Учет №021а
Рђ Рџ Р• Р› Р› РЇ Р¦ Р Рћ Рќ Рќ Рћ Р• Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
30 июля 2019 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Фахрутдинова Р.Р., Шакуровой Рќ.Рљ.,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Шакуровой Рќ.Рљ. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Рсполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан РЅР° решение Пестречинского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 30 апреля 2019 РіРѕРґР°, которым постановлено:
признать незаконным бездействие Рсполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся РІ невыполнении РІ течение семи рабочих дней СЃРѕ РґРЅСЏ поступления уведомления РѕР± окончании строительства проверки соответствия указанных РІ уведомлении РѕР± окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° действующим РЅР° дату поступления уведомления Рѕ планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования Рё застройки, документацией РїРѕ планировке территории, Рё обязательным требованиям Рє параметрам объектов капитального строительства; осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° РЅР° соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° описанию внешнего РІРёРґР° таких объекта или РґРѕРјР°, являющемуся приложением Рє уведомлению Рѕ планируемом строительстве; проверки соответствия РІРёРґР° разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° РІРёРґСѓ разрешенного использования, указанному РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве; проверки допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° РІ соответствии СЃ ограничениями, установленными РІ соответствии СЃ земельным Рё иным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° дату поступления уведомления РѕР± окончании строительства; Р° также ненаправлении застройщику СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, указанным РІ уведомлении РѕР± окончании строительства, уведомления Рѕ соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° требованиям законодательства Рѕ градостроительной деятельности либо Рѕ несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового РґРѕРјР° требованиям законодательства Рѕ градостроительной деятельности СЃ указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Выслушав представителя административного истца Салахова Д.Р. - Пузанову А.Н., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Салахов Р”.Р . обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, уточненным РІ С…РѕРґРµ судебного заседания, РѕР± оспаривании бездействий Рсполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Р’ обоснование требований указал, что 15 марта 2019 РіРѕРґР° РѕРЅ направил РІ адрес Рсполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан уведомление РѕР± окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства РЅР° земельном участке, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ приложением всех необходимых документов. Однако несмотря РЅР° то, что действующим законодательством установлен семидневный СЃСЂРѕРє для рассмотрения такого уведомления, Рсполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан лишь 2 апреля 2019 РіРѕРґР° направил РЅР° электронную почту административного истца уведомление Рѕ соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства Рѕ градостроительной деятельности. Полагал такое бездействие органа местного самоуправления незаконным, нарушающим его права Рё законные интересы. РќР° основании изложенного РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать незаконными бездействия Рсполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, выразившиеся РІ непроведении РІ установленный законом СЃСЂРѕРє проверки соответствия указанных РІ уведомлении РѕР± окончании строительства параметров построенного объекта индивидуального жилищного строительства действующим РЅР° дату поступления уведомления Рѕ планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования Рё застройки, документацией РїРѕ планировке территории, Рё обязательным требованиям Рє параметрам объектов капитального строительства; РІ непроведении РІ установленный законом СЃСЂРѕРє проверки путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства РЅР° соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства описанию внешнего РІРёРґР° такого объекта, являющемуся приложением Рє уведомлению Рѕ планируемом строительстве; РІ непроведении РІ установленный законом СЃСЂРѕРє проверки соответствия РІРёРґР° разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства РІРёРґСѓ разрешенного использования, указанному РІ уведомлении Рѕ планируемом строительстве; РІ непроведении РІ установленный законом СЃСЂРѕРє проверки допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства РІ соответствии СЃ ограничениями, установленными РІ соответствии СЃ земельным Рё иным законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅР° дату поступления уведомления РѕР± окончании строительства; РІ ненаправлении РІ установленный законом СЃСЂРѕРє застройщику СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј, указанным РІ уведомлении РѕР± окончании строительства, уведомления Рѕ соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства Рѕ градостроительной деятельности.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.
Р’ апелляционной жалобе Рсполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан РїСЂРѕСЃРёС‚ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР°, РїСЂРёРІРѕРґСЏ РґРѕРІРѕРґС‹ Рѕ том, что несмотря РЅР° направление уведомления Рѕ соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства Рѕ градостроительной деятельности РІ многофункциональный центр для выдачи заявителю лишь 29 марта 2019 РіРѕРґР°, РѕРЅРѕ было изготовлено органом местного самоуправления 20 марта 2019 РіРѕРґР°, то есть РІ установленный законом СЃСЂРѕРє. Указывает РЅР° то, что РІ течение семи дней СЃРѕ РґРЅСЏ поступления уведомления РѕР± окончании строительства объекта, Рсполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан были осуществлены РІСЃРµ предусмотренные законодательством действия. Ссылается РЅР° то, что материалы дела РЅРµ содержат доказательств, подтверждающих факт невыполнения органом местного самоуправления предусмотренных законодательством действий.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействий органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· материалов дела следует, что 1 февраля 2019 РіРѕРґР° между Салаховым Р”.Р . Рё Рсполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан заключен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, РЅР° СЃСЂРѕРє РґРѕ 31 января 2039 РіРѕРґР°, СЃ правом РЅР° возведение РЅР° нем строений Рё сооружений РІ соответствии СЃ разрешением РЅР° строительство.
2 февраля 2019 года Салахов Д.Р. направил в адрес административного ответчика уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеназванном земельном участке, в ответ на которое получил уведомление от 12февраля 2019 года о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения данного объекта на земельном участке.
В силу части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства объекта индивидуального жилищного строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанный орган посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
15 марта 2019 РіРѕРґР° Салахов Р”.Р . через многофункциональный центр направил РІ адрес Рсполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан уведомление РѕР± окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства РЅР° земельном участке, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 данного Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Удовлетворяя требования административного истца Рѕ признании бездействий органа местного самоуправления незаконными, СЃСѓРґ РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных Рё муниципальных услуг РІ Республике Татарстан» РѕС‚ 24апреля 2019 РіРѕРґР° в„–167, согласно которым уведомление РѕР± окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства, поступившее РѕС‚ Салахова Р”.Р ., 15 марта 2019 РіРѕРґР° было передано РІ Рсполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; 29 марта 2019 РіРѕРґР° уведомление Рѕ соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства Рѕ градостроительной деятельности поступило РІ Пестречинский филиал многофункционального центра.
Поскольку материалами дела подтвержден факт направления застройщику уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с нарушением установленного законом срока, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции в этой части законными и обоснованными.
Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции о наличии бездействий, выразившихся в непроведении в установленный законом срок проверок в соответствии с пунктами 1-4 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в силу следующего.
Подпунктом «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет порядок совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, бремя доказывания факта проведения проверок, предусмотренных пунктами 1-4 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, вопреки доводам апелляционной жалобы, лежит РЅР° Рсполнительном комитете Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, как органе местного самоуправления.
Вместе с тем доказательств проведения соответствующих проверок административным ответчиком ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности было изготовлено органом местного самоуправления 20марта 2019 года, то есть в установленный законом срок, отклоняются судебной коллегией ввиду того, что материалами дела установлен факт сдачи указанного уведомления в многофункциональный центр для последующей передачи Салахову Д.Р. лишь 29 марта 2019 года, то есть с пропуском установленного законом семидневного срока.
Учитывая все изложенное, судебная коллегия приходит к убеждению о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пестречинского районного СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 30 апреля 2019 РіРѕРґР° РїРѕ данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Рсполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё