Решение по делу № 2-3639/2024 от 19.07.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«21» октября 2024 года                     г. Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи         Пираевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания             Кусалиевой Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3639/2024 по исковому заявлению заместителя прокурора Ленинского района г. Астрахани в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Вавилон» о возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением о необходимости приведения в соответствие с требованиями законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Ленинского района г. Астрахани. В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> расположено место накопления твердых коммунальных отходов, которое закреплено за собственниками многоквартирного <адрес>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ООО «Вавилон». Данное Общество надлежащим образом не исполняет обязанности по содержанию контейнерной площадки.

Просит обязать ООО «Вавилон» в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести указанную контейнерную площадку в соответствии с требованиями Постановления министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Астраханской области от 24.06.2019 № 29 «О порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Астраханской области», а именно оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес> ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения ТКО за пределы контейнерной площадки, а также маркировкой и графиком вывоза ТКО.

Представитель истца – помощник прокурора Тихонова А.А. требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ООО «Вавилон» о дне, времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, иск не оспорил, ходатайство об отложении дела не поступало.

Третьи лица – администрация Ленинского района г. Астрахани, Министерство жилищно – коммунального хозяйства Астраханской области, администрация муниципального образования «Городской округ город Астрахани», ООО «ЭкоЦентр» о дне, времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статьям 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

В соответствии с абзацем вторым статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Положениями ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 указанных Правил).

Реестры мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п. п. 15 - 19 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 13 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов).

Как следует ч. 1 и ч. 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, которые должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Такие санитарно-эпидемиологические требования установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (который включает в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов).

В соответствии с пунктами 3, 4, 10 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные и специальные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, иметь место для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки твердых коммунальных и крупногабаритных отходов в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

Согласно пункту 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусмотрена Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.

В соответствии с пунктом 11 названных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Согласно пункту 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, в силу приведенных положений действующего законодательства, управляющая организация, обслуживающая многоквартирный дом обязана содержать общее имущество собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Судом установлено, что распоряжением администрации Ленинского района г. Астрахани от 14.04.2021 № 76-р, согласовано место (площадка) накопления ТКО на 3 контейнера для многоквартирного жилого <адрес> собственников многоквартирного жилого <адрес> возложена обязанность оборудовать и содержать в надлежащем санитарном и техническом состоянии место (площадку) накопления ТКО по адресу: <адрес> и прилегающую территорию на расстоянии 5 м по периметру. На управляющую организацию, обслуживающую многоквартирный жилой <адрес> по ул. <адрес> возложена обязанность поддерживать надлежащее санитарное и техническое состояние контейнерной площадки.

Управление многоквартирным домом <адрес> по <адрес> осуществляет ООО «Вавилон».

В ходе проверки установлено, что на контейнерной площадке отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения ТКО за пределы контейнерной площадки, а также маркировка и график вывоза ТКО.

Таким образом, с учетом вышеназванных положений закона, суд приходит к выводу, что обязанность организовать места сбора и вывоза твердых коммунальных отходов в рамках определенных органом местного самоуправления площадок должна быть возложена на управляющую организацию ООО «Вавилон», учитывая, что интересы потребителей (собственников помещений) в данном случае представляют именно данная организация.

Обязанность по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации многоквартирного дома, возложена на управляющую организацию в целях реализации прав и законных интересов собственников соответствующих жилых помещений, оказания им надлежащих коммунальных услуг. В связи с чем, при осуществлении данной деятельности управляющие организации обязаны соблюдать установленные в муниципальном образовании правила благоустройства территории, в том числе, в части оборудования и содержания контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов, как элементов такого благоустройства в целях обеспечения публичных, общественных интересов населения городского поселения, поддержания комфортной городской среды.

При этом не имеет правового значения факт того, что в договоре управления эта обязанность прямо не предусмотрена, поскольку она лежит на управляющих компаниях в силу норм жилищного законодательства, в том числе п. 2.2 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, пдп. "в" п. 40 и п. 42 Правил N 491, согласно которым именно управляющие компании отвечают за надлежащее содержание общего имущества вышеуказанных многоквартирных домов, а последнее включает в себя организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Суд считает необходимым определить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным и достаточным для исполнения.

Поскольку Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, что предусмотрено в Налоговом кодексе Российской Федерации, то в соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей, для юридических лиц - 6 000 рублей.

Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, в данном случае следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. В связи с этим при разрешении вопроса о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в случае удовлетворения иска государственного органа, поданного в интересах других лиц, необходимо исходить из субъективного состава лиц, в интересах которого государственным органом подано заявление в суд.

Из материалов дела следует, что зам. прокурора района обратился в суд с требованиями неимущественного характера в защиту прав и законных интересов неопределенного круга физических лиц.

При таком положении в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд    

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Вавилон» ИНН 3019029224 в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести указанную контейнерную площадку в соответствии с требованиями Постановления министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Астраханской области от 24.06.2019 № 29 «О порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе из раздельного накопления) на территории Астраханской области», а именно оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес> ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения ТКО за пределы контейнерной площадки, а также маркировкой и графиком вывоза ТКО.

Взыскать с Общество с ограниченной ответственностью «Вавилон» ИНН 3019029224 в доход бюджета муниципального образования «Городской округ город Астрахань» государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ленинский районный суд г. Астрахани в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                  Е.А. Пираева

Мотивированное решение изготовлено 22 октября 2024г.

2-3639/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района города Астрахани
Ответчики
Администрация муниципального образования "Городской округ город Астрахань"
ООО "Вавилон"
Другие
АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА АСТРАХАНИ
ООО «Экоцентр»
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахань
Судья
Пираева Елена Александровна
Дело на сайте суда
leninsky.ast.sudrf.ru
19.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2024Передача материалов судье
23.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2024Подготовка дела (собеседование)
13.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2024Судебное заседание
03.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее