Дело № 2-584/2022 УИД № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2022 года г. Облучье
Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Никитченко А.А.,
при секретаре судебного заседания Улисковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Облученского района ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО об обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих. Требования мотивированы тем, что в нарушение положений Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации», «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими…», утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ № 984н от 14.12.2009, диспансеризация муниципальных служащих администрации Бирского городского поселения не организована и не проведена, медицинское учреждение для проведения диспансеризации не определено, договор с ним не заключён, график муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации в ДД.ММ.ГГГГ году, в медицинское учреждение не направлен, денежные средства в бюджете поселения на проведение диспансеризации не заложены. По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поселения внесено представление, однако меры к проведению диспансеризации ответчиком не приняты, что влечёт нарушение муниципальными служащими обязанностей по соблюдению ограничений, установленных Федеральным законом № 25-ФЗ от 02.03.2007, в части запрета нахождения на муниципальной службе при наличии заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы и подтвержденного заключением медицинской организации.
И.о. прокурора района просит суд обязать администрацию МО «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Бирского городского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Облученского района Эрлих К.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации МО «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО не явился, о дате, времени и месте слушания дела уведомлен судом надлежащим образом. В письменном отзыве на исковое заявление глава Бирского городского поселения ФИО просила дело рассмотреть без участия представителя администрации, а также указала, что с исковыми требованиями прокурора согласна, распоряжением администрации Бирского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден график прохождения диспансеризации муниципальных служащих администрации муниципального образования на 2022-2024 г.г., в настоящее время ведется переписка с медицинскими организациями по вопросу заключения договора на прохождение работниками администрации диспансеризации. Ввиду отсутствия бюджетных средств в 2022 году не имеется возможности обеспечить прохождение диспансеризации в срок до ДД.ММ.ГГГГ, просит установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 12).
Частью 7 статьи 46 указанного закона установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 46 названного закона диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей, и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 6 данной статьи закона предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 «Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения» (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 984н, диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика» (далее - медицинское учреждение).
В силу п. 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.
В соответствии с п. п. 5, 6 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствие с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.
Согласно п. 7 Порядка для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение.
В силу п. 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Проведенной прокуратурой Облученского района ЕАО проверкой соблюдения требований законодательства, регулирующего прохождение диспансеризации муниципальными служащими, установлено, что в нарушение вышеуказанных положений закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ диспансеризация муниципальных служащих администрации Бирского городского поселения не проводилась, график прохождения диспансеризации администрацией не утверждался, договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением не заключался, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся, денежные средства в бюджете муниципального образования на проведение диспансеризации не заложены.
В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Бирское городское поселение» прокурором района внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из материалов дела следует, что после рассмотрения представления прокуратуры, распоряжением главы администрации Бирского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список муниципальных служащих и работников администрации городского поселения, подлежащих прохождению диспансеризации в 2022 году; направлены письма в медицинские организации с просьбой заключить договор на прохождение диспансеризации работников администрации в ДД.ММ.ГГГГ году.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени диспансеризация муниципальных служащих администрации Бирского городского поселения не проведена, что не оспаривается ответчиком, тогда как в силу приведенных выше положений законодательства, организация диспансеризации муниципальных служащих, является обязанностью администрации Бирского городского поселения.
В отсутствие диспансеризации муниципальных служащих администрации Бирского городского поселения становится невозможным своевременное выявление у них заболеваний, в том числе и инфекционных, которые представляют опасность для окружающих лиц, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.
В этой связи, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего иска требования действующего законодательства ответчиком не исполнены, суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные прокурором требования.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения ответчиком решения суда, учитывая, что в бюджете МО «Бирское городское поселение» денежные средства на проведение диспансеризации муниципальных служащих в ДД.ММ.ГГГГ году отсутствуют, суд считает разумным и достаточным установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, освобождается: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
С учетом изложенного государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор при подаче настоящего административного иска, не подлежит взысканию с ответчика - администрации МО «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, как органа местного самоуправления городского поселения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 45, 56, 57, 103, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области об обязании организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН 7902525979) в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации муниципального образования «Бирское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.А. Никитченко
Мотивированное решение изготовлено 08.11.2022
Судья А.А. Никитченко