Дело № 2-2006/2016г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2016 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Федоровой Т.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паршикова И.И. к Администрации г. Серпухова о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Истец Паршиков И.И. обратился в суд с иском к Администрации г. Серпухова и просит признать незаконным отказ Администрации г.Серпухова о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе "Жилище"; обязать Администрацию г.Серпухова принять Паршикова И.И. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании заявления от 04.06.2016 года и представленных документов для участия в федеральной целевой программе "Жилище".
Свои требования Паршиков И.И. мотивирует тем, что в период с апреля 1986 года по октябрь 2006 года проживал со своей семьей в <адрес>, которая отнесена к зоне проживания с правом на отселение граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В октябре 2006 года Паршиков И.И. вместе с семьей переехал в г.Серпухов Московской области на постоянное проживание, снял квартиру, утроился на работу в ЗАО "Р.". Указанная организация располагается по <адрес>. В данной организации истец работает по трудовому договору с <дата> по настоящее время. С октября 2006 года по настоящее время территорию г.Серпухова более чем на период отпуска истец не покидал. В 2009 году семья истца приобрела в ипотеку комнату, расположенную по <адрес>. По указанному адресу истец зарегистрирован с 2013 года. В связи с тем, что семья истца как переселенцы из зоны, подвергшейся воздействию радиации, имеет право на улучшение жилищных условий, Паршиков И.И. в установленном законом порядке 04.02.2016 года обратился в Администрацию г.Серпухова для постановки на учет его и его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в федеральной целевой программе "Жилище" и получения государственного жилищного сертификата. 19.04.2016 года истцом получен ответ, в котором ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях решением общественной комиссии по жилищным вопросам было отказано в связи с отсутствием 5 лет постоянного проживания на территории Московской области.
Истец Паршиков И.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным исковом заявлении. Он так же пояснил, что с 2006 года постоянно проживает и работает в г. Серпухове, что может подтвердить свидетельскими показаниями и письменными доказательствами, справку и удостоверение о том, что до мая 2013 года он проживал и был зарегистрирован в <адрес>, ему выдали, исходя из места регистрации. Он так же пояснил, что оплату за жилое помещение и коммунальные платежи до мая 2013 года он оплачивал по месту своей регистрации, в г. Серпухове указанные расходы не нес, поскольку не имел регистрации, в жилищные и правоохранительные органы не сообщал о своем временном проживании на территории г. Серпухова.
Представитель ответчика Администрации г.Серпухова Щеголева С.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что отказ Администрации г.Серпухова в принятии Паршикова И.И. в качестве нуждающегося в жилом помещении по федеральной целевой программе "Жилище" является законным, так как представленными документами не подтверждается пятилетний срок проживания истца на территории Московской области. Согласно записи в удостоверении, Паршиков И.И. проживает на территории муниципального образования Серпухова с 03.10.2013 года. К материалам дела приобщены письменные возражения (л.д. 47-48).
Третье лицо Паршикова С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что состоит в браке с Паршиковым И.И. Их семья относится к категории граждан, выехавших из зоны отселения и подвергшихся радиоактивному облучению. Она с детьми зарегистрирована в г.Серпухове с 2009 года, однако фактически проживают с 2006 года, вместе с детьми и истцом по делу.
Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. К материалам дела приобщен письменный отзыв, из которого следует, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку из представленных документов следует, что Паршиков И.И. зарегистрирован и проживает по месту жительства по <адрес> с 21.05.2013 года. Согласно справке, выданной Администрацией Жиздринского района Калужской области №194 от 28.03.2014 года, Паршиков И.И. проживал и был зарегистрирован по <адрес> в период с 06.11.1984 года по 11.05.2013 года. Основания ставить под сомнение факт действительности документов, выданных органами местного самоуправления, отсутствуют (л.д. 119-134).
Представитель третьего лица Министерства социального развития населения Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, третье лицо, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, Паршикову И.И. 03.10.2013 года выдано удостоверение гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение из <адрес>. В период проживания с 26.04.1986 года по 11.05.2013 года подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (л.д.12).
Согласно справке, выданной Администрацией муниципального района "Жиздринский район" от 16.06.2015 года №1597, Паршиков И.И., <дата> рождения, в период с 06.11.1984 года по 11.05.2013 года проживал и был зарегистрирован по <адрес>, на территории с плотностью радиоактивного загрязнения 5-15 кюри/км (зона проживания с правом на отселение (л.д.24, 66), что также подтверждается справкой, выданной Главой сельского поселения «Деревня Младенск» Жиздринского района Калужской области (л.д.28, 71, 188).
04.02.2016 года Паршиков И.И. обратился в Администрацию г.Серпухова с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях для участия в федеральной целевой программе "Жилище" (л.д.8, 51).
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Серпухова Паршикову И.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи предоставлением документов, предумотренных ст. 2 Закона Московской области от 12.12.2005 №260/2005-ОЗ "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", не подтверждающих право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (отсутствие 5 лет постоянного проживания на территории Московской области) (л.д. 11, 50, 52-53).
Материалами дела подтверждается, что истцу Паршикову И.И. и его жене Паршиковой С.Г. принадлежит по 1/2 доле в праве общей долевой собственности на комнату жилой площадью 17, 1 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по <адрес>. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП <дата>, запись регистрации <номер> (л.д.30-31).
Согласно выписке из домовой книги, в жилом помещении по <адрес>, зарегистрированы с <дата> Паршикова С.Г., Н., Е., с <дата> зарегистрирован Паршиков И.И., что также подтверждается отметками в паспортах указанных лиц (л.д. 32, 34, 54, 55, 58-63).
Как следует из справки, выданной мастером ЖЭУ 1 МУП "Жилищник" С., Паршиков И.И. проживает по <адрес>, совместно с ним с сентября 2008 года проживают жена Паршикова С.Г., дочь Е., сын Н. (л.д. 41).
Из копии выписки из медицинской карты Серпуховской городской поликлиники усматривается, что Паршиков И.И. наблюдается в данной поликлинике с 26.10.2009 года (л.д.168).
Как видно из кредитного договора от <дата>, заключенного между Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ и Паршиковым И.И., местом регистрации истца указан <адрес>, а местом фактического проживания: <адрес>.
Из приобщенных к материалам дела копий трудовых договоров <номер> от <дата> и <номер> от <дата>, заключенных между Паршиковым И.И. и ЗАО "Р." <адрес>, а также копии трудовой книжки, в которой содержится только запись о принятии Паршикова И.И. в ЗАО "Р." от 01.11.2006г., периоды работы истца в данной организации не усматриваются. Подлинники или надлежащим образом заверенные копии указанных документов суду не представлены (л.д. 107-112). Согласно справке от 25.05.2015 года Паршиков И.И. работает в ЗАО "Р." в должности <данные изъяты> с <дата>, время работы 5/2 с 8-00 до 17-00 (л.д. 114-115).
Кроме того, к материалам дела приобщены копии документов в отношении членов семьи истца – жены Паршиковой С.Г., детей Н., Е.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 19.12.2013 года, вступившим в законную силу, заявленные Паршиковым И.И. требования об установлении факта постоянного проживания на территории г.Серпухова Московской области с 01.11.2006 года оставлены без удовлетворения.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 24.06.2015 года отказано в удовлетворении заявления Серпуховского горпрокурора о признании незаконным пункта 2 постановления Главы г.Серпухова Московской области «О принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 16 июня 2014 года №955 - в части отказа в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении Паршикова И.И. и обязании Администрации г.Серпухова Московской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу учесть в качестве члена семьи Паршиковой С.Г. - гражданина, выехавшего добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение – её супруга Паршикова И.И.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст.12 ГК РФ.
Как следует из п. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из статьи 3 названного Закона следует, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 данного Закона предусмотрено, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Регистрация гражданина по месту жительства, согласно этой норме права производится при предъявлении им должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, место жительства гражданина по общему правилу должно совпадать с местом его регистрации.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении.
Таким образом, в соответствии со ст. 3 Закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также п. 4 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В соответствии с ч.1 - 3 ст. 40 Конституции российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Ст. 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Положениями ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 2 названной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 3 Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу статьи 22 и пункта 7 статьи 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Московской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
Судом установлено, что согласно справок Администрации муниципального района "Жиздринский район", Главы сельского поселения «Деревня Младенск» Жиздринского района Калужской области Паршиков И.И., <дата> рождения, в период с <дата> по <дата> проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, д.Младенск (зона проживания с правом на отселение), в связи с чем истцу Паршикову И.И. выдано удостоверение гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение из <адрес>, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Указанные справки органов местного самоуправления и удостоверение не оспаривались и недействительными не признавались. Истец зарегистрирован по адресу: <адрес> <дата>. Доводы истца о том, что с 2006 года он работает в г.Серпухове, в 2008 году им оформлен кредит в Серпуховском отделении Сбербанка, с 2009 года наблюдается в городской поликлинике, его семья проживает в г.Серпухове не может быть приняты во внимание, так как данный факт не может являться доказательством, подтверждающим постоянное проживание Паршикова И.И. на территории муниципального образования Московской области.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о его регистрации на территории г. Серпухова с 11.08.2011 года.
С учетом положений ч.1 ст. 2 Закона Московской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" Администрацией г. Серпухова не было допущено нарушений при принятии решения об отказе Паршикову И.И. и членам его семьи в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе «Жилище».
При таких обстоятельствах, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Паршикова И.И. о признании незаконным отказа Администрации г. Серпухова в принятии Паршикова И.И. и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для участия в федеральной целевой программе «Жилище», обязании Администрации г. Серпухова принять Паршикова И.И. и членов его семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании заявления от 04.02.2016 года и представленных документов для участия в федеральной целевой программе «Жилище», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В.Козлова
Решение суда в окончательной форме составлено 01 августа 2016 года