УИД 60RS0001-01-2021-009584-41
Дело № 2а-3251/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 ноября 2021 года г. Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Новикова М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области к Тихоновой П.Ю. о взыскании страховых взносов и пени, пени по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Тихоновой П.Ю., в обоснование которого указано, что административный ответчик осуществляла предпринимательскую деятельность с **.**.2018 по **.**.2020. За 2020 год Тихонова П.Ю. не исполнила возложенную на нее обязанность по уплате страховых взносов и пени в общей сумме 19 905,84 руб., в том числе страховые взносы, на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии 13 790,40 руб. (за 2020 год), страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3 581, 05 руб. (за 2020 год).
Кроме того, административному ответчику принадлежали земельные участки, расположенные по адресу: Псковская область, Псковский район, дер. Глоты, в связи с чем начислен земельный налог за 2017, 2018 год, который уплачен за пределами установленных законом сроки.
В связи с неуплатой Тихоновой П.Ю. земельного налога и страховых взносов в установленные сроки, административному истцу начислены пени по земельному налогу в сумме 585, 56 руб. за 2017 год - 292,78 руб., за 2018 год - 292,78 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере пеня в размере 15,85 руб. (за период с 19.06.2020 по 25.06.2020) и 2 277, 10 руб. (18.01.2019 по 24.06.2020); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС в размере 4,12 руб. (за период с 19.06.2020 по 25.06.2020) и 237, 32 руб. (за период с 18.01.2019 по 15.08.2019).
По причине неуплаты административным ответчиком в установленный законом срок страховых взносов и пени и пени по земельному налогу, Инспекция обратилась в суд с указанным иском.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству сторонам разъяснен порядок упрощенного (письменного) судебного разбирательства и предложено выразить свое согласие или возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства.
Судебное извещение, а также определение суда о подготовке административного дела к судебному разбирательству, направленные по адресу места жительства административного ответчика, возвращены в суд за истечением срока хранения, в связи с чем, по правилам статей 165.1 ГК РФ и 100, 101 КАС РФ указанные судебные документы считаются доставленными.
Принимая во внимание отсутствие возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, суд, руководствуясь ст. 291, 292 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства
Суд, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции РФ, ст.3, 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Согласно статьям 1 и 3 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст.391 НК РФ).
Частью 4 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
До 01.01.2017 года Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Федеральный закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 года вышеуказанный Закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 года N250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Согласно абз.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст.6 Федерального закона N 167-ФЗ и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона N212-ФЗ, регулировавшего отношения по исчислению и уплате страховых взносов до 01.01.2017 года, индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и плательщиками страховых взносов. При этом в силу ст. 18, 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов были обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Часть 8 ст.16 Федерального закона N 212-ФЗ предусматривала, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
Аналогичная норма содержится и в действующем в настоящее время п.5 ст. 432 НК РФ, согласно которому в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Согласно ст. 22 (ч. 3, 5) названного выше Федерального закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено этой же статьей закона, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Из ст.419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частью 5 ст.432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Письмом ФНС России от 26.02.2018 N ГД-4-11/3724@ «Об определении величины дохода индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при прекращении и возобновлении им предпринимательской деятельности в течение календарного года» разъяснено, что исходя из положений п.5 ст.430 НК РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, исчисляется плательщиками страховых взносов самостоятельно. Страховые взносы уплачиваются за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года. Под расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Согласно п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом
На основании п.4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Материалами дела установлено, что Тихонова П.Ю. осуществляла предпринимательскую деятельность с **.**.2018 по **.**.2020.
Административному ответчику, как собственнику принадлежали земельные участки:
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадь ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м.;
- Земельный участок, адрес: <адрес>, с КН **, площадью ** кв.м., в связи с чем начислен земельный налог за 2017, 2018 годы, который уплачен за пределами установленных законом сроки.
В связи с тем, что Тихонова П.Ю. ненадлежащим образом исполняла свои обязанности по уплате страховых взносов и земельного налога, ей начислены пени по земельному налогу в сумме 585, 56 руб. за 2017 год (292,78 руб.), за 2018 год (292,78 руб) год; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере пеня в размере 15,85 руб. (за период с 19.06.2020 по 25.06.2020) и 2 277, 10 руб. (18.01.2019 по 24.06.2020); пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС в размере 4,12 руб. (за период с 19.06.2020 по 25.06.2020) и 237, 32 руб. (за период с 18.01.2019 по 15.08.2019) (л.д. 21-22).
Требованием №48529 от 25.06.2020, №66394 от 26.06.2020 предложено погасить задолженность страховым взносам и пени, пени по земельному налогу в срок до 19.11.2020 (л.д. 9,11).
В связи с неисполнением административным ответчиком направленного требования, Налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 32 г. Пскова с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам и пени и пени по земельному налогу. 20.02.2021 судебный приказ №2а-884/32/2020 отменен в связи с поступившим заявлением от ответчика об отмене судебного приказа (л.д. 8).
Сведений об уплате в добровольном порядке пени по страховым взносам и транспортному налогу в суд не представлено.
Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. В Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О отмечено, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. В силу указанного, налоговый орган вправе требовать взыскания с ответчика пени в размере 4 724 рубля 86 копеек.
Суммы, подлежащие взысканию с ответчика недоимки по страховым взносам и пени, подтверждаются расчетом, представленным истцом, и сомнений у суда не вызывают.
Административным ответчиком доказательств, подтверждающих погашение задолженности по пени в предъявленной к взысканию сумме, как того требуют положения ч. 1 ст. 62 КАС РФ, суду не представлено, как и не представлено расчета
Таким образом, по совокупности указанного, суд признает требования налогового органа обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Установленный статьей 48 НК РФ срок обращения в суд о принудительном взыскании недоимок по налогам и пени налоговым органом соблюден.
В соответствии с п. 1 ст. 114 КАС РФ, с подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, ст. 61 БК РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 814, 74 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Тихоновой П.Ю., ИНН **, **.** 1987 года рождения, уроженки города П., зарегистрированной по адресу: <адрес> задолженность по:
- пени по земельному налогу в сумме 585 руб. 56 коп за 2017 год (292 руб. 78 коп), 2018 год (292 руб. 78 коп);
- страховые взносы, на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии 13 790 руб. 40 коп (за 2020 год), и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии в размере пеня в размере 15 руб. 85 коп (за период с 19.06.2020 по 25.06.2020) и 2 277 руб. 10 коп (18.01.2019 по 24.06.2020);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3 581 руб. 05 коп (за 2020 год), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФФОМС в размере 4 руб. 12 коп (за период с 19.06.2020 по 25.06.2020) и 237 руб. 32 коп (за период с 18.01.2019 по 15.08.2019).
Взыскать с Тихоновой Полины Юрьевны в доход муниципального образования «Город Псков» государственную пошлину в размере 814 рублей 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья М.В. Новикова