Решение по делу № 8Г-15865/2023 [88-16701/2023] от 15.08.2023

УИД 86RS0004-01-2022-009627-89

Дело № 88 - 16701/2023

мотивированное определение

составлено 27 сентября 2023 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                                               19 сентября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.

судей                 Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-8106/2022 по иску Валиевой Светланы Анатольевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение пенсии,

по кассационной жалобе Валиевой Светланы Анатольевны на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Валиева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре) о признании незаконными решений от 18 августа 2020 года № 4395, от 08 сентября 2021 года № 5742; возложении обязанности включить в медицинский стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон «О страховых пенсиях») период обучения в Бугульминском медицинском училище с 25 августа 1987 года по 02 марта 1990 года, периоды работы со 02 марта 1990 года по 28 марта 1994 года, с 10 ноября 1994 года по 14 февраля 1996 года, с 15 февраля 1996 года по 10 июля 2007 года, с 10 по 20 августа 1983 года, с 05 июля по 12 августа 1988 года в Азнакаевской центральной районной больнице, с 24 июля 2007 года по 18 мая 2020 года в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутская городская стоматологическая поликлиника № 1»; признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 19 мая 2020 года.

В обоснование иска указала, что 19 мая 2020 года обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - УПФР в г. Сургуте) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением от 18 августа 2020 года № 4395 в назначении пенсии отказано по причине недостаточности стажа медицинской деятельности. 26 мая 2021 года она повторно обратилась в пенсионный орган за назначением пенсии по вышеуказанному основанию, однако решением от 08 сентября 2021 года № 5742 в назначении пенсии вновь отказано по причине недостаточности стажа медицинской деятельности (21 год 6 месяцев 18 дней). С указанными отказами она не согласна, поскольку считает, что имеет необходимый стаж для выхода на пенсию с 19 мая 2020 года.

Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 мая 2023 года, решение ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 08 сентября 2021 года № 5742 признано незаконным в части отказа во включении в стаж медицинской деятельности Валиевой С.А. периодов работы с 10 ноября 1994 года по 14 февраля 1996 года, с 02 февраля 1999 года по 12 марта 1999 года. Решение УПФР в г. Сургуте от 18 августа 2020 года № 4395 признано незаконным в части отказа во включении в стаж медицинской деятельности Валиевой С.А. периодов работы с 02 марта 1990 года по 28 марта 1994 года, с 20 июня 1994 года по 21 сентября 1994 года, с 10 ноября 1994 года по 14 февраля 1996 года, с 15 февраля 1996 года по 26 марта 1997 года, с 10 апреля 1997 года по 07 октября 1998 года, с 22 октября 1998 года по 01 февраля 1999 года, с 02 февраля 1999 года по 12 марта 1999 года, с 13 марта 1999 года по 30 мая 1999 года, с 16 июня 1999 года по 31 октября 1999 года, с 24 июля 2007 года по 31 декабря 2008 года, с 04 января 2009 года по 24 февраля 2010 года, с 28 февраля 2010 года по 09 сентября 2012 года, с 13 сентября 2012 года по 04 сентября 2014 года, с 07 сентября 2014 года по 25 августа 2018 года, с 30 августа 2018 года по 25 сентября 2018 года, с 30 сентября 2018 года по 19 сентября 2019 года, с 06 октября 2019 года по 01 мая 2020 года, с 03 мая 2020 года по 03 мая 2020 года, с 05 мая 2020 года по 25 мая 2021 года. На ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре возложена обязанность включить Валиевой С.А. в стаж медицинской деятельности периоды с 10 ноября 1994 года по 14 февраля 1996 года, 02 февраля 1999 года по 12 марта 1999 года, в удовлетворении остальной части требований отказано.

С 1 января 2023 года в результате реорганизации Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), соответственно с 1 января 2023 года правопреемником государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

В кассационной жалобе Валиева С.А. просит отменить судебные акты по делу в части отказа в признании незаконным решения от 18 августа 2020 года № 4395 во включении в стаж медицинской деятельности периода с 01 ноября 1999 года по 10 июля 2007 года в должности медицинской сестры за исключением периодов отпусков без сохранения заработной платы, полагая их незаконными.

В письменных возражениях на кассационную жалобу Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены решения и апелляционного определения не имеется.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Валиева С.А., <данные изъяты> года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 04 августа 1999 года.

19 мая 2020 года Валиева С.А. обратилась в УПФ в г. Сургуте с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением УПФ в г. Сургуте от 18 августа 2020 года № 4395 Валиевой С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отказано, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа медицинской деятельности. Стаж на дату подачи заявления определен: страховой - 32 года 7 месяцев 28 дней (с учетом постановления Конституционного Суда от 29 января 2004 года № 2-П), работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 12 лет 8 месяцев 19 дней; стаж медицинской деятельности – отсутствует.

26 мая 2021 года Валиева С.А. вновь обратилась с заявлением о назначении пенсии.

Решением ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 08 сентября 2021 года № 5742 Валиевой С.А. в назначении пенсии отказано, в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа медицинской деятельности, предусмотренного пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», отсутствием стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». Стаж на дату подачи заявления определен: страховой – 30 лет 8 месяцев 7 дней (33 года 2 месяца 7 дней с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П); работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 13 лет 8 месяцев 25 дней; стаж медицинской деятельности – 21 год 6 месяцев 18 дней.

ОПФР по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в страховой стаж Валиевой С.А. не были включены: 1 месяц 1 день в 2006 году – отпуск без сохранения заработной платы; 3 дня в 2009 году, с 25 по 27 февраля 2010 года, с 10 по 12 сентября 2012 года, с 26 по29 августа 2018 года, с 26 сентября 2018 года по 29 сентября 2018 года, с 20 сентября по 05 октября 2019 года - отпуска без сохранения заработной платы.

В стаж медицинской деятельности не включены периоды: с 01 ноября 1999 года по 10 июля 2007 года в Азнакаевской центральной районной больнице, так как отсутствует выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, в выписке сведения отражены с неполным рабочим днем; с 30 июня 1984 года по 08 июня 1984 года в аптеке № 327, так как на представленную справку без номера и даты сделан запрос; с 10 по 20 августа 1983 года, с 5 июля по 12 августа 1988 года в Азнакаевской центральной районной больнице, так как на представленные справки сделаны запросы, а также запрошен акт документальной проверки, поскольку имеются расхождения с выпиской из лицевого счета.

Из трудовой книжки Валиевой С.А. следует, что она с 25 августа 1987 года зачислена на второй курс фельдшерского отделения в Бугульминское медицинской училище, отчислена в связи с окончанием обучения 02 марта 1990 года; 02 марта 1990 года принята дежурной медсестрой терапевтического отделения Центральной районной больницы на период декретного и административного отпуска медицинской сестры в Азнакаевскую центральную районную больницу; 20 июня 1994 года переведена дежурной медсестрой терапевтического отделения на 0,5 ставки, 10 ноября 1994 года переведена на должность медрегистратора стоматологического отделения, 15 февраля 1995 года переведена на 0,5 ставки медсестрой и на 0,5 ставки медрегистратором стоматологического отделения Центральной районной больницы, 15 марта 1999 года ей присвоена первая квалификационная категория по специальности сестринское дело, 14 мая 2004 года присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Сестринское дело», 10 июля 2007 года она уволена; 24 апреля 2007 года принята в МБУЗ Стоматологическая поликлиника № 1 на должность медицинской сестры.

Согласно справке ГАУЗ «Азнакаевская центральная районная больница» от 28 апреля 2021 года № 1124 Валиева С.А. в период с 15 февраля 1996 года (приказ № 24а от 20 февраля 1996 года) по 10 июля 2007 года (приказ №126 «а» от 10 июля 2007 года) работала на 0,5 ставки медсестрой, на 0,5 ставки медрегистратором. В периоды работы истец находилась: с 09 по 22 ноября 2000 года, с 03 по 04 мая 2001 года, с 17 по 18 мая 2001 года, с 26 сентября по 09 октября 2001 года, с 02 по 16 июня 2003 года, с 30 ноября по 30 декабря 2006 года в административных отпусках; с 02 марта 1990 года по 18 мая 1990 года в отпуске по беременности и родам; с 19 мая 1990 года по 18 мая 1990 года в отпуске по уходу за ребенком; с 03 января 1991 года по 08 мая 1991 года в отпуске но беременности и родам; с 09 мая 1991 года по 28 сентября 1992 года в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; с 29 сентября 1992 года по 28 марта 1994 года, с 29 мая 1994 года по 30 июня 1994 года в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; с 02 февраля 1999 года по 12 марта 1999 года, с 17 марта 2004 года по 17 апреля 2004 года в учебном отпуске, на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Сведения о неполном рабочем дне в период работы медицинской сестрой отражены в лицевом счете застрахованного лица Валиевой С.А.

Разрешая спор и удовлетворяя требования о признании незаконными: решения от 08 сентября 2021 года № 5742 в части отказа во включении в стаж медицинской деятельности периодов с 10 ноября 1994 года по 14 февраля 1996 года, с 02 февраля по 12 марта 1099 года; решения от 18 августа 2020 года № 4395 в части отказа во включении в стаж медицинской деятельности периодов с 02 марта 1990 года по 28 марта 1994 года, с 20 июня по 21 сентября 1994 года, с 10 ноября 1994 года по 26 марта 1997 года, с 10 апреля 1997 года по 07 октября 1998 года, с 22 октября 1998 по 1 февраля 1999 года, с 2 февраля по 12 марта 1999 года, с 13 марта по 30 мая 1999 года, с 16 июня по 31 октября 1999 года, с 24 июля 2007 года по 31 декабря 2008 года, с 04 января 2009 года по 24 февраля 2010 года, с 28 февраля 2010 года по 09 сентября 2012 года, с 13 сентября 2012 года по 04 сентября 2014 года, с 07 сентября 2014 года по 25 августа 2018 года, с 30 августа по 25 сентября 2018 года, с 30 сентября 2018 года по 19 сентября 2019 года, с 06 октября 2019 года по 01 мая 2020 года, 03 мая 2020 года, с 05 мая 2020 года по 25 мая 2021 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», исходил из того, что оснований для возложения на ответчика обязанности по включению указанных периодов в медицинский стаж истца, а также периода осуществления деятельности в БУ «Сургутская городская клиническая стоматологическая поликлиника № 1» с 24 июля 2007 года по 18 мая 2020 года не имеется, поскольку при рассмотрении заявления Валиевой С.А. о назначении пенсии от 26 мая 2021 года указанные периоды, за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, учтены пенсионным органом в медицинском стаже истца, вместе с тем, решения ответчика об отказе в назначении пенсии от 18 августа 2020 года № 4395, от 08 сентября 2021 года № 5742, в части отказа во включении в медицинский стаж периодов включенных пенсионным органом при повторном рассмотрении заявления, а также периодов, включенных судом, являются незаконными.

Разрешая требования о включении в стаж медицинской деятельности периода обучения с 25 августа 1987 года по 02 марта 1990 года в Бугульминском медицинском училище, суд первой инстанции, исходил из того, что период обучения, предусмотренный подпунктом «з» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590, включается в общий стаж работы и в льготный стаж только при назначении пенсии работникам и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда; обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подпункт «и» указанного Положения) включается только в общий стаж; постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», применяемым в соответствии с подпунктом «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 к периодам до 01 января 1992 года, не было предусмотрено включение периода обучения в медицинский стаж, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения указанных требований.

Удовлетворяя требование о включении в стаж медицинской деятельности периода работы медрегистратором стоматологического отделения больницы с 10 ноября 1994 года по 14 февраля 1996 года, суд первой инстанции исходил из того, что должность медрегистратора в соответствии с Общероссийским классификатором занятий, принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года №2020-ст, отнесена к среднему медицинскому персоналу (подгруппа 3252). Согласно пункту 1 Списка профессий и должностей здравоохранений и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, работа в качестве среднего медицинского персонала дает право на пенсию по выслуге лет; в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций); требований о работе в течение полного рабочего на полную ставку в спорный период не было предусмотрено.

Отказывая в удовлетворении требования о включении в стаж медицинской деятельности периода с 10 по 20 августа 1983 года, с 05 июля 1988 года по 12 августа 1988 года в качестве санитарки, суд первой инстанции исходил из того, что наименование профессии не предусмотрено в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Отказывая во включении в специальный стаж периода работы с 01 ноября 1999 года по 10 июля 2007 года на 0,5 ставки медицинской сестры и на 0,5 ставки медицинского регистратора стоматологического отделения в Азнакаевской центральной районной больнице, суд первой инстанции исходил из того, что допустимых и объективных доказательств тому, что в спорный период истец работала полный рабочий день в должности медицинской сестры в объеме полной ставки, либо осуществления истцом в спорные периоды медицинской деятельности в нескольких должностях, указанных в Списке должностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, не представлено.

Установив, что с учетом включенных в специальный стаж периодов работы продолжительность стажа истца составляет менее требуемых 30 лет, суд первой инстанции пришёл к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебные акты оспариваются истцом только в части отказа в признании незаконным решения от 18 августа 2020 года № 4395 во включении в стаж медицинской деятельности периода с 01 ноября 1999 года по 10 июля 2007 года в должности медицинской сестры, поэтому в остальной части в силу части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверка судебной коллегии Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не является.

Судебная коллегия соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы с 01 ноября 1999 года по 10 июля 2007 года, поскольку они основаны на правильно примененном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных фактических обстоятельствах дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 этой статьи.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к этому Федеральному закону, согласно которому при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2021 году назначение пенсии производится не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В силу частей 2, 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Подпунктом «н» пункта 1 постановления Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительством Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665) предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список 2002 года);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», (далее – Список 1999 года) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (далее – Список 1991 года) с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Должность медицинского регистратора в Списках 1999 и 2002 годов не предусмотрена, имеется должность медицинской сестры в учреждениях здравоохранения, в том числе больницах всех наименований.

Списком 1991 года, применяемым в силу подпункта «н» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно, предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В соответствии с пунктами 3, 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В силу пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», которые в силу подпункта «в» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 применяются для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

Согласно частям 1, 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из названных нормативных правовых актов следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в должностях и учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом периоды работы засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, при наличии одновременно нескольких условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях здравоохранения, а с 1 ноября 1999 года при выполнении такой работы в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей, (в течение полного рабочего дня на полную ставку). Указанные условия должны подтверждаться сведениями индивидуального (персонифицированного) учета или документами работодателя либо архивных органов.

Доводы кассационной жалобы Валиевой С.А. о несогласии с выводами судов о том, что в спорный период она работала медицинской сестрой неполный рабочий день (на 0,5 ставки), так как работодателем подтверждено, что в период с 02 июня 1986 года по 10 июля 2007 года она работала в качестве медсестры на 0,5 ставки и медрегистратора на 0,5 ставки стоматологического отделения и выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы; согласно записей в трудовой книжке в период работы в Азнакаевской центральной районной больницы ей с 15 марта 1999 года была присвоена первая квалификационная категория по специальности «Сестринское дело», а с 14 мая 2004 года присвоена высшая квалификационная категория по специальности «Сестринское дело»; показаниями свидетелей <данные изъяты>., удостоверенными нотариально, подтверждается факт ее работы полный рабочий день посменно по норме 7 часов 42 минуты, в связи с чем у судов имелись основания для включения спорного периода работы с 01 ноября 1999 года по 10 июля 2007 года в должности медицинской сестры в стаж медицинской деятельности, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку основаны на неверном толковании вышеуказанных норм материального права, субъективной оценке обстоятельств дела.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, а именно справку работодателя, в которой указано, что истец работала с 15 февраля 1996 года по 10 июля 2007 года в качестве медсестры на 0,5 ставки и медрегистратора на 0,5 ставки стоматологического отделения Центральной районной больницы, выполняла норму рабочего времени при суммировании этих ставок, выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой периоды работы с 1 ноября 1999 года отражены с неполным рабочим днем, иные имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы с 1 ноября 1999 года по 10 июля 2007 года, поскольку работа на 0,5 ставки медицинской сестры в период с 1 ноября 1999 года не дает права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»

Вопреки доводам кассационной жалобы, должность медицинского регистратора в Списках, действующих с 1 ноября 1999 года, не поименована. Нормативно установлено право на льготное пенсионное обеспечение не у всех лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а только в должностях и учреждениях, предусмотренных в соответствующих Списках.

Как верно указано судом апелляционной инстанции, суммирование работы на 0,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки медрегистратором не может быть произведено для зачета в специальный стаж, поскольку суммирование возможно только работы в должностях, предусмотренных Списками, а работа медрегистратором не Списками не предусмотрена.

Доводы кассационной жалобы истца о том, что сведения о специальном стаже подтверждены записями в ее трудовой книжке, основан на ошибочном толковании норм права и сделан без учета положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подтверждения страхового стажа, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Согласно части 4 статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Таким образом, в трудовой книжке содержатся данные о периодах трудовой деятельности работника и занимаемых им должностях. Внесение в трудовую книжку сведений о характере выполняемой гражданином работы, ее выполнении в определенных условиях, в течение полного рабочего дня, законом не предусмотрено.

Ссылки в кассационной жалобе на то, что суды не учли показания свидетелей, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку характер работы (полная занятость на работах, предусмотренных Списком) в силу части 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» показаниями свидетелей не подтверждается.

Указанные нормы права применены судом апелляционной инстанции верно, поскольку в силу прямого указания в части 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Допустимых доказательств, предусмотренных в частях 1 и 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» истцом в суд не представлено, бремя доказывания обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами правомерно возложена на истца.

В силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В соответствии со статьями 67 и 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле в качестве третьего лица работодателя, не свидетельствует о незаконности судебных постановлений.

В соответствии со статьей 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Привлечение третьих лиц к участию в деле на стадии судебного разбирательства является правом суда, которое он реализует, сообразуясь с задачами судебного разбирательства, предметом доказывания, целесообразностью их участия в деле и иными факторами, которые влияют на процесс. Непривлечение лица к участию в деле в качестве третьего лица само по себе не является безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.

В исковом заявлении Валиевой С.А. не было указано в качестве третьего лица ГАУЗ «Азнакаевская центральная районная больница», ходатайство о привлечении работодателя к участию в деле истцом в суд первой инстанции не заявлялось, из судебных актов не усматривается, что они повлияли на права или обязанности ГАУЗ «Азнакаевская центральная районная больница».

Таким образом, при рассмотрении настоящего гражданского дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Валиевой Светланы Анатольевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-15865/2023 [88-16701/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Валиева Светлана Анатольевна
Ответчики
ОСФР по ХМАО-Югре
Другие
Еремин Антон Валерьевич
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
19.09.2023Судебное заседание
19.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее