УИД 34RS0002-01-2020-011481-72 № 2а-955/2021
Судья Серухина А.В. Дело №33а-10769/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 15 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Сергеева С.С., Камышниковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Болкуновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Дзержинского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волгограда о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения,
по апелляционным жалобам административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда
на решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 26 апреля 2021 г., которым административное исковое заявление прокурора Дзержинского района г.Волгограда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по ул. 51-й Гвардейской, ул. Восточно-Казахстанская, ул. Танкистов, ул. Республиканская, ул. Полесская, ул. им. генерала Толбухина, ул. им. Гейне, ул. Краснополянская в Дзержинском районе г.Волгограда в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52605-2006; возложена обязанность устранить выявленные нарушения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Дзержинского района г.Волгограда, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Волгограда, указывая, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения выявлены множественные недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог и элементов их благоустройства на автомобильных дорогах по ул. 51-й Гвардейской, ул. Восточно-Казахстанская, ул. Танкистов, ул. Республиканская, ул. Полесская, ул. им. генерала Толбухина, ул. им. Гейне, ул. Краснополянская в г.Волгограде. О выявленных дефектах при содержании названных автомобильных дорог ранее ОГИБДД УМВД России по г.Волгограду направлялись предписания в адрес Департамента городского хозяйства администрации Волгограда, которые до настоящего времени не исполнены.
Прокуратурой Дзержинского района г.Волгограда внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, однако, действий по исполнению предписания со стороны администрации Волгограда не принято. Непринятие администрацией Волгограда надлежащих мер по обеспечению безопасности дорожного движения является нарушением законодательства, создает реальную угрозу жизни и здоровья жителей Волгограда, в том числе, несовершеннолетних граждан.
В связи с указанным прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по ул. 51-й Гвардейской, ул. Восточно-Казахстанская, ул. Танкистов, ул. Республиканская, ул. Полесская, ул. им. генерала Толбухина, ул. им. Гейне, ул. Краснополянская в соответствии с требованиями п.п.5.2.1, 5.2.4, 5.2.5, 5.3.1, 6.2.1, 6.3.1, 6.3.2, 6.5.2, 7.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 5.1.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.3.1, 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019, п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1, 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007, п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006.
В порядке восстановления нарушенных прав административный истец просил обязать администрацию Волгограда в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:
- устранить дефекты обочин автомобильных дорог по ул. Восточно-Казахстанская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 012), ул. Республиканская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 246), ул. Полесская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 236), ул. им. генерала Толбухина (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 118);
- нанести на участках с усовершенствованным дорожным покрытием и элементах оборудования (обустройства) автомобильных дорог горизонтальную разметку по ул. 51-й Гвардейской (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 009), ул. Восточно-Казахстанская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 012), ул. Танкистов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 274), ул. Республиканская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 246), ул. Полесская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 236), ул. им. генерала Толбухина (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 118), ул. им. Гейне (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 115), ул. Краснополянская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 005);
- восстановить целостность и устранить нарушения в положении бортового камня на всем протяжении автомобильных дорог по ул.51-й Гвардейской (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 009), ул. Восточно-Казахстанская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 012), ул. Танкистов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 274), ул. Республиканская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 246), ул. Полесская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 236), ул. им. генерала Толбухина (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 118), ул. Краснополянская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 005);
- организовать работы по приведению остановочных пунктов в соответствие с п.5.3.3 ГОСТ Р 52775-2007 на автомобильных дорогах по ул. Танкистов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 274), ул. Краснополянская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 005), ул.51-й Гвардейской (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 009), ул. Восточно-Казахстанская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 012);
- организовать работы по установке уличного освещения на автомобильной дороге по ул. Восточно-Казахстанская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 012) в границах от дома № 8 до III Продольной магистрали;
- устранить возвышение обочины над проезжей частью на не отделенных от проезжей части бордюром автомобильных дорогах по ул. ул.51-й Гвардейской (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 009), ул. Танкистов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 274), ул. Республиканская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 246), ул. Полесская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 236), ул. им. генерала Толбухина (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 118), ул. Краснополянская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 005);
- привести геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) на автомобильных дорогах по ул. Восточно-Казахстанская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 012), ул. Танкистов (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 274), ул. Республиканская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 246), а также технические средства на указанных участках дорог для информирования водителей в соответствие с п.п.4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 53605-2006 и п.6.8 ГОСТ Р 50597-2017;
- организовать проведение работ по установке ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках автомобильных дорог (улицы), проходящих вдоль детских учреждений по ул.51-й Гвардейской (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ Н 009), ул. Республиканская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 246),
- организовать работы по установке светофоров типа Т.7 на пешеходных переходах, расположенных на участках дорог, проходящих вдоль территорий детских учреждений по ул. им. генерала Толбухина, ул. Республиканская, ул. 51-й Гвардейской в соответствии с п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019;
- оборудовать на автомобильной дороге по ул. Полесская (идентификационный номер 18 401 365 ОП МГ 236) тротуар в соответствие с п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52605-2006.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах представители административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда ставят вопрос об отмене постановленного по делу судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционных жалоб указывают на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а так же неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В письменных возражениях прокурор Дзержинского района г.Волгограда просит оставить решение без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Выслушав представителя административного ответчика администрации Волгограда Редина И.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Куликову Н.Н., возражавшую против удовлетворения апелляционных жалоб, изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа помимо прочего относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст.3).
Статья 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) дает следующие понятия:
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных порог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
-дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ «О безопасности дорожного движения) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 указанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (п. 4 ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения).
Согласно ч. 1, 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 9 ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п. 6 ч. 6 ст. 39 Устава города-героя Волгограда к полномочиям администрации Волгограда в области градостроительной деятельности, транспорта и связи относится также организация и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением главы Волгограда от 16.10.2008 №2143 (ред. от 18.10.2019) «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Волгограда» к магистральным улицам районного значения (группа Б) транспортно-пешеходные отнесены, в том числе, ул. 51-й Гвардейской (18 401 365 ОП МГ Н 009) протяженностью 4588,0 м с покрытием асфальтобетон; ул. Восточно-Казахстанская (18 401 365 ОП МГ Н 012) протяженностью 1359,8 м с покрытием асфальтобетон, грунт; ул.Толбухина (18 401 365 ОП МГ 118) протяженностью 1234,0 м с покрытием асфальтобетон; ул. им.Гейне (18 401 365 ОП МГ 115) протяженностью 949,0 м с покрытием асфальтобетон. К улицам и дорогам местного значения (группа В) отнесены: дорога по ул. Танкистов (18 401 365 ОП МГ 274) протяженностью 595,0 м с покрытием асфальтобетон; ул. Республиканская (18 401 365 ОП МГ 246) протяженностью 812,0 м с покрытием асфальтобетон; ул.Полесской (18 401 365 ОП МГ 236) протяженностью 614,0 м с покрытием щебень. К магистральным дорогам регулируемого движения (группа Б) отнесена дорога по ул. Краснополянской (18 401 365 ОП МГ Н 005) протяженностью 4166,0 м с покрытием асфальтобетон.
Таким образом, исходя из анализа приведенных выше норм, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления, в данном случае в отношении спорных автомобильных дорог и объектов их обустройства, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград – на административного ответчика администрацию Волгограда. Распределение соответствующих функций между структурными подразделениями администрации не освобождает последнюю от выполнения возложенных на нее законом обязанностей.
Между тем, как следует из материалов дела, данная обязанность органом местного самоуправления городского округа в полном объеме не исполняется.
Так, из материалов дела следует, что сотрудниками ОГИБДД Управления МВД России по городу Волгограду в августе 2020 года проводилась проверка состояния и содержания улично-дорожной сети в местах расположения детских образовательных учреждений г.Волгограда. В ходе данной проверки выявлен ряд нарушений норм и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения (дефекты асфальтобетонного покрытия улиц и дорог, отсутствие и неправильное применение дорожных знаков и разметки, отсутствие искусственных неровностей, пешеходных ограждений, наружного освещения, тротуаров и др.). Для принятия мер к устранению выявленных недостатков, акт обследования направлялся в администрацию Волгограда.
Из ответа администрации Волгограда от 11.09.2020 № 05-11/2905 на указанное письмо следует, что городским дорожным службам дано поручение провести мероприятия по нанесению дорожной разметки, установке недостающих дорожных знаков пешеходных переходов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, в соответствии с проектом организации дорожного движения, выполнены работы по нанесению дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» возле школ. Показатели и значения паспортов пешеходных переходов могут быть разработаны только опытным путем специализированной проектной организацией. В проект бюджета Волгограда на 2021 год включены средства в размере 8740 тыс. руб. на разработку значения паспортов пешеходных переходов, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательных учреждений, а также паспортов пешеходных переходов, расположенных на улично-дорожной сети Волгограда. Возможность проведения указанных работ будет при условии финансирования.
05.10.2020 в адрес прокурора г.Волгограда для принятия мер прокурорского реагирования направлена информация с приложением перечня выявленных нарушений, с указанием, что при проведении повторного обследования 28.09.2020 установлено, что кроме обновления дорожной разметки 1.14.1 нарушения не устранены, безопасность передвижения детей не обеспечена.
Согласно сообщения и.о. заместителя главы Волгограда Земцова В.Ю. от 30.10.2020 № 05-н/3481, в результате обследования указанных в обращении объектов улично-дорожной сети, проведенных специалистами Департамента городского хозяйства администрации Волгограда и службы заказчика МУ «Комдорстрой» определено, что состояние проезжей части дорог по ул. 51-й Гвардейской, ул. Восточно-Казахстанская, ул. Танкистов, ул. Республиканская, ул. Полесская, ул. им. генерала Толбухина, ул. им. Гейне вблизи образовательных учреждений, является удовлетворительным, дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части, влияющие на безопасность дорожного движения, отсутствуют. Мероприятия по устранению деформаций, повреждений и ремонту проезжей части на вышеуказанных объектах были выполнены ранее в рамках мероприятий по содержанию объектов улично-дорожной сети Дзержинского района, а также в рамках исполнения приоритетного проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
25.11.2020 государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г.Волгограду Возженниковым Д.В. проведено обследование состояния улично-дорожной сети в Дзержинском районе г. Волгограда по результатам которого составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, улиц.
Из указанного акта следует, что на автомобильной дороге по ул.51-й Гвардейской (идентификационный номер 18401365 ОП МГ Н 009) включая также район расположения МОУ «Средняя школа № 40», МОУ «Лицей № 7», МДОУ «Детский сад № 341», МДОУ «Детский сад № 327», МДОУ «Детский сад № 333», светофоры типа Т.7 не применяются на пешеходных переходах, расположенных на участке дороги, проходящей вдоль территории детских учреждений МОУ «Средняя школа № 40», МОУ «Лицей № 7», МДОУ «Детский сад № 341», МДОУ «Детский сад № 327», МДОУ «Детский сад № 333», что не соответствует п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- ограничивающие пешеходные ограждения на указанной автомобильной дороге имеют повреждения, а также отсутствие элементов, что является нарушением требований п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль территории детских учреждений МОУ «Средняя школа № 40», МОУ «Лицей № 7», МДОУ «Детский сад № 341», МДОУ «Детский сад № 327», МДОУ «Детский сад № 333», с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги остановочные пункты не соответствуют требованиям, предъявляемым п.5.3.3 ГОСТ 52766-2007.
Также, на автомобильной дороге по ул. Восточно-Казахстанская (идентификационный номер 18401365 ОП МГ Н 012), включая также район расположения МОЦ «Средняя школа № 40», МОУ «Лицей № 7», МДОУ «Детский сад № 341», МДОУ «Детский сад № 327», МДОУ «Детский сад № 333»:
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п.6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают предъявляемым требованиям, не оборудованы в полном объеме техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что является нарушением требований п.4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и п.6.8 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги остановочные пункты не соответствуют требованиям, предъявляемым п.5.3.3 ГОСТ 52766-2007;
- в границах от дома № 8 до III Продольной магистрали отсутствует стационарное электрическое освещение, что является нарушением требований п.4.6.1 ГОСТ 52766-2007.
На автомобильной дороге по ул. Танкистов (идентификационный номер 18401365 ОП МГ 274) включая также район расположения МОУ «Лицей № 7», МДОУ «Детский сад № 327», МДОУ «Детский сад № 333»:
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п.6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают предъявляемым требованиям, не оборудованы в полном объеме техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что является нарушением требований п.4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и п.6.8 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги остановочные пункты не соответствуют требованиям, предъявляемым п.5.3.3 ГОСТ 52766-2007.
На автомобильной дороге по ул. Республиканская (идентификационный номер 18401365 ОП МГ 246) включая также район расположения МОУ «Средняя школы № 89», МОУ «Средняя школы № 101»:
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п.6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- светофоры типа Т.7 не применяются на пешеходных переходах, расположенных на участке дороги, проходящей вдоль территории детских учреждений МОУ «Средняя школа № 89», МОУ «Средняя школа № 101», что не соответствует п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль территории детских учреждений МОУ «Средняя школа № 40», МОУ «Лицей № 7», МДОУ «Детский сад № 341», МДОУ «Детский сад № 327», МДОУ «Детский сад № 333», с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги геометрические размеры и формы искусственных неровностей (монолитных и сборно-разборных) не отвечают предъявляемым требованиям, не оборудованы в полном объеме техническими средствами организации дорожного движения: дорожными знаками и разметкой, что является нарушением требований п.4.1.1, 4.1.3, 4.1.5 ГОСТ Р 52605-2006 и п.6.8 ГОСТ Р 50597-2017.
На автомобильной дороге по ул. Краснополянская (идентификационный номер 18401365 ОП МГ Н 005) включая также район расположения МОУ «Средняя школа № 128», МДОУ «Детский сад № 266», МДОУ «Детский сад № 290»:
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п.6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги остановочные пункты не соответствуют требованиям, предъявляемым п.5.3.3 ГОСТ 52766-2007.
На автомобильной дороге по ул. им. Гейне (идентификационный номер 18401365 ОП МГ 115) включая также район расположения МОУ «Средняя школа № 128», МДОУ «Детский сад № 266», МДОУ «Детский сад № 290»:
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п.6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- светофоры типа Т.7 не применяются на пешеходных переходах, расположенных на участке дороги, проходящей вдоль территории детских учреждений МОУ «Средняя школа № 89», МОУ «Средняя школа № 101», что не соответствует п.7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- не применяются ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дороги (улицы), проходящем вдоль территории детских учреждений МОУ «Средняя школа № 89», МОУ «Средняя школа № 101», с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, что является нарушением п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019.
На автомобильной дороге по ул. им. генерала Толбухина (идентификационный номер 18401365 ОП МГ 118) включая также район расположения МДОУ «Детский сад № 203», МДОУ «Детский сад № 105»:
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п.6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- светофоры типа Т.7 не применяются на пешеходных переходах, расположенных на участке дороги, проходящей вдоль территории детских учреждений МДОУ «Детский сад № 203», МДОУ «Детский сад № 105», что не соответствует п.7.318 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
На автомобильной дороге по ул. Полесская (идентификационный номер 18401365 ОП МГ 236) включая также район расположения МОУ «Средняя школа № 89», МДОУ «Детский сад № 203», МДОУ «Детский сад № 105», МДОУ «Детский сад № 366»:
- покрытие проезжей части имеет отдельные дефекты в виде выбоин, просадок, проломов длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 м2 или более, колей и иных повреждений, что нарушает требования п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;
- обочина автомобильной дороги имеет дефекты, влияющие на имеет дефекты, влияющие на безопасность дорожного движения, в виде повреждений, деформаций, разрушений, отдельных просадок, проломов и выбоин размеры которых превышают предусмотренные п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;
- в местах отсутствия бордюра допущено возвышение обочины над проезжей частью, что является нарушением требований п.5.3.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- дорожная разметка не применяется, на усовершенствованном дорожном покрытии и элементах оборудования (обустройства) дороги, что является нарушением требований п.6.2.1, 6.2.2 и 6.3.1 ГОСТ Р 52289-2019;
- на всем протяжении автомобильной дороги имеются повреждения и нарушения в положении бортового камня, что является нарушением требований п.6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017;
- на всем протяжении автомобильной дороги отсутствует тротуар, что является нарушением требований пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
При рассмотрении административного дела в суде апелляционной инстанции прокурором представлен акт обследования автомобильных дорог от 27.10.2021, составленный комиссией в составе представителей ОГИБДД УМВД России по г. Волгограду, администрации Волгограда, департамента городского хозяйства администрации Волгограда, МУП «Комдорстрой», МБУ «Северное», ООО «Светосервис-Волгоград», из которого следует, что выявленные при обследовании 25.11.2020 недостатки частично устранены.
В связи с указанным, прокурором заявлено об отказе от требований административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Волгограда выразившегося в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по ул. Республиканской, ул. Гейне в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52605-2006, возложении обязанности на администрацию Волгограда в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить дефекты обочин автомобильных дорог по ул. Республиканской, ул. Полесской, ул. им. Генерала Толбухина, ул. Восточно- Казахстанской на участке от дома № 8 до дома № 16, и от пересечения с ул. Шекснинской до дома № 27 «Л»; нанести горизонтальную разметку на автомобильных дорогах по ул. 51-Гвардейской, ул. Республиканской, ул. Полесской, ул. им. Гейне, ул. Краснополянской, ул. Танкистов, по ул. Восточно-Казахстанской на участке от дома № 8 до дома № 18; восстановить целостность и нарушения в положении бортового камня на автомобильных дорогах по ул. Краснополянской, ул. Полесской, ул. Республиканской, ул. Танкистов, ул. 51-й Гвардейской, по ул. Восточно-Казахстанская на участке от дома № 27 «Л» до дома № 16; организовать работы по приведению остановочных пунктов в соответствие с п. 5.3.3 ГОСТ 52766-2007 на автомобильной дороге по ул. Восточно- Казахстанская; устранить возвышение обочины над проезжей частью на автомобильных дорогах по ул. 51-Гвардейской, ул. Танкистов, ул. Республиканской, ул. Краснополянской, ул. Полесской, ул. им. Генерала Толбухина, ул. Восточно- Казахстанской; привести геометрические размеры и формы искусственных неровностей на автомобильных дорогах по ул. Республиканской, ул. Танкистов, ул. Восточно-Казахстанской на участке от пересечения с ул. Шекснинской до дома № 18; организовать проведение работ по установке ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у всех негулируемых наземных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках автомобильных дорог, проходящих вдоль детских учреждений по ул. Республиканской, по ул. 51-й Гвардейской на участке дороги от дома № 57 до входа в МОУ «Лицей № 7 Дзержинского района г. Волгограда» (расположенного по адресу: ул. 51 -й Гвардейской, 59); организовать работы по установке светофоров типа Т7 на пешеходных переходах, расположенных на участках дороги, проходящих вдоль территорий детских учреждений по ул. Республиканской; оборудовать на автомобильной дороге по ул. Полесская тротуар от дома № 2 до дома № 4.
Рассмотрев поступившее заявление, выслушав прокурора Куликову Н.Н. поддержавшую заявление об отказе от административного иска в части, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Как следует из положений ч. 1 ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Согласно ч. 2 ст. 304 КАС РФ, порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным ст.157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Судебная коллегия принимает отказ прокурора Дзержинского района г. Волгограда от части требований административного иска, поскольку поданное заявление по форме и содержанию соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов других лиц, вследствие чего решение суда в указанной части подлежит отмене, а производство по административному делу в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 194 КАС РФ - прекращению.
Разрешая заявленные требования прокурора об оспаривании бездействия администрации Волгограда по неприведению в соответствие с установленными требованиями законодательства названных автомобильных дорог и элементов их обустройства, расположенных на территории городского округа город-герой Волгоград, суд пришел к выводу о том, что указанные дороги, состояние которых не соответствует установленным нормативам и не обеспечивает безопасность дорожного движения, являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения города Волгограда, ремонт и содержание которых должно осуществляться органом местного самоуправление городского округа г. Волгограда в соответствии с законодательством, техническими стандартами и регламентами в целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб о том, что администрация Волгограда не осуществляет содержание дорог местного значения не основаны на вышеприведенных нормах права, регламентирующих обязанность органа местного самоуправления в рамках осуществления полномочий в сфере дорожной деятельности принимать меры по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Ссылка в апелляционных жалобах на неразумность установленного судом срока исполнения обязанности подлежит отклонению.
В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Срок исполнения решения установлен судом с учетом существа разрешенных требований, направленных на устранение нарушений в сфере охраны жизни, здоровья и имущества граждан, безопасности дорожного движения, а также принципов разумности и справедливости. Срок исполнения возложенной на администрацию Волгограда обязанности является достаточным как для проведения необходимых для этого процедур, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, так и законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административный ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 358 КАС РФ.
Судом верно установлены юридически значимые обстоятельства дела, нормы материального и процессуального права не нарушены. Доводы апелляционных жалоб не опровергают правильных по существу выводов суда и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 304, 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Принять отказ прокурора Дзержинского района г.Волгограда от требований административного иска в части признания незаконным бездействия администрации Волгограда выразившегося в непринятии мер по приведению автомобильных дорог по ул. Республиканской, ул. Гейне в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52289-2019, ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52605-2006, возложении обязанности на администрацию Волгограда в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить дефекты обочин автомобильных дорог по ул. Республиканской, ул. Полесской, ул. им. Генерала Толбухина, ул. Восточно- Казахстанской на участке от дома № 8 до дома № 16, и от пересечения с ул. Шекснинской до дома № 27 «Л»; нанести горизонтальную разметку на автомобильных дорогах по ул. 51-Гвардейской, ул. Республиканской, ул. Полесской, ул. им. Гейне, ул. Краснополянской, ул. Танкистов, по ул. Восточно-Казахстанской на участке от дома № 8 до дома № 18; восстановить целостность и нарушения в положении бортового камня на автомобильных дорогах по ул. Краснополянской, ул. Полесской, ул. Республиканской, ул. Танкистов, ул. 51-й Гвардейской, по ул. Восточно-Казахстанская на участке от дома № 27 «Л» до дома № 16; организовать работы по приведению остановочных пунктов в соответствие с п. 5.3.3 ГОСТ 52766-2007 на автомобильной дороге по ул. Восточно- Казахстанская; устранить возвышение обочины над проезжей частью на автомобильных дорогах по ул. 51-Гвардейской, ул. Танкистов, ул. Республиканской, ул. Краснополянской, ул. Полесской, ул. им. Генерала Толбухина, ул. Восточно- Казахстанской; привести геометрические размеры и формы искусственных неровностей на автомобильных дорогах по ул. Республиканской, ул. Танкистов, ул. Восточно-Казахстанской на участке от пересечения с ул. Шекснинской до дома № 18; организовать проведение работ по установке ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа у всех негулируемых наземных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках автомобильных дорог, проходящих вдоль детских учреждений по ул. Республиканской, по ул. 51-й Гвардейской на участке дороги от дома № 57 до входа в МОУ «Лицей № 7 Дзержинского района г. Волгограда» (расположенного по адресу: ул. 51 -й Гвардейской, 59); организовать работы по установке светофоров типа Т7 на пешеходных переходах, расположенных на участках дороги, проходящих вдоль территорий детских учреждений по ул. Республиканской; оборудовать на автомобильной дороге по ул. Полесская тротуар от дома № 2 до дома № 4.
В указанной части решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 26 апреля 2021 года отменить, производство по делу прекратить.
В остальной части решение Дзержинского районного суда города Волгограда от 26 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика администрации Волгограда и заинтересованного лица Департамента городского хозяйства администрации Волгограда – без удовлетворения.
Председательствующий судья:/подпись/
Судьи:/подпись/