Решение по делу № 22К-498/2019 от 01.03.2019

судья Джалалов Д.А. дело №22-498

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Махачкала 04 марта 2019 года

Суд апелляционной инстанции по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Асхабова А.А.

при секретаре судебных заседаний Арсланхановой Г.А.

с участием прокурора Бабаханова Т.Ф., адвоката Нурадиновой П.Ш., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Гусейнова Ш.Г. на постановление Советского районного суда г.Махачкалы РД от 21 февраля 2019 года, которым удовлетворено ходатайство следователя и, в отношении обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.210 УК РФ Гаирбекова ММ <дата> года рождения, мера пресечения в виде заключения под стражу продлена на 2 (два) месяца, а всего до 7 (семи) месяцев 29 суток, т.е. до 25 апреля 2019 года включительно.

Заслушав доклад судьи Асхабова А.А., выслушав выступления адвоката Нурадиновой П.Ш., которая просила по доводам апелляционной жалобы отменить постановление суда и избрать обвиняемому Гаирбекову М.М. более мягкую меру пресечения, мнение прокурора Бабаханова Т.Ф., полагавшего необходимым постановление суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

В апелляционной жалобе адвоката Гусейнова Ш.Г. выражается несогласие с постановлением суда, ввиду его незаконности и необоснованности. В обоснование указывается, что при продлении меры пресечения в отношении Гаирбекова М.М. судом не были учтены и не отражены в постановлении в полной мере фактические обстоятельства, на основании которых судом было принято вышеуказанное решение. Обстоятельства, учтенные судом, а также отраженные в постановлении следователя при избрании Гаирбекова М.М. меры пресечения в виде заключения под стражу являются необоснованными и голословными. Судом с момента избрания в отношении Гаирбекова М.М. меры пресечения в виде заключения под стражу по настоящее время не дана оценка обоснованности подозрения. Орган предварительного следствия ссылается лишь на показания одного свидетеля, которые абстрактны и не конкретизированы, более того, судом приводится выписка из показаний этого свидетеля, достоверность которой невозможно установить. Кроме того, само обвинение, предъявленное Гаирбекову М.М., также абстрактно, в нем нет тех сведений и обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с требованиями УПК РФ. Считает, что решение суда противоречит разъяснениям, изложенным в Постановлении Пленума ВС РФ от 19.12.2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога» и содержит лишь формальные основания, которые не подтверждены приложенными материалами. Полагает, что в отношении Гаирбекова М.М. имеются достаточные основания для избрания меры пресечения, не связанной с заключением под стражей. Он является пенсионером МВД, участником боевых действий, проработал в системе МВД 28 лет, по месту прежней работы имеет положительную характеристику, неоднократно поощрялся, имеет ряд государственных наград: за верность долгу, участник боевых действий, за службу России, за отличие в службе, ранее не судим, имеет постоянное место жительство (по его месту жительства, то есть с дома в котором он проживает, он и был приглашен - доставлен для дачи показаний) <.>, по месту жительства так же характеризуется положительно, достоверных данных о его намерении воспрепятствовать установлению истины по делу не имеется. У Гаирбекова М.М. также имеется ряд тяжелых заболеваний, требующих постоянного медицинского наблюдения и вмешательства, что так же судом не было принято во внимание.

С учетом изложенного, просит постановление Советского районного суда г. Махачкалы от 21 февраля 2019 года о продлении меры пресечения в виде заключения под стражей в отношении Гаирбекова М.М. отменить и избрать в отношении него меру пресечения в виде подписки о не выезде, либо домашнего ареста.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе подсудимого, выслушав выступления участников судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.7 УПК РФ постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

В соответствии со ст.108 ч.1 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.

Согласно ч.2 ст.109 УПК РФ, в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок может быть продлен судьей районного суда до 6 месяцев, а в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения - до 12 месяцев.

Как следует из представленных материалов, 25.04.2018 года и.о. руководителя 2-го отдела по ОВД СУ СК РФ по РД Арсланбековым З.О. возбуждено уголовное дело по п. «а» ч.5 ст.290 и ч.1 ст.292 УК РФ в отношении Агаевой З.А.

31 мая 2018 года руководителем СУ СК РФ по РД возбуждено уголовное дело по ч.4 ст.159, ч.2 ст.210 и ч.3 ст. 210 УК РФ.

31 мая 2018 года постановлением и.о. руководителя второго отдела по расследованию ОВД СУ СК РФ по РД уголовные дела соединены в одно производство.

26.08.2018 Гаирбеков М.М. задержан в порядке ст.91 и 92 УПК РФ.

28.08.2018 постановлением Советского районного суда г.Махачкалы в отношении Гаирбекова М.М. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

04.09.2018 Гаирбекову М.М. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.210 УК РФ.

25.10.2018 Советским районным судом г.Махачкалы срок содержания под стражей обвиняемого Гаирбекова М.М. продлен на 3 (три) месяца 29 (двадцать девять) суток, а всего до 5 (пяти) месяцев 29 (двадцать девять) суток, то есть до 25.02.2019 включительно.

15 февраля 2019 года руководитель 2-го отдела по ОВД СУ СК РФ по РД Арсланбеков З.О. с согласия соответствующего руководителя следственного органа – первого заместителя руководителя СУ СК РФ по РД обратился в суд с ходатайством о продлении в отношении обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.210 УК РФ Гаирбекова М.М. меры пресечения в виде заключения под стражей, сроком на 2 (два) месяца, а всего до 7 (семи) месяцев 29 суток, то есть до 25 апреля 2019 года, мотивировав ходатайство тем, что дополнительный срок необходим для выполнения значительного объема следственных и иных процессуальных действий, направленных на закрепление доказательств по делу, поиск похищенного имущества, получение заключений объемных экспертиз и ознакомления участников с их результатами. Невозможность отмены или изменения меры пресечения на более мягкую мотивировано тем, что он обвиняется в совершении тяжкого преступления, санкция которого предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, находясь на свободе, опасаясь назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок он может скрыться от органов следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей, фальсифицировать и уничтожить доказательства, а также иным способом воспрепятствовать производству по делу. При этом сложность уголовного дела мотивирована тем, что в одно производство соединены несколько уголовных дел по тяжким преступлениям в отношении большого количества людей. К ходатайству приложены материалы подтверждающие изложенные доводы.

Приняв во внимание доводы, приведенные в ходатайстве следствия, которые также подтверждаются приложенными материалами, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований предусмотренных ст.97 УПК РФ, то есть о том, что Гаирбеков М.М. обвиняется в совершении тяжкого преступления, совершенного в составе преступного сообщества, находясь на свободе и, опасаясь назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок может скрыться от органов следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, оказать давление на свидетелей, или иным путем воспрепятствовать производству по делу.

Таким образом, требования уголовно-процессуального закона, регламентирующие условия и порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу, а также ее продление, по настоящему делу судом соблюдены.

Вопреки доводам жалобы, судом исследовались все доводы и обстоятельства, которые в соответствии с требованиями ст.ст.97, 99, 108, 109 УПК РФ необходимы для принятия решения о продлении срока содержания под стражей, выводы суда соответствуют материалам дела и надлежащим образом мотивированы.

Суд пришел к обоснованному выводу, что обстоятельства, послужившие основанием для избрания Гаирбекову М.М. меры пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время не отпали и не изменились, а поэтому основания для отмены или изменения избранной ему ранее меры пресечения отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности и абстрактности предъявленного Гаирбекову М.М. обвинения суд апелляционной инстанции считает несостоятельными, поскольку согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 02.07.2009 №1009-О-О, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого в части, касающейся законности и обоснованности обвинения и достаточности доказательств, собранных по делу, в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации обжаловано быть не может, поскольку иное вынуждало бы суд предрешить вопрос о виновности данного лица, что не могло бы не оказать отрицательного воздействия на независимость и беспристрастность суда при вынесении им приговора, противоречило бы конституционному принципу независимости суда, гарантирующему в условиях состязательного процесса объективное и беспристрастное осуществление правосудия по уголовным делам.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд считает, что постановление суда отвечает требованиям УПК РФ, а выводы судьей мотивированы не только тяжестью предъявленного обвинения, но и наличием достаточных оснований предусмотренных ст.97 УПК РФ.

Нарушений уголовно-процессуального закона при решении вопроса о продлении срока содержания под стражей, влекущих безусловную отмену постановления, судом не допущено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 389.13, 389.20 и 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Советского районного суда г.Махачкалы РД от 21 февраля 2019 года, которым удовлетворено ходатайство следователя и, в отношении обвиняемого Гаирбекова ММ <дата> года рождения, мера пресечения в виде заключения под стражу продлена на 2 (два) месяца, а всего до 7 (семи) месяцев 29 суток, т.е. до 25 апреля 2019 года включительно – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, предусмотренным главой 47-1 УПК РФ.

Председательствующий

22К-498/2019

Категория:
Уголовные
Статус:
ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Асхабов Абдулнасыр Абдуллаевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
04.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее