УИД 11RS0001-01-2021-009572-41 2а- 7362/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 августа 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Сивергиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жеребцова Юрия Сергеевича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, об оспаривании решения о продлении профилактического учета,
у с т а н о в и л :
Жеребцов Ю.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, оспаривая нахождение его на профилактическом учете и указывая о том, что решениями о его продлении административным ответчиком для него созданы препятствия в условно- досрочном освобождении от отбытия наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление ФСИН России по Республике Коми.
Административный истец непосредственного участия в рассмотрении дела не принял.
Представители административных ответчиков в судебном заседании иск не признали, указывая о том, что постановка и продление профилактического учета в данном случае производятся исходя из характера совершенного административным истцом преступления. Реализация права на досрочное освобождение зависит от поведения лица в период отбывания наказания, т.е. наличия взысканий, и никакой связи с постановкой на профилактический учет не имеет.
Также пояснили, что впервые Жеребцов Ю.С. был поставлен на профилактический учет в 2016 году, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года по административному делу № №... по спору между теми же сторонами в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным решения по постановке на профилактический учет было отказано.
Заслушав явившуюся сторону, исследовав материалы административного дела № №..., настоящего административного дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из обстоятельств дела, административный истец с ** ** ** отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ** ** ** решением заседания комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми (протокол №14) был поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность личности, о чем своевременно осведомлен, и данное обстоятельство им не оспаривалось ранее при рассмотрении административного дела № №....
Протоколом №10 от 27.03.2017 на основании рапорта начальника отряда, согласно п.41 Приказа №72 Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 20 мая 2013 г. "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" принято решение о продлении нахождения Жеребцова Ю.С. на профилактическом учете, как лица склонного к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность личности, на 3 месяца.
В дальнейшем, решения о продлении нахождения Жеребцова Ю.С. на профилактическом учете на тот же срок принимались комиссией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми каждые три месяца.
При рассмотрении жалобы Жеребцова Ю.С. в УФСИН России по Республике Коми по вопросу необоснованного продления профилактического учета, письмом от 24.02.2021 № №... ему разъяснено, что нарушений требований уголовно- исполнительного законодательства при постановке на профилактический учет со стороны администрации ФКУ ИК-1 не выявлено, ходатайства о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания и об условно- досрочном освобождении рассмотрены судом и оставлены без удовлетворения по причине несоблюдения заявителем установленного порядка отбывания наказания, а не нахождения его на профилактическом учете.
№... на основании рапорта начальника отряда уполномоченной комиссией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми вновь принято решение о продлении нахождения Жеребцова Ю.С. на профилактическом учете, как лица склонного к посягательству на половую свободу и половую неприкосновенность личности, на 3 месяца ( протокол №4).
С настоящими требованиями административный истец обратился 15.06.2021, в период действия данного решения о продлении профилактического учета. Рассматривая заявленный Жеребцовым Ю.С. административный иск, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации одной из целей уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных, под которым понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч.1 ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст.11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством профилактических мероприятий.
Деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения) (пункт 4 Инструкции).
В силу пункта 24 данной Инструкции на профилактический учет берутся осужденные, склонные к посягательствам на половую свободу и половую неприкосновенность.
Согласно п.67 "Минимальных стандартных правил обращения с заключенными", утвержденных Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 30 августа 1955 года), одной из целей классификации заключенных является разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях возвращения к жизни в обществе.
С учетом того, что административный истец осужден за преступление, относящееся к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности, он автоматически ставится на профилактический учет, что соотносится с требованиями профилактики правонарушений.
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем: всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний; проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий; изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе; использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников; применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.
В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным (п. 33).
Изложенное свидетельствует о том, что постановка осужденного на профилактический учет преследует цель недопущения правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, являющихся составной частью воспитательной работы.
Постановка осужденного на профилактический учет и дальнейшее его нахождение на профилактическом учете влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или взысканий.
Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае освобождения из учреждения уголовно-исполнительной системы (п. 42).
Как свидетельствуют материалы дела, нахождение Жеребцова Ю.С. на профилактическом учете не противоречит положениям закона, регулирующим спорные правоотношения, решение административной комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** о продлении нахождения Жеребцова Ю.С. на профилактическом учете, по основанию, предусмотренному пунктом 24 Инструкции, как и ранее принятые аналогичные решения, принято с соблюдением процедуры, установленной Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013г. N72, с учетом сведений, характеризующих личность административного истца, его прав и законных интересов не нарушает.
Несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение УФСИН России по Республике Коми № №... от ** ** ** также не может свидетельствовать о нарушении его прав. Указанный ответ дан надлежащим должностным лицом, в установленный законом срок, подробно мотивирован, каких-либо препятствий для осуществления прав и свобод административного истца им не создано, каких-либо обязанностей не возложено.
Поскольку постановка на профилактический учет связывается с самим фактом наличия судимости за соответствующее преступление, доводы истца о том, что продлением профилактического учета административным ответчиком для него созданы препятствия в условно- досрочном освобождении от отбытия наказания и замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, суд отклоняет, как неосновательные.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности.
При этом комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осужденных различен и дифференцируется в зависимости в первую очередь от тяжести назначенного судом наказания, соответствующего характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного, а также в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания, чем обеспечивается соразмерность и справедливость применяемых мер воздействия (определения от 20 марта 2008 года N 162-О-О и от 23 марта 2010 года N 369-О-О).
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя (ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку по настоящему делу необходимой совокупности указанных выше условий не установлено, правовые основания для удовлетворения заявленного административного иска отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявленных административных исковых требований Жеребцова Юрия Сергеевича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, о признании незаконными действий, связанных с продлением срока нахождения на профилактическом учете - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
Мотивированное решение изготовлено судом 23 августа 2021 года.