Дело № 2а-858/2018
Строка № 189а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Россошь 25 сентября 2018 г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Гладько Б.Н.
при секретаре Литвиновой Т.А.,
с участием представителя административного истца /Пасько Е.С./ ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области к /Пасько Е.С./ о взыскании обязательных платежей (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Воронежской области (далее МИ ФНС № 4) предъявила в суде административный иск к /Пасько Е.С./ о взыскании обязательных платежей (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование), указывая в обоснование заявленных требований на то, что по сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с 26.07.2016 по 30.10.2016 состояла /Пасько Е.С./ , ИНН 362709693891, являющаяся в соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком страховых взносов.
МИ ФНС № 4 по Воронежской области в соответствии со статьями 123.1-123.3 КАС РФ в адрес мирового суда Россошанского судебного района Воронежской области 12 февраля 2018 года было направлено заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с /Пасько Е.С./ , ИНН 362709693891 задолженности по страховым взносам, пеням на страховую часть страховой пенсии в размере 25 115,75 рублей; на обязательное медицинское страхование в размере 3 589,29 рублей, а всего на общую сумму 28 705,04 рублей.
02 марта 2018 года мировым судьей судебного участка №3 в Россошанском судебном районе Воронежской области было вынесено определение об отмене судебного приказа.
Согласно проведенной Межрайонной ИФНС России № 4 по Воронежской области процедуре списания страховых взносов на основании статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2017 года № 436 - ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» задолженность по страховым взносам на момент обращения в суд с данным административным исковым заявлением составила вГ размерё~22 "879,60" рублей.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (ч. 3 ст. 5 указанного ФЗ).
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (ч. 3). Не начисляются пени на сумму недоимки, которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств (ч. 4). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 5). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 6).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К. в период с 04 мая 2000 года по 18 мая 2015 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
За 2014 и 2015 годы у К. образовалась задолженность по обязательным страховым взносам в размере 129 796 рублей 98 копеек, в связи с чем, УПФР в г. Благовещенске Амурской области начислены пени на недоимку по страховым взносам в размере 1 534 рублей 43 копеек, а всего в размере 131 331 рублей 41 копеек, которые с него взысканы обжалуемым решением суда первой инстанции.
Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также в фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя.
Отклоняя доводы жалобы относительно того, что по уважительной причине ответчик не имела возможности осуществлять деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, никакой прибыли не получала, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Обязанность по уплате страховых взносов, определенных ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не зависит от фактического осуществления (неосуществления) предпринимателем хозяйственной деятельности и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя.
Согласно п. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
В силу п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
В соответствии с п. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, физические лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактически предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов (п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, абз. 4-6 п. 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 164-О, п. 3.3 Определения Конституционного Суда Российской федерации от 12 апреля 2005 года N 165-О). Причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.
Доказательств, свидетельствующих о наличии таких обстоятельств, административным ответчиком суду представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с /Пасько Е.С./ , <Дата обезличена> года рождения, родившейся и проживающей в <адрес> недоимку по страховым взносам за период с 26 июля 2016 г. по 30 октября 2017 г.: в Пенсионный фонд Российской Федерации - по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части страховой пенсии, в сумме 19437 рублей 10 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 3442 рубля 50 копеек.
Взыскать с /Пасько Е.С./ в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 886 рублей 39 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Б.Н. Гладько