Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 28 февраля 2023 г. |
|
Судья Попова Е.Л. |
Дело №33-1439/2023 УИД 76RS0013-02-2013-004656-31 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Виноградовой Т.И.
при секретаре Подколзиной О.В.
рассмотрел в г. Ярославле 27 февраля 2023 года
гражданское дело по частной жалобе МБУ «Управление городского хозяйства» на определение Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 декабря 2022 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявления МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» о прекращении исполнительного производства № 44586/14/76021-ИП от 25 июля 2014 года отказать».
Суд установил:
Решением Рыбинского районного суда Ярославской области от 18 ноября 2013 г. на администрацию городского округа г. Рыбинск возложена обязанность обеспечить в срок до 1 июля 2014 г. финансирование работ по разработке правил эксплуатации и критериев безопасности; а также финансирование работ по разработке расчетов размера вероятного вреда и по определению величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае аварий в отношении берегоукрепительных сооружений правого берега реки Волги, расположенных по адресам: <адрес> длиной 350 м. (кадастровый номер №); <адрес>, участок историко-архитектурного и художественного музея заповедника (1 очередь – от здания музея до моста через реку Волгу, 2 очередь – от моста через реку Волгу до дебаркадера в створе ул. Средней Казанской), длиной 668 м. (кадастровый номер №); набережных и берегоукреплений левого берега реки Волги, расположенных по адресам: <адрес>, длиной 315 м. (кадастровый номер №); <адрес> (участок от ПК0+00 до ПК7+85), длиной 785 м (кадастровый номер №), а также земляной дамбы, расположенной по адресу: <адрес> (правый берег Рыбинского водохранилища, грунтовое покрытие, длиной 980 м., шириной 4 м.), кадастровый номер №.
На МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» возложена обязанность в отношении берегоукрепительных сооружений правого берега реки Волги, расположенных по адресам: <адрес> длиной 350 м (кадастровый номер №); <адрес>, участок историко-архитектурного и художественного музея заповедника (1 очередь – от здания музея до моста через реку Волгу, 2 очередь – от моста через реку Волгу до дебаркадера в створе ул. Средней Казанской), длиной 668 м. (кадастровый номер №); набережных и берегоукреплений левого берега реки Волги, расположенных по адресам: <адрес>, длиной 315 м. (кадастровый номер №); <адрес> (участок от ПК0+00 до ПК7+85), длиной 785 м. (кадастровый номер №), а также земляной дамбы, расположенной по адресу: <адрес> (правый берег Рыбинского водохранилища, грунтовое покрытие, длиной 980 м., шириной 4 м.), кадастровый номер № обеспечить в срок до 1 октября 2014 г.:
- разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений и их согласование с центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- соответствующую нормам и правилам квалификацию работников МБУ городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства», проведение предаттестационной подготовки и аттестации специалистов, осуществляющих эксплуатацию гидротехнических сооружений, в органах Ростехнадзора по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;
- разработку расчетов размера вероятного вреда и определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае аварий гидротехнических сооружений и их согласование с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области;
- в срок до 01 февраля 2015 г. разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений и их утверждение в центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решение суда от 18 ноября 2013 г. вступило в законную силу 3 февраля 2014 г., добровольно ответчиками не исполнено, 25 июля 2014 г. на основании указанного решения в отношении МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» в ОСП по г. Рыбинску № 2 УФССП России по Ярославской области возбуждено исполнительное производство № 44586/14/76021-ИП.
МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» обратилось в суд с заявлением о прекращении данного исполнительного производства. В обоснование заявления указано, что в 2019 году на гидротехнических сооружениях был произведен расчет вероятного размера вреда населению в случае возникновения аварии, размер данного вреда составил 0 руб. Таким образом, декларирование безопасности данных сооружений в соответствии с действующими нормативными правовыми актами не производится, разработка правил их эксплуатации не требуется. Ссылаясь на частичное исполнение решения суда, а также невозможность исполнения решения суда в оставшейся части, МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» просит прекратить исполнительное производство № 44586/14/76021-ИП от 25 июля 2014 г.
В судебном заседании представитель МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» по доверенности Руденок А.Б. доводы заявления поддержала.
Прокурор Холинова Н.А. дала заключение о том, что решение суда в полном объеме не исполнено, оснований для прекращения исполнительного производства не имеется.
Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Рыбинску № 2 УФССП России по Ярославской области Приходько О.В. оставила разрешение требований на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное выше определение об отказе в удовлетворении заявления, с которым не согласен заявитель МБУ «Управление городского хозяйства».
В частной жалобе ставится вопрос об отмене определения. Доводы жалобы сводятся к тому, что требования закона №117-ФЗ распространяются на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, то есть вероятный вред которых не будет равен нулю. В результате расчетов МБУ «Управление городского хозяйства» выяснило, что вероятный вред от аварий на перечисленных в судебном решении гидротехнических сооружениях будет составлять 0 рублей, чрезвычайной ситуации не последует, следовательно, требования закона №117-ФЗ в данном случае не должны выполняться. Кроме того, заявитель указывает, что все перечисленные в решении гидротехнические сооружения согласно приказу №041-03-1028 от 31 декабря 2014 г. с 01 января 2015 г. из оперативного управления учреждения переданы в Казну городского округа город Рыбинск, то есть в муниципальную собственность. Таким образом, МБУ «Управление городского хозяйства» не сможет выполнить ни одно из мероприятий в связи с тем, что не является ни балансодержателем, ни собственником, ни эксплуатирующей организацией сооружений.
В возражениях на частную жалобу Рыбинской городской прокуратуры выражается согласие с определением суда.
Проверив законность и обоснованность определения в пределах доводов частной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам частной жалобы не подлежит.Отказывая в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд пришел к выводу о том, что обязанности, предусмотренные Федеральным законом № 117-ФЗ, которым руководствовался суд при вынесении решения, действовали как на момент принятия решения, так и на текущий момент, данные обязанности должником не исполнены с 2013 г., доказательств объективной невозможности исполнения решения суда не представлено.
С указанным выводом суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
В силу пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Решением Рыбинского районного суда Ярославской области от 18 ноября 2013 г. на МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» возложена обязанность в отношении берегоукрепительных сооружений правого берега реки Волги, набережных и берегоукреплений левого берега реки Волги, а также земляной дамбы, возложена обязанность в срок до 1 октября 2014 г. обеспечить:
- разработку правил эксплуатации гидротехнических сооружений и их согласование с центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- соответствующую нормам и правилам квалификацию работников МБУ городского округа город Рыбинск «Управление городского хозяйства», проведение предаттестационной подготовки и аттестации специалистов, осуществляющих эксплуатацию гидротехнических сооружений, в органах Ростехнадзора по вопросам безопасности гидротехнических сооружений;
- разработку расчетов размера вероятного вреда и определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности в случае аварий гидротехнических сооружений и их согласование с Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области;
- в срок до 01 февраля 2015 г. разработку критериев безопасности гидротехнических сооружений и их утверждение в центральном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Решение суда ответчиками, в том числе заявителем, не исполнено. 25 июля 2014 г. на основании указанного решения в отношении МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» в ОСП по г. Рыбинску № 2 УФССП России по Ярославской области возбуждено исполнительное производство № 44586/14/76021-ИП.
Определением Рыбинского городского суда Ярославской области от 06 декабря 2022 г. администрации городского округа г. Рыбинск отказано в прекращении исполнительного производства по указанному решению суда (т. 1 л.д. 247). В обоснование заявления также приводились доводы о том, что вероятный размер вреда населению в случае аварии составит 0 руб., в связи с чем декларирование безопасности сооружений и разработка правил их эксплуатации не требуется.
МБУ городского округа г. Рыбинск «Управление городского хозяйства» обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства. В обоснование заявления указано, что в 2019 году по гидротехническим сооружениям был произведен расчет вероятного размера вреда населению в случае возникновения аварии, размер данного вреда составил 0 руб. Таким образом, декларирование безопасности данных сооружений в соответствии с действующими нормативными правовыми актами не производится, разработка правил их эксплуатации не требуется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение суда не исполнено полностью, основания для прекращения исполнительного производства отсутствуют.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", которой руководствовался суд при принятии решения от 18 ноября 2013 г., собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.
В настоящий момент указанная обязанность федеральным законодателем с собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации не снята.
Доводы частной жалобы о том, что согласно статье 1 Федерального закона № 117-ФЗ на спорные гидротехнические сооружения не распространяются указанные требования, так как повреждения спорных гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайных ситуаций, фактически сводятся к оспариванию постановленного судом решения, следовательно, основаниями для прекращения исполнительного производства служить не могут, так как являются скрытым способом обжалования решения суда.
Судом правильно принято во внимание, что возможность исполнения решения суда не утрачена, предусмотренных законом оснований для прекращения исполнительного производства заявителем не приведено.
Довод частной жалобы о том, что указанные в решении гидротехнические сооружения с 01 января 2015 г. из оперативного управления учреждения переданы в Казну городского округа город Рыбинск, то есть в муниципальную собственность, основанием для освобождения МБУ «Управление городского хозяйства» от исполнения решения суда, прекращения исполнительного производства также не является.
С учетом изложенного доводы частной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения, постановленного в соответствии с нормами процессуального права.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░