Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2022-001856-78производство № 2а-2056/2022 |
13 июля 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания НАНЯН А.А.,
с участием:
представителя административного истца Лысцевой А.А.,
представителя административного ответчика Грудницкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ГКУ г. Севастополя "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя" к ГКУ г. Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" о признании решения незаконным; заинтересованное лицо – Денисюк Олег Владимирович,
у с т а н о в и л:
В декабре 2022 года административный истец ГКУ г. Севастополя "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя" обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным решение ГКУ г. Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате Денисюку О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.
Требования иска мотивированы тем, что Денисюк О.В. состоял в трудовых отношениях ГКУ г. Севастополя "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя" в должности заместителя директора. Денисюк О.В., ранее занимавший указанную должность, был уволен приказом Департамента общественной безопасности г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-П. В соответствии с частями 1, 2 ст. 178 ТК РФ Денисюку О.В. выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также средний месячный заработок за второй месяц периода трудоустройства.
ДД.ММ.ГГГГ Денисюком О.В. в ГКУ ЦГЗ г. Севастополя подано заявление (входящий №) о выплате среднего месячного заработка за третий месяц периода трудоустройства со дня увольнения, согласно ч. 3 ст. 178 ТК РФ. В качестве основания для выплаты Денисюком О.В. предоставлено обжалуемое решение ГКУ г. Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ года №.
По мнению административного истца, для принятия оспариваемого решения у административного ответчика отсутствовали правовые основания, поскольку исключительных обстоятельств, как того требует ст. 178 ТК РФ, не имеется. Административным ответчиком в оспариваемом решении не указано об исключительности обстоятельств, вследствие которых у уволенного работника возникло право на получение заработной платы за третий месяц трудоустройства.
В связи с чем административный истец считает, что обжалуемое решение является необоснованным и незаконным, поскольку возложение на учреждение, из которого был уволен работник, обязанности выплатить средний заработок на период трудоустройства за третий месяц, является исключительной мерой защиты прав работника, и в данном случае оснований для принятия оспариваемого решения у Центра занятости населения не имелось.
Представитель административного истца Лысцева А.А. доводы иска в судебном заседании поддержала по указанным выше основаниям, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Грудницкая С.В. против удовлетворения иска возражала. Пояснила, что Денисюком О.В. выполнены все условия для получения указанной выплаты. При принятии решения административным ответчиком принято во внимание образование уволенного работника, его возраст, стаж и опыт работы, сложившаяся ситуация на рынке труда г. Севастополя.
Заинтересованное лицо Денисюк С.В. о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, в судебное заседание не прибыл, предоставил суду доказательства жизненной ситуации, вызванной заболеванием близкого родственника.
Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из ч. 2 ст. 178 ТК РФ, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
По смыслу оспариваемого законоположения, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный (месячный) срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 178, ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Таким образом, формальными условиями возникновения у уволенного работника права на сохранение среднемесячного заработка по решению органа службы занятости являются своевременное обращение в данный орган и отсутствие его трудоустройства в течение трех месяцев.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2214-О, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Иными словами, органом службы занятости помимо формальных условий должно быть установлено наличие исключительности случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-КГ17-21, п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ).
Перечень исключительных случаев законодателем не установлен, тем самым в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости и направлено на обеспечение уволенного работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по не зависящим от него причинам. Указанная норма закона полагает, что именно служба занятости обладает всей информацией, связанной с трудоустройством уволенного работника, его профессиональными навыками, рынком труда в данной местности.
Приказом Департамента общественной безопасности г. Севастополя, осуществляющим полномочия учредителя в отношении Государственного казенного учреждения Севастополя «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя», от ДД.ММ.ГГГГ №-П утверждена структура и штатная численность учреждения с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с утверждением структуры ГКУ ЦГЗ г. Севастополя сокращена должность заместителя директора, которую занимал Денисюк О.В..
Как установлено судом, трудовой договор с Денисюком О.В. расторгнут приказом Департамента общественной безопасности города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в связи с сокращением штата работников организации на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Денисюк О.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГКУ ЦЗН с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы и был зарегистрирован в ГКУ ЦЗН в целях поиска подходящей работы.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении среднего месячного заработка Денисюку О.В. основывалось на том обстоятельстве, что заявитель своевременно обратился в центр занятости и не был трудоустроен в течение 2-х месяцев поиска работы.
Из материалов дела следует, что ГКУ ЦЗН предприняты все возможные меры по трудоустройству Денисюка С.В. в соответствии с нормами действующего законодательства о занятости населения.
С целью трудоустройства, безработному выдаются направления на работу с учетом требований к подбору подходящей работы, согласно ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Требованиям к подбору подходящей работы, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Денисюку О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., выданы направления на работу в ГАО г. Севастополя «Центр развития туризма» на должность начальника (заведующего службой) – кандидатура была отклонена по результатам собеседования.
Также Денисюку О.В. выдан перечень вариантов работы: начальника службы войсковой части 85683, управляющего делами ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания», менеджера ГКУКС «Севастопольский центр культуры и искусств».
В рассматриваемый период пребывания Денисюк О.В. на регистрационном учете в ГКУ ЦЗН иные варианты подходящей работы отсутствовали и на момент вынесения ГКУ ЦЗН обжалуемого решения он не был трудоустроен.
Денисюк О.В. проходил перерегистрацию в ГКУ ЦЗН в установленные даты и время для получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, отказов Денисюка О.В. от предложенных вариантов подходящей работы зафиксировано не было.
Вместе с тем, факт не трудоустройства гражданина при отсутствии отказов от предложенных вариантов работы, исполнительное прохождение безработным перерегистрации, а также указание административного истца о ситуацию на рынке труда в г. Севастополе по имеющейся у работника специальности, нельзя признать исключительными обстоятельствами, позволяющим сохранить в рассматриваемый период за уволенным работником среднемесячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения.
В ходе судебного разбирательства также установлено, что Денисюк О.В. является получателем пенсии за выслугу лет по линии Минобороны России, нетрудоспособных лиц, находящихся на его иждивении не имеет.
Исключительных обстоятельств, связанных непосредственно с личностью Денисюка О.В., и свидетельствующих о возможности сохранения заработной платы за период третьего месяца трудоустройства решение административного ответчика не содержит и в ходе производства по делу суду не предоставлено.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении Денисюку О.В. среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии со ст. 178 ТК РФ.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ГКУ г. Севастополя "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты Севастополя" - удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного казенного учреждения города Севастополя «Центр занятости населения Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате Денисюку Олегу Владимировичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО7 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------