Дело №2а-613/2021
Поступило в суд 10 ноября 2021 года
УИД 54RS0016-01-2021-001263-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Буяновой Н.А.,
при секретаре Симинько Г.И.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Тимошенко Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Установлено, что на странице сайта с URL-адресами: <адрес>, размещена информация о приобретении водительских удостоверений без обучения и сдачи государственного экзамена.
При этом, вход на вышеуказанные сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, органов государственной власти.
Согласно ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, в том числе является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент проверки данные указатели страницы сайта, на которой размещена указанная информация, в реестре отсутствует.
Просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте по сетевым адресам: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е. поддержала требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил изменить статус Управления с административного ответчика на заинтересованное лицо, согласно ч.2 ст.265.3 КАС РФ. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, против заявленных исковых требований не возражал.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п. 5 ст. 15 указанного Закона, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018) судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (в том числе, владельцев сайтов в сети «Интернет», авторов размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 № 3088-О федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи и к полномочиям которого отнесено создание, формирование и ведение Единого реестра, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика, а потому административное исковое заявление подлежит подаче в районный суд по месту нахождения названного федерального органа исполнительной власти или его территориального органа. Из этого исходит и Верховный Суд РФ в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2018). Такое регулирование направлено на конкретизацию статьи 47 (часть 1) Конституции РФ и предполагает учет территории, на которой распространяется (к которой относится) информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, имея в виду, что предметом соответствующего судебного разбирательства является правовая оценка именно информации, распространяемой в сети «Интернет», а не законность действий лиц по ее распространению (созданию условий для ее распространения).
Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (утв. Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 45), Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу является государственным органом, находящимся в подчинении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 5). Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Новосибирской области (п. 3). Управление является юридическим лицом (п.22).
В соответствии с ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ к участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Правовое положение Управления Роскомнадзора в качестве заинтересованного лица определяется только в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления.
Как следует из материалов дела, лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не выявлено, в связи с изложенным довод Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Ф. округу о том, что оно должно быть привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, а не административного ответчика - не состоятелен.
В судебном заседании установлено, что на странице сайта с URL-адресами: <адрес> размещена информация о приобретении водительских удостоверений без обучения и сдачи экзамена.
Вход на вышеуказанные сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам федерального законодательства, подрывает авторитет государства, органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проведение экзаменов на право управления транспортными средствами (далее - экзамены), определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (далее – Постановление) установлен порядок выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений.
Пунктом 24 Постановления установлено, что в Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
Образцы российских национальных водительских удостоверений и образцы международных водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с 1 ст. 26 Федерального закона №196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В силу ч. 4 ст. 25 Федерального закона №196-ФЗ право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Статьей 31 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в случаях, установленных федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 19.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт - являются административным правонарушением.
Согласно статье 327 Уголовного кодекса Российской Федерации подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков -являются уголовно-наказуемыми деяниями.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, в том числе через сеть «Интернет», способствующей деятельности, за осуществление которой предусмотрены уголовная и административная ответственность.
Учитывая, что информация, размещенная на интернет-сайте с URL-адресами: <адрес>, носит противоправный характер, может повлечь негативные социальные и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, то доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, суд считает, что имеются все основания для признания информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на вышеуказанном интернет-сайте информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
На основании ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 данного закона основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В целях ограничения свободного доступа к вышеуказанным страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение URL-адресов <адрес> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
С учетом изложенного, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому Федеральному округу о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах: <адрес>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для включения интернет-
сайта по сетевым адресам: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Доволенский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Буянова Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2021 года.