Решение от 28.02.2023 по делу № 2-184/2023 (2-1369/2022;) от 10.08.2022

Дело № 2-184

                                          2023 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2023 года Алуштинский городской суд Республики Крым суд в составе: председательствующего судьи Реммер М.А., при секретаре Петренко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гор. Алушта гражданское дело по иску Администрации города Алушты Республики Крым к Полунина Н.К., третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о сносе самовольной постройки,

                            установил:

Администрация города Алушты РК обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать Полунина Н.К. снести самовольно возведенный объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: РК, <адрес>, в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу; В случае неисполнения Полунина Н.К. решения суда в течении установленного срока, предоставить Администрации <адрес> РК право осуществить действия по сносу самовольно возведённого объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером по адресу: РК, <адрес>, с последующим взысканием с Полунина Н.К. понесённых расходов.

Исковые требования мотивированны тем, что на земельном участке с кадастровым номером по адресу: РК, <адрес>, принадлежащем Полунина Н.К., выполнены строительно-монтажные работы по строительству трехэтажного здания (объекта капитального строительства) без получения разрешения на строительство, чем нарушена ч. 2 ст. 51 ГрК Российской Федерации. Таким образом, Полунина Н.К. возвела самовольную постройку, которая подлежит сносу.

Стороны и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, уважительности причин неявки суду не предоставили. От представителя Администрации <адрес> поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. От представителя ответчика поступило заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия и письменный отзыв на иск. От представителя третьего лица - Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым поступили письменные пояснения на иск.

Суд, изучив материалы дела и исследовав предоставленные сторонами доказательства, считает необходимым исковые требования оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора РК проведены контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении Полунина Н.К. на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-12, 59-64, 99-104 том 1). Согласно указанного акта, объектом наблюдения является объект капитального строительств, расположенный по адресу: РК, <адрес>, кадастровый номер земельного участка ; установлено, что вид разрешенного использования земельного участка- малоэтажная жилая застройка, на указанном земельном участке произведены строительно-монтажные работы по устройству трехэтажного здания; разрешительная за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта, расположенного по адресу: РК, <адрес>, кадастровый номер земельного участка в Министерстве отсутствует; в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время документы разрешительного характера по указанному адресу не регистрировались и не выдавались.

ДД.ММ.ГГГГ за .2 Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора РК вынесено уведомление о выявлении самовольной постройки (л.д.5-6, 65-66 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание Комиссии по вопросам выявления самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Алушта РК, на котором в том числе рассматривалось уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за . Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК (20 вопрос)(л.д.13- 25 том 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Согласно абз. 4 ч. 2 ст. 222 ГК Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Администрацией гор. Алушта РК предъявлены исковые требования лишь по основаниям, что на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: РК, <адрес>, принадлежащем Полунина Н.К., выполнены строительно-монтажные работы по строительству трехэтажного здания без получения разрешения на строительство, чем нарушена ч. 2 ст. 51 ГрК Российской Федерации. В ходе судебного разбирательства Администрацией гор. Алушта РК основание или предмет иска не были изменены, не был увеличен либо уменьшен размер исковых требований.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

Полунина Н.К. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 100 кв.метров, с кадастровым номером , расположенный по адресу: РК, <адрес>, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка, что следует из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-28,29-31 том 1), договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ реестровый (л.д. 109-111 том 1), свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.126 том 1)(договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенный нотариусом Алуштинского городского нотариального округа Татарова О.В. реестровый - расторгнут соглашением о расторжении договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; регистрация перехода права собственности по договору от ДД.ММ.ГГГГ не осуществлена).

В соответствии со ст. 6, 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе …разрешительные документы …выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, ….

Градостроительные условия и ограничения - документ, содержащий комплекс планировочных и архитектурных требований к проектированию и строительству по этажности и плотности застройки земельного участка, отступлений домов и сооружений от красных линий, границ земельного участка, его благоустройства и озеленение, другие требования к объектам строительства (норма материального права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений).

П. 2.1 раздела 11 Порядка предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержания, градостроительные условия и ограничения предоставляются соответствующими уполномоченными органами градостроительства и архитектуры на безвозмездной основе в течение семи рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления вместе с документами, предусмотренными пунктом 2.2 этого раздела, в порядке, установленном Законом Украины "О регулировании градостроительной деятельности" (норма материального права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений).

В соответствии со ст. 36 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (норма материального права, действующая на момент возникновения спорных правоотношений), право на выполнение подготовительных работ (если они не были выполнены ранее согласно сообщению или зарегистрированной декларации о начале выполнения подготовительных работ) и строительных работ на объектах, относящихся к I-III категорий сложности, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям предоставляется заказчику и генеральному подрядчику или подрядчику (в случае если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ. Регистрацию декларации о начале выполнения строительных работ проводит орган государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе в течение пяти рабочих дней со дня поступления декларации. Выполнять строительные работы, подключать объект строительства к инженерным сетям и сооружений без регистрации указанной декларации запрещается. При наличии зарегистрированной декларации о начале выполнения строительных работ получения заказчиком и генеральным подрядчиком или подрядчиком (в случае если строительные работы выполняются без привлечения субподрядчиков) других документов разрешительного характера для выполнения строительных работ и удаления зеленых насаждений в пределах строительной площадки не требуется. Форма декларации о начале выполнения строительных работ, порядок ее представления и регистрации, форма уведомления об изменении данных в зарегистрированной декларации определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства. Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля возвращают декларацию о начале выполнения строительных работ заказчику, если декларация подана или оформлена с нарушением установленных требований, с обоснованием причины в срок, предусмотренный для ее регистрации. В случае если орган государственного архитектурно-строительного контроля не зарегистрировал декларацию о начале выполнения строительных работ или не принял решение об отказе в его регистрации в установленный настоящей статьей срок, право на выполнение строительных работ возникает на одиннадцатый рабочий день со дня, когда декларация должна была быть зарегистрирована или возвращена. В таком случае декларация считается зарегистрированной. В случае если право на строительство объекта передано другому заказчику или осуществлено изменение лиц, ответственных за проведение авторского и технического надзора, заказчик в течение трех рабочих дней сообщает о таких изменениях орган государственного архитектурно-строительного контроля, который зарегистрировал декларацию о начале выполнения строительных работ. Заказчик обязан в течение семи календарных дней со дня регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или со дня приобретения права на выполнение строительных работ в соответствии с частью пятой настоящей статьи письменно проинформировать исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета или местной государственной администрации по местонахождению объекта строительства о начале выполнения строительных работ. Заказчик в соответствии с законом несет ответственность за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации о начале выполнения строительных работ, и выполнение строительных работ без зарегистрированной декларации.

ДД.ММ.ГГГГ за № Архитектурно-строительной инспекцией РК зарегистрирована (вх. 1073-вх от ДД.ММ.ГГГГ) Декларация о начале выполнения строительных работ «строительства индивидуальных гаражей» по адресу: РК, <адрес>, в районе <адрес>, вид строительства – новое строительство, категория сложности – II категория, с привязкой к градостроительным условиям и ограничениям застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заказчик Полунина Н.К. (л.д. 123-125, 150-152 том 1). Декларация содержит в себе основные показатели объекта строительства: общая площадь 490,8 кв.метров, этажность Ц+2.

Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ выданы Управлением градостроительства и архитектуры Алуштинского городского совета, название объекта строительства – строительство индивидуальных гаражей по <адрес>, в районе <адрес>; общая площадь застройки 198,80 кв.метров на земельных участках общей площадью 200 кв.метров, принадлежащих Полунина Н.К. на основании договоров купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и (л.д.97, 153-160 том 1).

При этом, из письма-ответа Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112-113 том 1) следует, что в Министерстве имеется информация о Декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированная Архитектурно-строительной инспекцией ДД.ММ.ГГГГ по объекту «Строительство индивидуальных гаражей», расположенному по адресу: РК, <адрес>, в районе <адрес>, заказчик Полунина Н.К..

Кроме того, на запрос суда и Управлением градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> РК ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась копия указанной Декларации и градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка (л.д.149-160 том 1).

В последующем, за Полунина Н.К. на праве собственности зарегистрировано нежилое здание, кадастровый , площадью 264,9 кв.метров, расположенное по адресу: РК, <адрес>, количество этажей -3, год завершения строительства – 2017, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.133-136 том 1).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 ГрК Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности ни доводов истца, ни доводов Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК (изложенных в материалах проверки и письменных пояснениях на иск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52-57 том 1) о том, что Полунина Н.К. осуществлено строительство без получения разрешительных документов, поскольку данные доводы опровергаются материалами гражданского дела.

Согласно п. 11 "Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022), при рассмотрении спора о сносе объекта требуется установить наличие у истца не только процессуального права на предъявление иска, но и материально-правового интереса в сносе самовольной постройки, выраженного в том, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права.

При этом, истцом суду не предоставлено объективных, допустимых и достаточных доказательств в подтверждение материально-правового интереса Администрации гор. Алушта РК в сносе спорного объекте недвижимости как самовольной постройки, выраженного в том, что требуемый снос приведет к восстановлению нарушенного права. То есть, как именно будет восстановлено право сносом спорного объекта недвижимости, принадлежащего Полунина Н.К. и находящегося на земельном участке Полунина Н.К..

Право на судебную защиту провозглашено в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены - в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер.

Согласно выводов заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.170-195 том 1), здание, расположенное на земельном участке площадью 100 кв.метров, кадастровый , по адресу: РК, <адрес>, и указанное в Акте наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК, фактически окончено строительством в 2017 году, расположено в границах земельного участка площадью 100 кв.метров, с кадастровым номером по адресу: РК, <адрес>, принадлежащем Полунина Н.К.. Характеристики здания, расположенного на земельном участке площадью 100 кв.метров, кадастровый , по адресу: РК, <адрес>, и указанное в Акте наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК – соответствуют техническим характеристикам объекта недвижимости, указанного в правоустанавливающих документах на здание, принадлежащее Полунина Н.К.; соответствует действующим на момент его строительства градостроительным и строительным нормам и правилам, противопожарным нормам и правилам; угрозу жизни и здоровью граждан не создает.

На основании изложенного, исходя из совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимости - нежилое здание, кадастровый , площадью 264,9 кв.метров, расположенное по адресу: РК, <адрес>, принадлежащее на праве собственности Полунина Н.К., и являющееся зданием, указанным в Акте наблюдения за соблюдением обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора РК (предмет иска), не отвечает признакам самовольной постройки, изложенным в ч. 1 ст. 222 ГК Российской Федерации, и не подлежащим сносу.

Поскольку исковые требования оставлены без удовлетворения, судебные расходы понесенные истцом подлежат оставлению на его счет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.11,12, 194-198 ГПК Российской Федерации, ст. 222 ГК Российской Федерации, ст. 51 ГрК Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.321 ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2023 ░░░░.

2-184/2023 (2-1369/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация города Алушты Республики Крым
Ответчики
Полунина Надежда Константиновна
Другие
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора РК
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Реммер Марта Александровна
Дело на сайте суда
alushta.krm.sudrf.ru
10.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.08.2022Передача материалов судье
10.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2022Судебное заседание
06.02.2023Производство по делу возобновлено
28.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее