Решение по делу № 2а-2314/2019 от 17.06.2019

Дело №2А-2314/2019

64RS0043-01-2019-002836-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июля 2019 года                 город Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Голубева И.А.,

при секретаре Палагиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Потманцевой М.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «Город Саратов», о признании отказа в осуществлении государственной регистрации права незаконным,

установил:

Потманцева М.М. обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области (далее – Управление Росреестра по Саратовской области) о признании отказа в осуществлении государственной регистрации права незаконным, мотивировав требования следующим.

Потманцевой М.М. на праве собственности принадлежит домовладение по адресу <адрес>, в том числе земельный участок для индивидуального жилищного строительства и строения на нем с .

Согласно данным технического паспорта от 17.01.2007 ФГУП «Ростехинвентаризация» строения представляют собой жилой дом литера А площадью 244,4 кв.м., а также гараж и сауну литера А1. Однако, названные постройки ошибочно поставлены на кадастровый учет и зарегистрированы как жилой дом общей площадью 329,1 кв.м, с кадастровым номером .

В целях приведения в соответствие сведений ЕГРН и постановки на кадастровый учет жилого дома (Литер А) и нежилого здания бытового назначения (Литер А1) кадастровым инженером подготовлен Технический план от 25.12.2018 по приведению в соответствие данных ЕГРН и внесении сведений о двух объектах: жилом доме (Литер А) общей площадью 244,4 кв.м, и хозблок (Литер А1) общей площадью 84,7 кв.м.

Потманцева М.М. обратилась в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлением о внесении изменений в сведения о принадлежащем ей имуществе, предоставила Технический план и выразила волю на приведение сведений о своем имуществе в соответствие с техническими характеристиками, назначением и фактическим использованием.

15.01.2019 государственная регистрация была приостановлена Управлением Росреестра по Саратовской области, от заявителя затребован акт органа власти, свидетельствующий об изменении назначения здания общей площадью 84,7 кв.м, на нежилое. Администрацией МО «Город Саратов» за исх. №01-24/31/20 указано на следующее: земельный участок с кадастровым номером находится в границах территориальной зоны Ж-4 - зоны застройки индивидуальными жилыми домами; вид использования объекта капитального строительства на земельном участке для индивидуального строительства определяется самостоятельно собственником без дополнительных решений и согласований (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ).

Истцом заявлены возражения относительно затребованного документа, не предусмотренного законом, представлен исх. №01-24/31/20 от12.02.2019 Администрации МО «Город Саратов» с указанием на самостоятельное определение собственником вида использования объекта капитального строительства без дополнительных решений и согласований со ссылкой на часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, Технический план от 25.12.2018 в своем составе содержит, в том числе, технический паспорт ФГУП «Ростехинвентаризация» от 17.01.2007, где содержится Техническое описание конструктивных элементов (Приложение №2), где указано, что строения отнесены по Техническому паспорту к разной группе капитальности: литера А - I группа капитальности, литера А1 - II группа капитальности. Литер А1 имеет отдельный фундамент и конструктивные элементы, самостоятельное функциональное назначение и характер использования, является гаражом и сауной - не является жилым строением. Кроме того, в составе Технического плана представлено Экспертное заключение ООО «Технострой» о конструкциях жилого здания Литер А и нежилого строения Литер А1.

12.03.2019 уведомлением Управления Росреестра по Саратовской области отказано в снятии приостановления.

Уведомлением №64/239/002/2019-2 Управление Росреестра по Саратовской области отказало Потманцевой М.М. в осуществлении регистрационных действий со ссылкой на пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости - непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета.

Отказ Управления Росреестра по Саратовской области, выраженный в Уведомлении №64/239/002/2019-2 является незаконным, необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Конструктивная обособленность литеры А и литеры А1, функциональное назначение Управлением не оспаривается, подтверждена техническим паспортом ФГУП «Ростехинвентаризация» от 17.01.2007, Экспертным заключением ООО «Технострой» от декабря 2018, Техническим планом кадастрового инженера от 25.12.2018.

Действующее законодательство (ст.16 ЖК РФ) выделяет следующие разновидности жилых помещений: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.

Жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч.1 ст.17 ЖК РФ). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ). Гаражи, бани, сараи и другие хозяйственные строения не предназначены и не пригодны для проживания людей, не могут быть отнесены к жилым помещениям.

Сведения о правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях, содержатся в ЕГРН. Реестр является государственным информационным ресурсом, используется для формирования налоговой базы, предоставления информации по запросам любых лиц и в иных предусмотренных законом целях

В рассматриваемом случае содержащиеся в ЕГРН сведения о гараже и бане (литер А1) в качестве жилого помещения не соответствует указанным целям реестра, влечет увеличение уплачиваемого налога на имущество и нарушает права административного истца.

В силу положений ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться иным образом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (п. 4 ст. 37 ГрК РФ), на что также указано Администрацией МО «Город Саратов» в ответе исх. №01-24/31/20 от 12,02.2019 и в отношении рассматриваемой спорной ситуации.

В своем отказе Управление указывает на непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, но Управление не указывает какой именно документ и от какого органа необходим для устранения оснований для приостановления регистрации (в том числе с учетом ответа Администрации исх. №01-24/31/20 от 12.02.2019), не ссылается на положение закона, которым такой документ предусмотрен.

В связи с этим просили признать незаконным и отменить уведомление об отказе в осуществлении государственной регистрации прав №64/239/002/2019-2 от 15.04.2019 Управления Росреестра по Саратовской области, в порядке устранения нарушения прав истца, возложить на Управление Росреестра по Саратовской области обязанность произвести регистрационные действия.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация муниципального образования «Город Саратов» (далее – Администрация).

В судебное заседание административный истец, его представитель, представитель Администрации не явились, извещены надлежащим образом, об отложении не просили, причины неявки неизвестны.

Представитель административного ответчика в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом, предоставил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.

Учитывая положения ст.150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с чч.1,2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, законность вышеуказанных действий должностных лиц подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В силу ч.4 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:

1) государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

3) уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

4) уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч.6 данной статьи в день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.

Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (ч.1).

Как видно из материалов дела, Потманцева М.М. обратилась в Управление Росреестра по Саратовской области с заявлениями о государственной регистрации прекращения права на объект недвижимости - жилой дом общей площадью 329,1 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: Саратовская область, <адрес>, и о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности в отношении двух зданий: жилого дома общей площадью 244,4 кв.м. и нежилого здания общей площадью 84,7 кв.м, образованных путем раздела жилого дома с кадастровым номером , с приложением технического плана от 25.12.2018, подготовленного кадастровым инженером Алексейкиным А.Ю.

15.01.2019 в соответствии с п.5 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности Потманцевой М.М. была приостановлена до 15.04.2019 (уведомление № 64/239/002/2019-2).

Причиной явилось то, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) для государственной регистрации прав. При этом было указано, что при разделе жилого дома с кадастровым номером образовались два здания: жилое общей площадью 244,4 кв.м. и нежилое общей площадью 84,7 кв.м. Однако с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности не представлен акт органа власти, свидетельствующий об изменении назначения здания общей площадью 84,7 кв.м. на нежилое. Срок приостановления не более чем до 09.04.2019.

На основании ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением 15.04.2019 срока приостановления, указанного в направленных Потманцевой М.М. уведомлении от 15.01.2019 № 64/239/002/2019-2 о приостановлении государственной регистрации права в отношении здания, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, ул. Алых Роз, д. 23 и не устранением причин, приведенных в указанном выше уведомлении, препятствующих осуществлению государственной регистрации права, в осуществлении действий по государственной регистрации было отказано.

Разрешая требование о законности данного отказа, суд исходит из следующего.

Установленный ст.219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.

Согласно п.9 ч.5 ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» здание может иметь следующие назначения: нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.

В сведениях Единого государственного реестра недвижимости назначение здания с кадастровым номером , которое указано в разделе Технического плана "Исходные данные" - жилое.

Согласно ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах.

При разделе жилого дома с кадастровым номером образовались два здания: жилое общей площадью 244,4 кв.м. и нежилое общей площадью 84,7 кв.м.

Однако с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Потманцевой М.М. не представлен акт органа власти, свидетельствующий об изменении назначения здания общей площадью 84,7 кв.м. на нежилое.

Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение закреплен Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии со ст.23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения);

6) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение;

7) согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Указанные основания препятствовали проведению государственной регистрации.

Поскольку Потманцевой М.М. в установленный срок данные обстоятельства не были устранены, ей правомерно было отказано в государственной регистрации права.

При этом ссылка Потманцевой М.М. на ответ Администрации от 12.02.2019 о возможности размещения на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером двух объектов: жилого дома и хозблока, правового значения для данного спора не имеет, не свидетельствует об обоснованности требований Потманцевой М.М., поскольку в данном ответе речь о переводе вышеуказанного здания из жилого в нежилое не ведется.

Анализируя указанные выше правовые нормы и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене уведомления об отказе в осуществлении государственной регистрации прав №64/239/002/2019-2 от 15.04.2019 Управления Росреестра по Саратовской области, поскольку оно составлено уполномоченным должностным лицом в пределах своих полномочий на основании требований закона.

Доводы истца в целом о несогласии с оспариваемым уведомлением основаны на ошибочном толковании регламентирующих спорные правоотношения правовых норм, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основных исковых требований, оснований для возложения на ответчика обязанности по осуществлению регистрационных действий, как производного требования, также не имеется.

При этом, административный истец вправе вновь обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете в случае устранения вышеуказанных причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175 - 181, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Потманцевой М.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Саратовской области, заинтересованное лицо - администрация муниципального образования «Город Саратов» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 26 июля 2019 года.

Судья И.А. Голубев

2а-2314/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Потманцева Марина Мухаммедьяровна
Ответчики
Управление Росреестра по Саратовской области
Другие
Администрация муниципального образования "Город Саратов"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
07.04.2020Регистрация административного искового заявления
07.04.2020Передача материалов судье
07.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2020Подготовка дела (собеседование)
07.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
07.04.2020Судебное заседание
07.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2019Дело оформлено
15.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее