Решение по делу № 2-643/2020 от 24.07.2020

Дело № 2-643/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2020 года

город Колпашево Томской области

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Шачневой А.А.,

при секретаре Москвичёвой И.Н.,

помощник судьи Ледовских Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» к Черноусовой Н.Н. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Фонд «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» обратился в Колпашевский городской суд Томской области с исковым заявлением к Черноусовой Н.Н. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, расходов по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, всего: <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что Черноусовой Н.Н. на праве собственности принадлежит помещение , общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый (условный) , расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 № 597а утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 год. Данное Постановление было официально опубликовано ДД.ММ.ГГГГ. Указанный многоквартирный дом включен в Региональную программу. Данный многоквартирный дом Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от 01.08.2014 № 420 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» включен в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла у собственников помещений в многоквартирном доме с 1 октября 2014 года. С ДД.ММ.ГГГГ года Фонд «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» ежемесячно направляет в адрес ответчика счет-квитанции на уплату взносов на капитальный ремонт за помещение. В счет-квитанциях указывалась текущая сумма взносов на капитальный ремонт, сумма имеющейся задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также сумма пени за несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт. Постановлениями Администрации Томской области от 27.08.2015 № 309а, от 30.11.2016 № 377/1а, от 30.11.2017 № 416а, от 30.11.2018 № 456а, от 21.11.2019 № 422а «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Томской области» установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Томской области на 2016 год в размере 6.15 рублей на 1 кв.м. общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц, на 2017, 2018 годы – 6.55 рублей, на 2019 год – 7.08 рублей, на 2020 год – 7.46 рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сформировалась задолженность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по неуплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год. Данный судебный приказ отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ. На момент подготовки искового заявления задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт не погашена.

Представитель истца Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в тексте искового заявления просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Ответчик Черноусова Н.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, каких-либо ходатайств не заявляла. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Ранее в судебном заседании ответчик Черноусова Н.Н. заявленные исковые требования не признала, указав, что фонды работают на добровольной основе и все пожертвования должны быть также добровольными. Собственниками помещений в указанном многоквартирном доме заключен договор с <данные изъяты>», куда они и вносят соответствующие платежи. Она с фондом договора не заключала. Её нежилое мощение (раннее магазин «Гермес», на данный момент магазин бытовых товаров) расположено на первом этаже жилого дома. Также заявила о пропуске истцом срока исковой давности.

В письменных возражениях на исковое заявление ответчик Черноусова Н.Н. указала, что ей на праве собственности принадлежит помещение , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Ссылаясь на ч. 1 ст. 13 Закона Томской области «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» от 07.06.2013 № 116-ОЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указала, что не является учредителем фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области», а взносы на капитальный ремонт, исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства должны быть добровольными. Приведя положения ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации, ч.ч.5-7 ст. 170, п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, считает, что органом местного самоуправления вопреки установленным требованиям закона собственники помещений не проинформированы о последствиях непринятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, собрание собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта не созывалось, в связи с чем обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в их многоквартирном доме не возникла. Также со стороны регионального оператора не было попыток заключить с ней договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, проект договора она не получала и не подписывала, поэтому полагает, что обязанность по уплате на капитальный ремонт многоквартирного дома у нее не возникала. Кроме того на основании ст.ст. 196, 200, 207 ГК РФ, п. 41 Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22, разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18 в случае признания заявленных исковых требований обоснованными, просила суд применить изложенные нормы законодательства о сроках исковой давности.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст 72 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 5 ЖК РФ).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Аналогичные положения закреплены в ст. 30 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В ч. 1 ст. 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 154 ЖК РФ определено, что взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе для собственника помещения в многоквартирном доме (п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

Таким образом, собственник, в том числе нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы не только по содержанию принадлежащего ему помещения, но и расходы по содержанию общего имущества в таком многоквартирном доме, размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения исходя, в том числе из установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ответчик Черноусова Н.Н. по данным Единого государственного реестра недвижимости (выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время является собственником нежилого помещения, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на этаже , по адресу: <адрес>.

По сведениям, представленным <адрес> совместно с МКУ «Архив», нежилое помещение по адресу: <адрес> введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой дом по данному адресу введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.

В подтверждение в материалы представлены копии выписки из решения Исполнительного комитета Колпашевского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов государственной комиссии по приему в эксплуатацию зданий» - встроенного магазина в <данные изъяты> квартирном жилом доме Томского геофизического треста в <адрес> и акт приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения – <данные изъяты> кв. жилого дома со встроенным магазином, утвержденный решением Колпашевского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ.

По сообщению Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда по конструктивным характеристикам нежилое помещение, находящееся по адресу: <адрес> является объединенным со зданием многоквартирного дома по указанному адресу.

Из ответа на запрос суда ООО «СКУ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данная организация выполняет услуги по управлению многоквартирным домом по адресу: <адрес>. Договор управления заключен с собственниками МКД от ДД.ММ.ГГГГ. Нежилое помещение по указанному адресу является конструктивно связанным с жилым домом, зданием.

Согласно указанному договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, а также Приложениям к нему управляющая компания ООО «СКУ» оказывает услуги (работы) по содержанию (услуги по управлению входят в содержание) и ремонту (текущему) общего имущества данного многоквартирного дома.

На представленном ООО «СКУ» поэтажном плане строения по <адрес> встроенный магазин отражен.

По сообщению ООО «Колпашевская тепловая компания» с собственником нежилого помещения по адресу: <адрес> договор снабжения тепловой энергией заключался на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После окончания срока действия договора был выслан договор на новый срок, в ООО «КТК» подписанный договор не вернулся. При этом начисление и оплата по данному объекту за услуги отопления производится своевременно и в полном объеме.

Согласно ответу на запрос суда Северного отделения АО «Томскэнергосбыт» от ДД.ММ.ГГГГ с ИП Черноусовой Н.Н. заключен договора энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ на объект: нежилое помещение (магазин), находящийся по адресу: <адрес> в соответствии с которым подается электроэнергия. Указанный объект (нежилое помещение) подключен от внутренних сетей жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.

Представленные в материалы технические документы: акт разграничения балансовой принадлежности эл.сетей и эксплуатационной ответственности сторон от ДД.ММ.ГГГГ, технические условия на подключение объектов электроснабжения к внутренним сетям от ДД.ММ.ГГГГ справка об исполнении технических условий на подключение объектов электроснабжения к внутренним электросетям и письмо согласования ОАО «ТРК от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют об использовании ответчиком общедомового электрического оборудования, что также следует и из дополнительных соглашений к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающих обязанность ответчика по оплате потребленной электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, объем которой определяется из показаний общедомового прибора учета, общей площади многоквартирного дома и площади нежилого помещения.

Из представленных ответов ООО «Водоканал-1», ООО «Водоканал-2» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что системы водоснабжения, водоотведения нежилого помещения по адресу: <адрес> не являются автономными и конструктивно объединены с остальной частью дома.

Анализ имеющихся в материалах доказательств с учетом приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод, что Черноусовой Н.Н. как собственнику нежилого помещения, конструктивно связанного с многоквартирным домом, в котором оно расположено, принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество, предусмотренное положениями ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числеустанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (п.1);создается региональный оператор (п.3);устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (п.5).

Согласно ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимостиот муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 8.2 ст. 156 ЖК РФ).

В силу п. 1 абз. 1 ст. 4 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» органом государственной власти субъекта, осуществляющим указанные полномочия в сфере организации проведения капитального ремонта на территории Томской области, является Администрация Томской области.

Постановлениями Администрации Томской области от 30.12.2013 N 584а, от 29.08.2014 N 322а, от 27.08.2015 N 309а, от 30.11.2016 N 377/1а, от 30.11.2017 N 416а, от 30.11.2018 N 456а, от 21.11.2019 N 422а установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Томской области в рублях на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме в месяц на 2014 год - 6,15, на 2015 год - 6,15, на 2016 год - 6,15, на 2017 год - 6,55, на 2018 год - 6,55, на 2019 год - 7,08, на 2020 год - 7,46 соответственно.

В целях формирования на территории Томской области региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на основании Постановления Администрации Томской области от 30.07.2013 N 310а создана некоммерческая организация – фонд «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области».

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, утверждена Постановлением Администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области», согласно Приложению к которой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию, общей площадью <данные изъяты> кв.м., включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Томской области, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества.

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).

В силу ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах включает в себя, помимо прочего перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта в соответствии со статьей 10 Закона N 116-ОЗ, включает в себя (при наличии в многоквартирном доме существующих конструктивных элементов, инженерных систем, оборудования), в том числе ремонт крыши; переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу; устройство выходов на кровлю;ремонт и усиление несущих и ограждающих ненесущих конструкций, не отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства; замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций многоквартирного дома и (или) инженерных сетей многоквартирного дома, отнесенные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности к реконструкции объектов капитального строительства; устройство, ремонт пандусов и иные работы по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения условий его доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; утепление фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома; разработку проектной документации (в случае если в соответствии с действующим законодательством требуется ее разработка), включая проведение проверки достоверности определения сметной стоимости работ (услуг) по капитальному ремонту; проведение государственной экспертизы проектной документации, государственной историко-культурной экспертизы в отношении многоквартирных домов, в установленном порядке признанных объектами исторического и культурного наследия, в случае, если в соответствии с действующим законодательством требуется проведение таких экспертиз; осуществление строительного контроля (абз. 3 раздела 7 Постановления Администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области»).

Так, действующим законодательством работы по капитальному ремонту общего имущества, принадлежащего ответчику как собственнику помещения на праве общей долевой собственности, в частности, при соответствующей степени износа конструктивных элементов, в многоквартирном доме включены в перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту, финансируемых за счет фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

По смыслу указанной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, является обязанностью, а не правом собственником помещений в таком доме.

Частью 3 ст. 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

В силу ч. 4 ст. 6 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи.

Утвержденная Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области опубликована в издании «Собрание законодательства Томской области», 31.01.2014, N 1/2(102) часть 2.

Из чего следует, что обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, в том числе у собственником помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, введенном в эксплуатацию до утверждения указанной региональной программы, возникла с 01 октября 2014 года.

Согласно ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса, сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.

Согласно уставу Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» последний является региональным оператором.

Собственники помещений в многоквартирном доме на территории Колпашевского городского поселения согласно Постановлению Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора» по адресу: <адрес> (Приложение к указанному Постановлению -Перечень многоквартирных домов на территории Колпашевского городского поселения со способом формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора) осуществляют формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора – фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области».

Статьёй 171 ЖК РФ определены особенности уплаты взносов на капитальный ремонт в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта.

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ).

Доводы ответчика об отсутствии у нее обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт ввиду не заключения с Фондом соответствующего договора, а также в связи с тем, что орган местного самоуправления не проинформировал собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, а также о том, что взносы на капитальный ремонт исходя из природы фондов должны быть добровольными являются необоснованными, поскольку по смыслу приведенных нормативных положений Жилищного законодательства уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, является обязанностью собственников помещений в данном доме, а не правом и исполнение данной обязанности не ставится в зависимость от наличия или отсутствия заключенного договора в письменной форме, а выбор способа формирования фонда капитального ремонта в силу ч. 3 ст. 170 ЖК РФ является правом собственников помещений в таком многоквартирном доме и исполнение и (или) не исполнение органом местного самоуправления полномочий в сфере жилищных отношений не освобождает собственников помещений от установленной законом обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт. Кроме этого согласно уставу истец является некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области, – региональным оператором и одной из функций истца указано аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) Фонда (п. 2.3.1), следовательно, созданный счет на основании постановления органа местного самоуправления предусматривает возможность взыскания истцом взносов на капитальный ремонт.

Таким образом, обязанность ответчика Черноусовой Н.Н. нести расходы по содержанию нежилого помещения в многоквартирном доме, а также общего имущества многоквартирного дома, установлена и подлежит исполнению последней как собственником помещения в указанном многоквартирном доме в силу закона, а потому при установленных обстоятельствах ответчик не может быть освобожден от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт по указанному нежилому помещению.

Согласно выписке из лицевого счета у ответчика – собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с неисполнением своей обязанности по несению расходов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома образовалась задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Представленный расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт произведен истцом исходя из расчета площади нежилого помещения - <данные изъяты> кв.м., принадлежащего ответчику, тарифов, установленных Постановлениями Администрации Томской области от 30.12.2013 N 584а, от 29.08.2014 N 322а, от 27.08.2015 N 309а, от 30.11.2016 N 377/1а, от 30.11.2017 N 416а, от 30.11.2018 N 456а, от 21.11.2019 N 422а, судом проверен, обоснованность и правильность математических расчетов сомнений у суда не вызывают. Доказательств уплаты ответчиком взносов на капитальный ремонт суду не представлено.

Разрешая заявленные истцом требования о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт с учетом заявления ответчика Черноусовой Н.Н. о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Положениями ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В силу п.2 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части.

В п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Таким образом, из анализа указанных положений следует, что при исчислении сроков исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, при определении ч. 1 ст. 155 ЖК РФ внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которой входит взнос на капитальный ремонт, ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок, применяется общий срок исковой давности, который подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда Фонд узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Поскольку нормами закона предусмотрено исполнение обязательств по частям (путем внесения равных ежемесячных платежей), то срок исковой давности подлежит исчислению отдельно по каждому платежу со дня, когда Фонд узнал или должен был узнать о нарушении своего права, то есть со дня не внесения собственником каждого платежа.

Срок исковой давности согласно п. 1 ст. 204 ГК РФ не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, выраженным в п.п. 17, 18 Постановления от 29.09.2015 № 43, в силу п.1 ст.204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абз. 2 ст. 220 ГПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 204 ГК РФ).

В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт Фонд «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» обратился к мировому судье с заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с Черноусовой Н.Н. задолженности по неуплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. На основании данного заявления ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Колпашевского судебного района <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с Черноусовой Н.Н. в пользу Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов <адрес>» задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившим от должника Черноусовой Н.Н. возражением указанный судебный приказ был отменен.

Согласно штемпелю на почтовом конверте исковое заявление Фондом сдано в организацию почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ. Из чего следует, что с учетом трехлетнего срока исковой давности и времени обращения за судебной защитой к мировому судье в приказном порядке (<данные изъяты>), принимая во внимание, что исходя из предоставленной выписки из лицевого счета дата последнего начисленного платежа – ДД.ММ.ГГГГ, требования о взыскании с ответчика платежей, обязанность по уплате которых наступила ранее ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ – 3 года – <данные изъяты> дня (время нахождения в производстве мирового судьи), находятся за пределами сроков исковой давности. Таким образом, срок исковой давности следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт определена истцом ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, следовательно, обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт, начисленного за <данные изъяты> года согласно выписке из лицевого счета, находится в пределах срока исковой давности.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию неуплаченные взносы на капитальный ремонт за период с <адрес> года по ДД.ММ.ГГГГ года, а именно:

за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года – (<данные изъяты> кв.м. (площадь помещения) х 6,55 рублей (размер взноса в указанный период в соответствии с Постановления Администрации Томской области от 30.11.2016 N 377/1а, от 30.11.2017 N 416а) х <данные изъяты> (количество месяцев) = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки);

за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года - (<данные изъяты> кв.м. (площадь помещения) х 7,08 рублей (размер взноса в указанный период в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 30.11.2018 N 456а) х 12 (количество месяцев) = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки);

за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года - (<данные изъяты> кв.м. (площадь помещения) х 7,46 рублей (размер взноса в указанный период в соответствии с Постановлением Администрации Томской области от 21.11.2019 N 422а) х 2 (количество месяцев) = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек),

а всего в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, следовательно, исковые требования Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» подлежат частичному удовлетворению.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчиков расходов по уплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Таким образом, учитывая, что исковые требования Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, пропорционально размеру удовлетворенных требований, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» к Черноусовой Н.Н. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с Черноусовой Н.Н. в пользу Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, за период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек, а также взыскать сумму уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек, всего <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копейки.

В остальной части исковых требований Фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: А.А. Шачнева

В окончательной форме решение принято 15 сентября 2020 года.

Судья: А.А. Шачнева

2-643/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области"
Ответчики
Черноусова Наталья Николаевна
Суд
Колпашевский городской суд Томской области
Судья
Шачнева Александра Александровна
Дело на странице суда
kolpashevsky.tms.sudrf.ru
24.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2020Передача материалов судье
28.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.08.2020Подготовка дела (собеседование)
12.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020Судебное заседание
10.09.2020Судебное заседание
15.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее