Дело № 5-337/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 февраля 2021 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54, каб. 306
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Шуминова Н.В., рассмотрев административное дело в отношении
Мазура М.Е., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина РФ, с общим средним образованием, холостого, несовершеннолетних детей и иных нетрудоспособных иждивенцев не имеющего, зарегистрированного и проживающего в <адрес>, работающего стрелком в в/ч №-х, инвалидность по здоровью не установлена, ранее к административной ответственности по главе 20 КРФоАП не привлекавшегося,
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Октябрьский районный суд г. Мурманска поступил административный материал в отношении Мазура М.Е. по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в г. Мурманске на площади «Пять Углов» в районе <адрес> Мазур М.Е. организовал и проводил несанкционированные, публичные, массовые мероприятия в форме митинга, перешедшего в шествие по проспекту <адрес> и обратно, в нарушение требований ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Мазур М.Е. вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признал, пояснил, что он просто пришел на площадь, так как заинтересовался происходящим, там было много людей, и он подумал, что это праздник какой-то. Побыл на площади, там были сотрудники полиции, которые что-то говорили в мегафон, он не ушел с площади, так как не считал, что делает что-то антиобщественное. Просто прогулялся по проспекту Ленина и обратно, стоял с другими людьми. Никаких действий по проведению и организации митинга и шествия не предпринимал, в руках ничего нес и не держал, знал о том, что намечаются выступления в поддержку А. Навального, но не связал одно с другим. В жизни встретился с несправедливостью и коррупцией, полагает, что это достаточный повод для недовольства властью и тем, что происходит в стране. Также полагал, что его задержание было проведено с нарушением закона, не согласен с ним.
Выслушав Мазура М.Е., защитника Тарасову Э.Б., полагавшую, что в действиях Мазура М.Е. нет состава вмененного правонарушения, учитывая, что все действия собравшимися на площади проводились мирно, помощника прокурора Любимцеву Т.А., поддержавшую протокол об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. Это право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве, на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина (статьи 1 и 64; статья 45, часть 1; статья 46 Конституции Российской Федерации).
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования) могут затрагивать права широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток;
Объектом посягательства правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (пункт 5 статьи 5).
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 2 Закона № 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в г. Мурманске на площади «Пять Углов» в районе д. <адрес>, прошли несанкционированные, публичные, массовые мероприятия в форме митинга и шествия в нарушение требований ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004№ 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно сообщению Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления Октябрьского округа г. Мурманска не поступали уведомления о проведении данных публичных мероприятий. То есть, данные публичные мероприятия не были согласованы с органом исполнительной власти г. Мурманска в лице Управления Октябрьского АО г. Мурманска.
При этом из материалов дела следует, что Мазур М.Е. В. совместно с иными лицами, с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера провел публичное мероприятие в виде митинга и шествия группой лиц. При нахождении на площади в районе д. <адрес> Мазур М.Е. держал в руках маску – лицо А. Навального, периодически выкрикивал различного рода лозунги: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», в ответ на призывы сотрудников полиции разойтись и прекратить незаконные действия, вступил с ними в полемику, а затем продолжил свои действия по скандированию лозунгов и размахиванию маской, тем самым способствуя дальнейшему проведению митинга. В дальнейшем он прошел во главе колонны от площади до д. <адрес> и обратно, продолжая скандировать лозунги и размахивать маской, фактически возглавляя шествие и способствуя привлечению внимания как его участников, так и сторонних граждан.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: определением о передаче административного материала по подведомственности; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями Мазура М.Е. от ДД.ММ.ГГГГ; рапортом УУП Барушкова И.В.; рапортом сотрудников ОБ ППСП УМВД России по г. Мурманску от ДД.ММ.ГГГГ; сопроводительным письмом о направлении видеозаписи и акта ее осмотра; видеозаписью участия Мазура М.Е. в ходе митинга и шествия от ДД.ММ.ГГГГ и актом ее осмотра от ДД.ММ.ГГГГ начальником ОЦЭП УМВД России по Мурманской области; выпиской о регистрации материала КУСП от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению; рапортом о приобщении видеозаписи участия Мазура М.Е. в ходе митинга и шествия от ДД.ММ.ГГГГ объяснениями Чудакова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой видеозаписью митинга и шествия; объяснениями Морозова О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ; объяснениями Ященко Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ; обзорной справкой на Мазура М.Е.; объяснениями Горбуниса В.С. от ДД.ММ.ГГГГ; данными на Мазура М.Е. из базы СПО СК АС «Российский паспорт»; данными на Мазура М.Е. из базы СООП; письмом Управления Октябрського АО г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ; запросом УМВД России по г. Мурманску в адрес глав округов г. Мурманска; протоколом об административном задержании от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.
Действительно, из действий Мазура М.Е. не усматривается организация митинга и шествия, однако прихожу к выводу, что факт совершения Мазуром М.Е. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях путем несанкционированного проведения вышеназванных публичных массовых мероприятий подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают.
Таким образом, Мазур М.Е. провел несанкционированные публичные мероприятия в форме митинга и шествия, в нарушение требований ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы о том, что Мазур М.Е. просто оказался невольным зрителем и участником митинга и шествия опровергаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
Ссылка на мирный характер акций не освобождает Мазура М.Е. от ответственности за прямое нарушение законодательно установленного запрета на проведение несанкционированных публичных массовых мероприятий. Также и доводы о нарушении закона сотрудниками полиции при осуществлении задержания Мазура М.Е. не освобождают его от административной ответственности, учитывая, что Мазур М.Е. не лишен права обжаловать действия сотрудников полиции в установленном законом порядке.
Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении не допущено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Действия Мазура М.Е. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении вида и размера административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, тот факт, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность отсутствуют, в то же время имеется отягчающее обстоятельство – Мазур М.Е. не прекратил противоправную деятельность, на смотря на требование уполномоченных лиц сделать это.
Согласно ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток.
Суд при назначении административного наказания в виде ареста учитывает все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, совершение правонарушения против общественного порядка и общественной безопасности, приходит к выводу о том, что назначение более мягкого вида наказания, чем административный арест, не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.
На основании ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Мазура М.Е., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного ареста сроком на №.
Зачесть в срок отбытия наказания срок административного задержания с ДД.ММ.ГГГГ
Исполнение постановления возлагается на ОП № 1 УМВД России по г. Мурманску в соответствии со ст. 32.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья: Н.В. Шуминова