ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Герасименко В.С.
УИД 04RS0011-01-2022-001361-85
пост.03.02.2023
дело № 21-25/2023
РЕШЕНИЕ
28 февраля 2023 года г.Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия Брянского Д.И. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2022г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия от 20 мая 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении главы Администрации МО «Кабанский район» Сокольникова ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия Брянского Д.И. от 20 мая 2022г. глава Администрации МО «Кабанский район» Сокольников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2022г. постановление от 20 мая 2022г. отменено, производство прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республики Бурятия, заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия Брянский Д.И. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность.
В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия Брянский Д.И., представитель административного органа по доверенности Кузнецова Н.В. доводы жалобы поддержали.
Глава Администрации МО «Кабанский район» Сокольников А.А., его защитник в судебное заседание не явились, извещены.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно положений ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
В силу п. 67 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима) правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Постановлением N 28 от 20 мая 2022 г. Сокольников А.А. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за то, что являясь главой - руководителем Администрации муниципального образования "Кабанский район" нарушил требования ст. 19, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ, п. 67 Правил противопожарного режима, а именно на земельных участках с кадастровыми номерами 03:09:480201:8, 03:09:480201:11, расположенных вблизи ул. Садовой, пгт. Селенгинск, Кабанского района Республики Бурятия, на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, не организовал работу по своевременной уборке сухой растительности и покоса травы. Не принял нормы и правила по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров в муниципальном образовании "Кабанский район".
Отменяя обжалуемое постановления и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда свои выводы мотивировал тем, что вмененные нормы ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к Сокольникову А.А.., как к должностному лицу, не применимы, поскольку являются общими. Требования п. 67 Правил противопожарного режима адресованы к собственникам и титульным владельцам земельных участков, органы местного самоуправления не являются собственниками или титульными владельцами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а значит не могут нести соответствующие обязанности как собственники.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как установлено при рассмотрении дела и подтверждается представленными материалами, земельные участки с кадастровыми номерами ... расположены в <...>, на территориях общего пользования, вне границ населенных пунктов. Сведения о регистрации права на них отсутствует.
Согласно п. 10 ч. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Поскольку данные земельные участки относятся к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, участки кому-либо в аренду не переданы, то в силу указанных выше положений закона полномочия собственника земельных участков в данном случае осуществляется органом местного самоуправления муниципального района, который несет ответственность за их надлежащее содержание, предполагающее принятие мер по предотвращению пожароопасных ситуаций, в связи с чем Администрация муниципального образования "Кабанский район", обязано соблюдать требования п. 67 Правил противопожарного режима, производить очистку от сухой растительности территорий, государственная собственность на которые не разграничена. Указанное согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 05.05.2017 N 41-АД17-16.
Выводы суда о том, что ст. 19, 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к Сокольникову А.А. не относятся, поскольку он является главой местного самоуправления муниципального района, а не руководителем организации, не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе руководители органов местного самоуправления.
Сокольников А.А. на основании решения территориальной избирательной комиссии МО "Кабанский район" N 114 от 06.10.2021 г. зарегистрирован в качестве главы муниципального образования "Кабанский район" и будучи руководителем юридического лица, должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, что не оспаривалось при возбуждении данного дела и привлечении к административной ответственности, является ответственным за обеспечение муниципальным образованием первичных мер пожарной безопасности в его границах.
Учитывая изложенное, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, основания для прекращения производства по делу по приведенным судом мотивам отсутствовали.
Суд не принял мер к установлению фактических обстоятельств по делу, хотя это требовалось в целях объективного рассмотрения дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По данному делу допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, касающихся выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценки доказательств, поэтому решение подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение в районный суд.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Кабанского районного суда Республики Бурятия от 22 декабря 2022г., отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Н.А.Матвеева