Дело № 2-1094/20
23RS0037-01-2020-001104-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2020 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Бокий Н.М.,
при секретаре Персиной О.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глоба <данные изъяты> к администрации МО г. Новороссийска о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Глоба В.О. обратилась в суд с иском к администрации МО г. Новороссийск о признании незаконным решения об отказе в перераспределении земельного участка.
В обосновании иска указано, что 10.01.2020 г. истец на основании постановления от 29.11.2019 г. № 5864 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес> образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> гр. ФИО1» обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №.02.7-07-284/20 ФИО1, отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В качестве основания в ответе указано, что в администрацию Мо <адрес> поступило обращение ФИО5, о том, что фактически со стороны земельного участка с кадастровым номером №, образованного путем перераспределения, перекрыт проход проезд (существующий автомобильный съезд) на земельный участок, принадлежащий ФИО5, в связи с чем заявитель обратился с заявлением о пересмотре границ образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым <данные изъяты> с целью обеспечения свободного и безопасного прохода и проезда (съезда) на территории земельного участка с бетонной дороги, принадлежащего ФИО5
Просит суд признать незаконным отказ администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.02.7-07-284/20 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и обязать администрацию МО <адрес> заключить с ФИО1 соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес> образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> гр. ФИО1».
В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации МО <адрес> в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям изложенным в письменных возражениях. Суду пояснила, что согласно Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес> утвержденным решением Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 439, вновь образованный земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками». Зона индивидуальной жилой застройки Ж-1 выделена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных или блокированных жилых домов усадебного типа. Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в водоохраной зоне, в соответствии с ст. 54 решения Городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием - невозможно.
Привлеченное к участию в качестве третьего лица ФИО5 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, а так же письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером № адресу <адрес> двумя проходами и заездами (по земле общего пользования с <адрес> и по земле общего пользования с пер. Морской). Участок по <адрес> является смежным по отношению к участку по <адрес>, а теперь и смежным по отношению к участку по пер. Морской, 14. В связи с тем, что при межевании земель общего пользования и постановке на кадастровый учет вновь созданного участка с кадастровым номером № в него включен земельный участок из состава земель населенного пункта (земли общего пользования), при этом согласование границ с заинтересованным лицом - собственником смежного участка не проводилось, были нарушены сложившийся в течение многих лет порядок землепользования и права ФИО5 как собственника участка с действующим проездом. Участок с адресом <адрес> имеет два подъезда к нему, которыми собственник пользуется в соответствии со сложившимися в течение длительного времени порядком пользования. Считает отказ Администрации Мо <адрес> законным и обоснованным, просит в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Как следует из ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.7 ЗК РФ, перераспределение земельных участков перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьи 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.
Ст. 39.1 ЗК РФ, содержит перечень оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами).
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес> образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> гр. ФИО1» обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ №.02.7-07-284/20 ей, ФИО1, отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В качестве основания в ответе указано, что в администрацию Мо <адрес> поступило обращение ФИО5, о том, что фактически со стороны земельного участка с кадастровым номером №, образованного путем перераспределения, перекрыт проход проезд (существующий автомобильный съезд) на земельный участок, принадлежащий ФИО5, в связи с чем заявитель обратился с заявлением о пересмотре границ образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером23:47:0310009:54 с целью обеспечения свободного и безопасного прохода и проезда (съезда) на территории земельного участка с бетонной дороги, принадлежащего ФИО5
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (ч. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Рассмотрение обращения Майровой Л.Г. должно было производится в рамках Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Статья 10 вышеуказанного закона закрепляет порядок непосредственного рассмотрения обращений граждан.
В первую очередь в обязанности входит соблюдение при рассмотрении обращения граждан основных принципов такого рассмотрения: всесторонности, объективности и своевременности рассмотрения.
Под всесторонностью рассмотрения обращения следует понимать изучение требований гражданина с точки зрения законности, обоснованности, логичности, справедливости, отсутствия нарушений прав и интересов иных лиц при удовлетворении требований гражданина, наличие доказательств (материалов или иной информации), подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя.
Принцип объективности означает соответствие сделанных выводов и, следовательно, ответа на обращение фактическим обстоятельствам, объективной действительности. Для соблюдения данного принципа должны быть правильно установлены обстоятельства, причем не только «на бумаге», но и проверены с выездом на место.
Однако, Администрацией муниципального образования не представлены какие-либо доказательства проверки доводов изложенным Майоровой Л.Г. в своем обращении,
Постановлением Администрации от 29.11.2019 г. № 5864 утверждена схема расположения земельного участка площадью 412 кв.м., земельный участок был поставлен на кадастровый учет и присвоен кадастровый номер (далее КН) 23:47:0000000:7156.
Образованный земельный участок согласно Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования город Новороссийск утвержденным решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее ПЗЗ) находится в зоне Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками. Согласно ПЗЗ одним из основных видов использования земельного участка зоны Ж-1 является - индивидуальное жилищное строительство, с размещением индивидуального жилого дома усадебного типа, данный вид разрешенного использования так же был установлен Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением от 29.11.2019 № установлено ограничение в использовании земельного участка КН № в связи с расположением земельного участка в водоохранной зоне. В границах водоохранной зоны имеется ряд запретов, а именно:
использование сточных вод для удобрения почв;
размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Однако, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Данное требование содержится так же в ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, только в более расширенном толковании, указывающем перечень сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Одним из видов сооружений указывается - централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения.
Таким образом, выводы Администрации муниципального образования <адрес> о невозможности использования земельного участка с КН № в соответствии разрешенным использованием являются ошибочными, противоречащим Правилам землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес> утвержденным решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и нормам действующего законодательства.
По ходатайству истца по делу была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключения судебной экспертизы №.20/115 от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу «имеется ли к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес> действующий проход и проезд с пер. Морской?» экспертом дан ответ, в соответствии с которым на местности отсутствует действующий проезд и проход к земельному участку с кадастровым номером № по адресу: край Краснодарский, <адрес> в виде прохода и проезда на территорию земельного участка с кадастровым номером № по адресу: край Краснодарский, <адрес>, осуществляется посредствам зафиксированного проезда «общего пользования», расположенного с южной стороны от границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0310009:16 по адресу: край Краснодарский, <адрес>, через зафиксированные металлические ворота, обозначенные на схеме Исполнительного чертежа № как «ворота №», (направление движения к территории земельного участка отображено на схеме Исполнительного чертежа № стрелками зеленого цвета).
По второму вопросу: Имеется ли возможность организовать проход и проезд на земельный участок №:16, расположенный по адресу: <адрес> с пер. Морской не затронув границы земельного участка с кадастровым номером №?
Организовать доступ в виде прохода и проезда на территорию земельного участка с кадастровым номером № по адресу: край Краснодарский, <адрес>, с переулка Морской, без образования участков пересечения (наложения) границ проектируемого проезда и прохода с границами по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г Новороссийск, <адрес>, технически представляется возможным.
Вариант организации возможного прохода и проезда шириной 3,5 метра на территорию земельного участка с кадастровым номером 23:47:0310009:16 по адресу: край Краснодарский, <адрес>, с переулка Морской, без образования участков пересечения (наложения) границ проектируемого проезда и прохода с границами по сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером № по адресу: г Новороссийск, <адрес> чертежа № пунктирными линиями зеленого цвета с указанием характерных точек границ возможного проезда и прохода от Т1 до Т5, координаты поворотных точек границ представлены в табличной форме.
Кроме того согласно акта №-В.Р. осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 683 кв.м., с видом разрешенного использования- «Для индивидуальной жилой застройки», по документу- «Индивидуальное жилищное строительство», расположен объект капитального строительства, обладающий признаками индивидуального жилого дома и состоящий на учете в едином государственном реестре недвижимости с присвоением кадастрового номера №. Доступ автотранспорта на рассматриваемый земельный участок осуществляется через проезд в районе индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, состоящего на учете в едином государственном реестре недвижимости с присвоением кадастрового номера №.
На основании изложенного, доводы третьего лица Майоровой Л.Г., об ущемлении её прав как собственника смежного земельного участка не состоятельны и не нашли своего подтверждения.
Проанализировав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Глоба В.О. исковых требований к администрации МО г. Новороссийск об оспаривании решения об отказе в перераспределении земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №.02.7-07-284/20 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░. ░░░1».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.06.2020 ░.