дело № 2а-2506/2021
66RS0001-01-2021-001752-10
мотивированное решение
составлено 26.04.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2021 года г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Коблова Н.В.,
при секретаре Глухове М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану к Пестереву Михаилу Сергеевичу о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
установил:
ИФНС России по г. Кургану обратилась с административным исковым заявлением к Пестереву М.С. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 246 руб., пени в размере 88 руб. 95 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Пестерев в спорный период являлся собственником земельных участков, в связи с чем, является плательщиком земельного налога. Ответчиком обязанность по уплате земельного налога в установленный законом срок не исполнена, в связи с чем, в его адрес направлено требование об уплате недоимки по земельному налогу, предоставлен срок для добровольного исполнения. В добровольном порядке требования исполнены не были, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным иском.
Представитель административного истца, извещенный надлежащим образом и в срок, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Пестерев в судебном заседании исковые требования административного истца не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Выслушав объяснения административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Применению подлежат ставки, указанные в Решении Курганской городской Думы в редакции, действовавшей на момент начисления налога.
Пунктом 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пп. 1 и 3 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Как следует из материалов дела, за Пестеревым в спорный период были зарегистрированы земельные участки, расположенные по адресу: <адрес> с кадастровым номером № <адрес> с кадастровым номером №, <адрес> с кадастровым номером №
На основании ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Кургану Пестереву начислен земельный налог за 2018 год, почтой направлено налоговое уведомление № от 15.08.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019.
В установленный законом срок, административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем на основании ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по г. Кургану в адрес Пестерева направлено требование № по состоянию на 19.12.2019 об уплате задолженности по земельному налогу, предоставлен срок для добровольного исполнения до 30.01.2020.
Требование ИФНС России по г. Кургану административным ответчиком в добровольном порядке в установленные сроки исполнены не были, что послужило основанием для обращения 15.07.2020 к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены 24.08.2020, в суд с указанным административным исковым заявлением 02.03.2021, указанное административное исковое заявление направлено почтой (сдано в почтовое отделение) 27.02.2021, что подтверждается календарным штемпелем на почтовом конверте почтового отправления с идентификатором №
Разрешая спор, проверяя сроки обращения в суд, суд учитывает следующее.
В силу ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений гл. 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд с административным исковым заявлением истек 24.02.2021, вместе с тем с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 02.03.2021, направив его почтой 27.02.2021, то есть с нарушением установленного законом шестимесячного срока.
Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска административным истцом установленного законом срока суду не представлено, ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено, административный истец в судебное заседание своего представителя не направил.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что никаких уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с исковым заявлением, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения с административным иском в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, объективно препятствующим своевременному обращению в суд с иском в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (ст. 32, 33 Налогового кодекса Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение ИФНС России по г. Кургану установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░