(марка обезличена)
Дело № 2- 2634/2021 город Нижний Новгород
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
01 июня 2021 года
Советский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Тоненковой О.А.,
с участием представителя истца Кузьменко О.В. (по доверенности), представителя ответчика Мудрака А.А. (по доверенности), третьего лица Фроловой И.С., представителей третьего лица ООО «Нижэкология-НН» Ивасюк И.А. (по доверенности), Луневой Н.А. (по доверенности),
при секретаре Сергачевой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции ... к Товариществу собственников жилья «Сусловой 12\1» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд к ответчику с указанными требованиями по следующим основаниям.
(дата) в отдел контроля начисления платы за жилищно-коммунальные услуги государственной жилищной инспекции Нижегородской области поступило обращение от потребителя, проживающего по адресу: ... по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Госжилинспекцией в отношении ТСЖ «Сусловой 12/1» на основании приказа от (дата) №... проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что ТСЖ «Сусловой 12/1» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному между ТСЖ «Сусловой 12/1» и ООО «Нижэкология-НН». ТСЖ «Сусловой 12/1» производит начисление платы за данную коммунальную услугу и является получателем денежных средств.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО ТСЖ «Сусловой 12/1» производит исходя из установленного норматива потребления исходя из площади жилого помещения.
По адресу: ... постоянно зарегистрированы двое потребителей - Фролова И.С. и Фролов В.А.
Фролова И.С. обратилась с заявлением о проведении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по адресу: ... связи с ее временным отсутствием.
В перерасчете в связи с временным отсутствием Фроловой И.С. отказано.
Согласно требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 установлено, размера платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов твердых коммунальных отходов).
Таким образом ТСЖ «Сусловой 12/1» обязано произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в связи с временным отсутствием Фроловой И.С. и Фролова В.А. с (дата) по (дата).
В связи с вышеизложенным Госжилинспекцией в адрес ТСЖ «Сусловой 12/1» было выдано предписание от (дата) №... со сроком исполнения до (дата).
На основании приказа от (дата) №... Госжилинспекцией была проведена проверка исполнения вышеуказанного предписания. Установлено, что предписание от (дата) №... ТСЖ «Сусловой 12/1» не исполнено, выдано повторное предписание от (дата) №... со сроком исполнения до (дата).
После снятия ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) №... «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Госжилинспекцией на основании приказе от (дата) №... проведена проверка исполнения предписания от (дата) №.... Установлено, что предписание ТСЖ «Сусловой 12/1» не исполнено по настоящее время.
Неисполнение предписания подтверждается квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с (дата). по (дата)
Таким образом, до настоящего времени выявленные нарушения ТСЖ «Сусловой 12/1» не устранены.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации, п.п. 4.1.1 Положения о Госжилинспекции, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородского области от (дата) №..., истец просил обязать ТСЖ «Сусловой 12/1» провести мероприятия по исполнению предписания Госжилинспекции от (дата) №..., а именно -I произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в связи с временным отсутствием Фроловой И.С. и Фролова В.А. по адресу постоянной регистрации: ... (дата) до (дата), пропорционально площади жилого помещения занимаемой отсутствующими потребителями.
Определением от (дата)г. к участию по делу в качестве третьих лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены ООО «Нижэкология-НН», Фролова И.С., Фролов В.А.
В судебном заседании представитель истца Кузьменко О.В. (по доверенности) исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Мудрак А.А. (по доверенности) против удовлетворения иска возражал, указав, что предписание Госжилинспекции Нижегородской области ТСЖ не оспаривало, однако полагает его незаконным и не подлежащим исполнению, так как размер платы по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении многоквартирных домов на основании Постановления Правительства Нижегородской области №... от (дата). рассчитывается, исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и не зависит от количества проживающих в жилом помещении граждан.
Третье лицо Фролова И.С. полагала иск подлежащим удовлетворению, указав, что она с (дата)г. по (дата)г. постоянно проживала на даче, коммунальной услугой по вывозу ТКО в указанных период не пользовалась, соответственно на нее не может быть возложена обязанность по ее уплате.
Представители третьего лица ООО «Нижэкология-НН» Ивасюк И.А. (по доверенности), Лунева Н.А. (по доверенности) просили в удовлетворении иска отказать, указав, что Общество является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в г.Нижний Новгород. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается исходя из общей площади принадлежащего собственнику жилого помещения по формуле 9 (2) приложения №... к Правилам №.... Данная формула не предусматривает зависимости размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Третье лицо Фролов В.А. в судебное заседание не явился, был извещен, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, учитывая мнение сторон и третьих лиц, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчика, пояснения третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Главный государственный жилищный инспектор Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля при осуществлении ими государственного жилищного надзора, лицензионного контроля, муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия, установленные Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон и третьих лиц в судебном заседании, в квартире по адресу ... стоят на регистрационном учете и фактически проживают Фролова И.С, и Фролов В.А. Собственником квартиры является Фролова И.С.
В период (дата)г. по (дата)г. Фролова И.С. и Фролов В.А. постоянно проживали на даче №... в СНТ «Стимул», что подтверждается справой ООО «Стимул».
(дата)г. Фролова И.С. обратилась с заявлением в ТСЖ «Сусловой 12\1» с заявлением о перерасчете платы за вывоз ТБО в связи с временным отсутствием.
ТСЖ «Сусловой 12\1» в перерасчете в связи с временным отсутствием Фроловой И.С. отказало.
(дата) Фролова И.С. обратилась в Государственную жилищную инспекцию Нижегородской области с жалобой на начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в период ее временного отсутствия.
Госжилинспекцией Нижегородской области в отношении ТСЖ «Сусловой 12/1» на основании приказа от (дата) №... проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проверки установлено, что ТСЖ «Сусловой 12/1» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному между ТСЖ «Сусловой 12/1» и ООО «Нижэкология-НН». ТСЖ «Сусловой 12/1» производит начисление платы за данную коммунальную услугу и является получателем денежных средств.
Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО ТСЖ «Сусловой 12/1» производит, исходя из установленного норматива потребления и площади жилого помещения.
По результатам проверки Госжилинспекцией Нижегородской области в адрес ТСЖ «Сусловой 12/1» было выдано предписание от (дата) №... со сроком исполнения до (дата). о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в связи с временным отсутствием Фроловой И.С. и Фролова В.А. с (дата) по (дата).
На основании приказа от (дата) №... Госжилинспекцией Нижегородской области была проведена проверка исполнения вышеуказанного предписания. Установлено, что предписание от (дата) №... ТСЖ «Сусловой 12/1» не исполнено, выдано повторное предписание от (дата) №... со сроком исполнения до (дата).
До настоящего времени указанное предписание ТСЖ «Сусловой 12\1» не исполнено, перерасчет по квартире Фроловых И.С. и В.А. не произведен, что следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен Правилами (пункт 1 Правил N 269).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил N 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил N 269).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил N 354 (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148 (30) Правил N 354 предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения N 2 Правил N 354.
Согласно данной формуле плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площадь жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за указанную коммунальную услугу, рассчитанная из общей площадь жилого помещения, не зависит от количества лиц, проживающих в жилом помещении, и их временное отсутствие в нем не может повлечь за собой перерасчет данной платы, поскольку не влияет на ее размер.
Поскольку на территории Нижегородской области согласно Постановления Правительства Нижегородской области от 26.12.2018г. № 905 в жилых многоквартирных домах плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, то суд полагает, что у ТСЖ «Сусловой 12\1» отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявления Фроловой И.С. и перерасчета платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, пунктом 148 (36) Правил N 354 прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, факт не проживания Фроловых И.С. и В.А., несущего обязанность по содержанию жилого дома, не освобождает ее как собственника жилого помещения от обязанности оплаты коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы истца о наличии у ТСЖ «Сусловой 12\1» обязанности произвести перерасчет и исполнить предписание, поскольку последнее не обжаловалось, вступило в законную силу и подлежит принудительному исполнению, не могут являться самостоятельным основанием для удовлетворения заявленного иска, поскольку в данном случае спор рассматривается по правилам гражданского судопроизводства, исходя из положений ст.12 ГК РФ, предусматривающего в качестве одного из способов защиты гражданского права возможность присуждения к исполнению обязанности в натуре. В данном же случае судом было установлено отсутствие у ТСЖ «Сусловой 12\1» правовой обязанности производить перерасчет платы за вывоз ТКО по квартире Фроловых И.С. и В.А., так как в силу п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (с изменениями от 27 февраля 2017 г.), разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 37 постановления от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", принял во внимание, что на территории Нижегородской области плата за обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Постановления Правительства Нижегородской области № 905 от 26.12.2018г., исходя из общей площади жилого помещения, в связи с чем временное отсутствие в жилом помещении не влияет на размер данной платы.
Доводы истца об обратном основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем, суд находит заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Ссылка истца на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку касается иных сторон, иных обстоятельств дела и не может иметь преюдициальное значение по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Товариществу собственников жилья «Сусловой 12\1» о понуждении к совершению действий – отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья - подпись О.А. Тоненкова
(марка обезличена)
(марка обезличена)
(марка обезличена)
(марка обезличена)
(марка обезличена)
(марка обезличена)
(марка обезличена)
(марка обезличена)