Гр. дело № 2-683/2023
УИД 05RS0021-01-2023-000034-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(в окончательной формулировке)
01 марта 2023 года г. Каспийск
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джамалдиновой Р.И.,
при секретаре судебного заседания Ахмедовой Х.Ш.,
при участии представителя истца Магомедова Ш.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании принять меры по постановке на учет и регистрации в Едином государственном реестре недвижимости прав на бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства ТП-Байрамова (рядом с МКД Байрамова,61),
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации городского округа «<адрес>» с требованиями об обязании принять меры по постановке на учет и регистрации в Едином государственно реестре недвижимости прав на бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства ТП-Байрамова (рядом с МКД Байрамова,61).
Иск мотивирован тем, что Прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения требований законодательства о муниципальной собственности при выявлении, постановке на учет и регистрации права собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального комплекса установлено, что на территории городского округа «<адрес>» расположены бесхозяйные объекты электроэнергетики, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности, собственник данного имущества не определен, контроль за техническим состоянием спорных инженерных сетей должным образом не осуществляется. При этом Администрацией ГО «<адрес>» не выполняются возложенные законом обязанности по выявлению бесхозяйных объектов жилищно-коммунального назначения, обеспечению постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на такие объекты. Полагая, что отсутствие должного учета и контроля бесхозяйных объектов жилищно-коммунального назначения ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, первый заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с указанными выше требованиями.
Представитель истца старший помощник прокурора <адрес> Магомедов Ш.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представители ответчика Администрации ГО «<адрес>» в судебное заседание не явились и об уважительных причинах неявки суду не сообщали. Данные о надлежащем извещении ответчика имеются в материалах дела. Ходатайств, возражений по существу заявленных требований от ответчика в адрес суда не поступало.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudrf.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру <адрес> поступило обращение МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» в лице исполнительного директора Шапиева М.С. Из содержания данного обращения следует, что МУП «Каспэнерго» является лицом, ответственным за эксплуатацию, ремонт и устранение аварий в электрических сетях и электроустановках, которые принадлежат МУП «Каспэнерго» на праве собственности или ином законном основании, либо находящихся в границах эксплуатационной ответственности предприятия. Фактический объем сетей и электроустановок, обслуживаемых МУП «Каспэнерго», значительно превышает перечень таковых, находящихся на балансе предприятия. При этом штатное расписание, фонд заработной платы, обеспеченность техникой, а также тарифы, установленные для сетевых предприятий, рассчитываются и утверждаются, исходя из объема находящихся на балансе основных средств. Заявитель указывает, что сложившаяся ситуация ведет к нарушению установленных законодательством требований охраны труда.
По результатам рассмотрения обращения Прокуратурой <адрес> в Администрацию ГО «<адрес>» направлено представление № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений федерального законодательства о муниципальной собственности при выявлении, постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального комплекса с приложением списка упомянутых объектов.
Как следует из разъяснений, содержащихся в исковом заявлении, указанные в представлении Прокуратуры <адрес> нарушения на момент обращения ответчиком не устранены.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в, среди прочего, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пунктом 1 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу положений п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1,4 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
Как установлено статьей 51 названного Федерального закона Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Пунктом 5 названного Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1. ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с приведенными выше нормами законодательства на Администрацию ГО «<адрес>» возложены обязанности по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, осуществлению прав собственника муниципального имущества. Организация постановки на учет в установленном порядке находящихся на территории городского округа «<адрес>» бесхозяйных объектов недвижимого имущества, а также последующего обращения в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на такое имущество является обязанностью органа местного самоуправления.
Представленными стороной истца доказательствами подтверждается, что ответчиком не приняты меры по постановке на учет, регистрации права муниципальной собственности на расположенный на территории городского округа бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства ТП-Байрамова (рядом с МКД Байрамова,61). Оснований не доверять результатам проверки, проведенной органами прокуратуры, у суда не имеется. В то же время стороной ответчика не представлено доказательств, указывающих на отсутствие оснований для принятия соответствующих мер по постановке на учет бесхозяйного объекта жилищно-коммунального хозяйства, либо подтверждающих устранение на момент рассмотрения дела нарушений, указанных в представлении Прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку отсутствие надлежащего учета и регистрации прав на бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства ТП-Байрамова (рядом с МКД Байрамова,61), расположенный на территории городского округа «<адрес>», ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, создавая угрозу нарушения бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией, создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также существенного материального ущерба, суд признает исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования первого заместителя прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании принять меры по постановке на учет и регистрации в едином государственном реестре недвижимости прав на бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства ТП-Байрамова (рядом с МКД Байрамова,61)– удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» принять меры по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства ТП-Байрамова (рядом с МКД Байрамова,61).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Р.И. Джамалдинова