета о земельном участке, судом в данном случае должен быть разрешен с учетом указанных выше положений закона в порядке гражданского судопроизводства (при этом суд учитывает, что ранее судьей Свердловского районного суда г. Костромы в определении от 27 февраля 2017 г. уже указано на разрешение данного спора именно в порядке гражданского, а не административного судопроизводства).
Руководствуясь ст. 194,199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Костромской области № от 25.11.2016 об отказе в учете изменений объекта недвижимости - земельного участка кадастровым №, расположенного по адресу: ..., принадлежащего Камневой Е. А..
Данное решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Костромской области изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: ..., площадью 455 кв.м., в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка в соответствии с межевым планом от 31.08.2016 г., выполненного кадастровым инженером Тимошадченко В. В.й.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.С. Петрова
Решение изготовлено в окончательной форме dd/mm/yy.