Решение по делу № 33-714/2015 от 10.02.2015

Судья Корниенко М.В. Дело № 33 - 714/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.

судей Орловой И.А., Перминовой Н.А.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 19 февраля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2014 года, по которому постановлено:

"Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" включить Васильеву В.Э., ... года рождения, в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Ухта" предоставить Васильевой В.Э., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МОГО "Ухта" на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи ... человек, размером не менее ... кв.м общей площади".

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., заключение прокурора Юдина А.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г.Ухты обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Васильевой В.Э. с иском к администрации МОГО "Ухта" об обязании включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и предоставить ей благоустроенное жилое помещение из муниципального специализированного фонда в виде отдельной квартиры на состав семьи ... человек, не ниже установленной нормы ... кв.м. общей площади на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории МОГО "У".

В обоснование заявленных требований указав, что Васильева В.Э. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В ... году истец была поставлена на жилищный учёт по категории детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не было предоставлено.

Прокурор и истец в судебном заседании поддержали заявленные требования.

Представитель администрации МОГО "Ухта" с иском не согласилась.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.

Материалами дела установлено, что Васильева В.Э., ... года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.

Решением ... суда ... от ... года, вступившим в законную силу, одинокая мать истца С. Т.А. лишена родительских прав.

Истец обучалась в школе-интернат №... г.... с ... года по ... года.

С ... года по ... года Васильева В.Э. обучалась в ....

Постановлением главы администрации МО "Город Ухта" от <Дата обезличена>... Васильева В.Э. принята на учёт на улучшение жилищных условий в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на общих основаниях.

В настоящее время Васильева В.Э. зарегистрирована в комнате № ... общежития, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м., которая ей предоставлена по ордеру от <Дата обезличена>....

Также в данном жилом помещении зарегистрированы сыновья истца - В. Д.А., ... года рождения, В. И.С., ... года рождения.

При переоформлении учётных дел Васильева В.Э. не была принята на учёт в администрации г. Ухты в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В силу ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Разрешая спор на основании вышеприведенных положений закона, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о праве истца претендовать на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возложении на администрацию МО ГО "Ухта" обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения общей площадью ... кв. м.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанным на совокупности установленных по делу обстоятельств, учитывая, что данных о том, что Васильева В.Э. обеспечена государством благоустроенным жилым помещением в порядке реализации права согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ не установлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение по норме предоставления общей площади жилого помещения 14 кв. м, установленной решением Совета МО ГО "Ухта", судебной коллегией признается несостоятельным.

Вопросы предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2011 года регулировались Законом Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма", в соответствии с которым жилищный учет указанных лиц осуществлялся органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми, а жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялись им по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра и как одиноким гражданам.

Часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ (в ред. Закона РК от 29.04.2011 N 32-РЗ) "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" указанный выше порядок был изменен и предоставление жилых помещений этим гражданам стало осуществляться по нормам, установленным органами местного самоуправления, которые составляют в муниципальных образованиях Республики Коми от 9 до 15 квадратных метров общей площади жилья на одного человека.

Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми" часть 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года в редакции Закона Республики Коми от 29 апреля 2011 года N 32-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" в части предоставления указанным категориям граждан жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, признана не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17, 18, 41.

Со вступлением в силу с 01 января 2013 года Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (ч. 2 ст. 7 Закона).

Таким образом, с 1 января 2013 года условия предоставления жилых помещений нуждающимся в жилье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ухудшились, и эти лица вновь были лишены гарантированного на государственном уровне права на дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению жилой площадью именно в виде отдельной квартиры общей площадью 33 квадратных метра.

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Республики Коми, в постановлении от 11.07.2011 года, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, но проживающими в разных муниципальных образованиях Республики Коми, а равно и ухудшает их положение по сравнению с указанными в Закон Республики Коми от 04.07.2006 N 54-РЗ гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции в части размера, подлежащего предоставлению Васильевой В.Э. жилого помещения, соотносится с Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 года, и оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.

Ссылки апеллянта на возможность исполнения возложенных решением суда обязательств только при наличии финансирования не являются основанием для отмены решения суда в связи с неправильным толкованием норм права.

Не влекут отмену судебного акта и указания на нарушение прав иных лиц, состоящих в очереди по указанной категории.

Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-714/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г.У.
Васильева В.Э.
Ответчики
Администрация М.".
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Харманюк Н.В.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
19.02.2015Судебное заседание
02.03.2015Передано в экспедицию
02.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее