Дело № 2а-417/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тара Омской области 24 июля 2018 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Казаковой Н.Н., при секретаре Клинг О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тарского межрайонного прокурора к Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению в здание администрации в срок до 01 октября 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Тарский межрайонный прокурор обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что здание администрации Атирского сельского поселения не оснащено информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отражающей информацию о помещениях в зданиях. Таким образом, не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой внесено представление. Согласно ответу на представление, приобретение тактильной схемы движения, отображающей информацию о помещениях в здании в 2018 году не планируется в связи с отсутствием средств в бюджете поселения. Просит суд обязать Администрацию Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению в здание администрации, расположенное по адресу: Омская область, Тарский район, с. Атирка, ул.Восточная, д.2А, а именно: установить при входе в здание с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей на основных путях движения, предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. в срок до 01.10.2018.
Представитель административного истца помощник Тарского межрайонного прокурора Саюн А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство, в котором просил перенести срок исполнения решения на 1 квартал следующего финансового года.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Суд признает убедительными доводы прокурора, изложенные в административном исковом заявлении, как основание для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку законом (ч.1 ст. 39 КАС РФ) прокурору предоставлено право обращения в суд с административным иском в защиту прав и интересов граждан, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, не имеющими по уважительным причинам возможности самостоятельного обращения в суд с административным иском. Указанные в административном иске основания суд находит уважительными, достаточными и убедительными для обращения прокурора в суд с административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Оценивая правовую обоснованность заявленных прокурором требований суд исходит из следующего.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, в том числе, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 ФЗ №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу с ч. 1 ст. 15 ФЗ №181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Таким образом, в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно пункту 7.1.8 СП 59.13330.2012 установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Как видно из материалов дела, проведенной Тарской межрайонной прокуратурой Омской области проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и Свода правил, здание администрации Атирского сельского поселения не оснащено информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отражающей информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Тарским межрайонным прокурором в адрес главы Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области было вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Согласно ответу на представление, приобретение тактильной схемы движения, отображающей информацию о помещениях в здании в 2018 году не планируется в связи с отсутствием средств в бюджете поселения.
До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиком не устранены. Данные обстоятельства свидетельствует о бездействии по исполнению обязанностей, возложенных на администрацию поселения федеральным законодательством, и свидетельствует о формальном подходе должностных лиц администрации к возложенным на них обязанностям.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного Тарским межрайонным прокурором Омской области административного иска.
В соответствии с ч.2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Суд считает необходимым, с учетом требований разумности, установить административному ответчику срок для исполнения возложенных на административного ответчика обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов по зрению в здание, до 01.04.2019 года. Данный срок является разумным и обоснованным, позволяет запланировать необходимые расходы с учетом финансирования на 2019 год.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тарского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам по зрению в здание администрации, расположенное по адресу: Омская область, Тарский район, с. Атирка, ул.Восточная, д.2А, а именно: установить при входе в здание с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, не мешающую основному потоку посетителей на основных путях движения, предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. в срок до 01.04.2019 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Тарский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме подписано 24.07.2018 года.
Судья подпись
Копия верна
Решение не вступило в законную силу
Судья Н.Н. Казакова
Секретарь О.М. Клинг