УИД 66RS0051-01-2019-001623-43
Дело № 2-1283/2019
Решение в окончательной форме изготовлено 04.12.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Серов 27 ноября 2019 года
Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Щербина Е.В., при секретаре судебного заседания Кизиловой А.А., с участием истца Милованцевой И.К., представителя ответчика Яшковой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика Ярусовой Т.Г., третьего лица Милованцева Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Милованцевой Ирины Константиновны к Ярусову Константину Васильевичу, Ярусовой Яне Валерьевне, Ярусовой Татьяне Григорьевне о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, об обязании снятия с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Милованцева И.К., обратилась в суд с иском к Ярусову К.В., Ярусовой Т.Г., Ярусовой Я.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указала, что является собственником дома по указанному адресу. После постройки дома и ввода его в эксплуатацию, выдано свидетельство о государственной регистрации жилого дома. Позже стало известно, что в доме зарегистрированы ответчики, являющиеся посторонними лицами, которые членами семьи истца не являются, в доме не проживают, расходов по оплате коммунальных услуг не несут.
В ходе рассмотрения дела, истец уточнила требования, просила признать ответчиков не приобретшими право пользования жилым помещением.
Истец Милованцева И.К. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, подтвердив изложенные обстоятельства. Дополнительно пояснила, что при приобретении земельного участка, на нем жилых строений не было, они с супругом за счет собственных средств возводили новый дом.
Ответчик Ярусова Т.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что ранее по указанному адресу располагался их жилой дом, в котором они проживали вместе с сожителем ФИО9 и детьми. Ввиду стечения обстоятельств, вынуждены были выехать из дома, при этом, продолжали пользоваться земельным участком. Впоследствии их дом был разрушен, земля передана иным лицам. Иных жилых помещений у них в собственности нет.
Представитель ответчика Яшкова М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила, что ФИО9 – отцу ответчика Ярусовой Я.В. на основании договора дарения принадлежал дом по <адрес> в <адрес>, в котором проживал ее отец и были зарегистрированы она (Ярусова Я.В.), Ярусова Т.Г., Ярусов К.В., как члены семьи собственника. ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 умер, Ярусова Я.В. в силу закона являлась наследником первой очереди, однако в связи с тем, что не достигла 18 лет, то не могла реализовать свои права. В связи с необходимостью выезда из данного дома, семья в нем после смерти ФИО9 не проживала вынужденно, при этом, пользовались земельным участком до момента отчуждения земли иным лицам. В связи с этим, полагает, что права Ярусовой Я.В. были нарушены, поскольку земельный участок без законных к тому оснований был предоставлен муниципалитетом Милованцевой И.К.
Ответчики Ярусова Я.В. и Ярусов К.В. в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени уведомлены надлежащим образом.
Третье лицо Милованцев Е.А. в судебном заседании исковые требования истца поддержал, указав, что ответчики никогда не вселялись в дом, истец и ответчики членами одной семьи не являются.
Заслушав пояснения истца Милованцевой И.К., представителя ответчика Яшковой М.В., ответчика Ярусовой Т.Г., третьего лица Милованцева Е.А., исследовав представленные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, в том числе свидетельские показания, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч.1 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
В силу положений ч. 1 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Таким образом, возникновение права пользования жилым помещением применительно к рассматриваемым правоотношениям возможно при наличии совокупности юридических фактов, таких как наличие семейных отношений с собственником в силу закона либо вселение иных лиц в качестве членов семьи, проживание совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении и отсутствие иного соглашения, определяющего объем правомочий членов семьи собственника жилого помещения.
На основании ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу разъяснений, содержащихся в пп. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из материалов дела следует, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> ул. <адрес>ю 221,9 кв.м., а равно земельного участка по указанному адресу, является истец Милованцева И.К. (л.д. 5-14).
По сведениям МКУ «Центр учета жилья и расчета социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в спорном доме по вышеуказанному адресу зарегистрированы истец Милованцева И.К. и третье лицо Милованцев Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ответчики Ярусов К.В., Ярусова Т.Г. с ДД.ММ.ГГГГ, а Ярусова Я.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании, спорный жилой дом был построен и введен в эксплуатацию Милованцевой И.К. на основании разрешения администрации Серовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> дома составляет 221,9 кв.м.
Исходя из представленных суду документов следует, что Ярусова Я.В., Ярусова Т.Г. и Ярусов К.В. проживали и были членами семьи прежнего собственника дома по вышеуказанному адресу, ФИО9, дом имел иную площадь - 36,4 кв.м., был разрушен после смерти владельца.
Ответчиками в судебном заседании не оспорено, что в дом, принадлежащий Милованцевой И.К. они не вселялись, в нем не проживают, членами семьи истца не являются, оплату коммунальных услуг не производят.
Указанное было подтверждено пояснениями свидетеля ФИО11, допрошенной по ходатайству стороны истца, пояснившей суду, что она проживает в соседнем доме с 1979 года. В 1999 году в доме, расположенном по <адрес> проживал ФИО9 с женщиной и двумя детьми. После его смерти, они выехали из дома, который впоследствии был разобран, а земельный участок заброшен. Затем участок был приобретен Милованцевой И.К., и построен жилой дом, в котором проживает она с супругом, посторонних людей в их доме нет, чужих вещей не имеется.
Таким образом, ответчики ввиду разрушения объекта недвижимости, смены собственника земельного участка и возведенного на нем нового строения, не могли приобрести право пользования домом, принадлежащим Милованцевой И.К.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ответчики не приобрели право пользования домом, принадлежащим истцу на праве собственности, несмотря на регистрацию, которая правовых последствий в виде приобретения права пользования сама по себе не влечет.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда. Указанные положения также содержатся в п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713.
С учетом изложенного, решение суда о признании гражданина не приобретшим право пользования жилым помещением является основанием для снятия такого гражданина органами миграционной службы с регистрационного учета из жилого помещения, указанного в решении суда.
Право на регистрацию по месту жительства производно от наличия права пользования жилым помещением, поэтому, в связи с тем, что ответчики не приобрели право пользования жилым помещением, то, как следствие не приобрели и производное от него право на регистрацию в доме, в связи с чем требование истца в части обязания снять ответчиков с регистрационного учета заявлено излишне и поэтому удовлетворению не подлежит.
Доводы представителя ответчика о нарушении прав Ярусовой Я.В. передачей администрацией Серовского городского округа земельного участка по <адрес> в <адрес> в собственность Милованцевой И.К., во внимание в рамках рассматриваемого спора не принимаются, поскольку не препятствует самостоятельной защите в ином порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░