Судья Сибер К.В.
Докладчик Кошелева А.П.
№ 2а-684/2021
№ 33а-9819/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 05 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой А.П.
судей Деменковой Ю.Г., Шумовой Н.А.
при секретаре Париновой Е.Ю.
с участием прокурора Юрченковой С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Артемьева Владимира Алексеевича на решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 29 апреля 2021 года, которым административное исковое заявление ФКУ ИК-21 ГУФСИН России по Новосибирской области к Артемьеву Владимиру Алексеевичу об установлении административного надзора и административных ограничений удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., заключение прокурора Юрченковой С.И., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-21 ГУФСИН России по Новосибирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Артемьеву Владимиру Алексеевичу об установлении административного надзора на срок три года с одновременным установлением административных ограничений: обязать являться 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запретить выезжать за пределы г. Барабинска Новосибирской области без разрешения органа внутренних дел; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения с 22.00 до 06.00.
В обоснование требований указано, что Артемьев В.А. осужден 07.11. 2019 года Барабинским районным судом Новосибирской области по ч. 1 ст. 314.1, ч. 2 ст. 69 УК РФ за совершение преступления небольшой тяжести к 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
29.11.2019 года Артемьев В.А. осужден Барабинским районным судом Новосибирской области по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 19.06.2020 года внесены изменения в приговор Барабинского районного суда Новосибирской области от 29.11.2019, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания и наказания, назначенного приговором Барабинского районного суда Новосибирской области от 07.11.2019 года, окончательно назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 10 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Осужденный Артемьев В.А. отбывает наказание за совершение преступления средней тяжести при рецидиве преступлений, преступление совершено в период установленного административного надзора. Артемьеву В.А. был установлен административный надзор на срок до 01 сентября 2019 года.
Осужденный освобождается 06.09.2021 по отбытии срока наказания и убывает по адресу: <адрес>
За период отбывания наказания нарушений режима содержания не допустил, имеет 2 поощрения, на профилактическом учете не состоит, характеризуется положительно.
Решением Тогучинского районного суда Новосибирской области от 29.04.2021 года административное исковое заявление удовлетворено.
Судом постановлено установить в отношении Артемьева Владимира Алексеевича, <данные изъяты> года рождения, административный надзор на срок три года (срок погашения судимости), а также установить в отношении него следующие административные ограничения:
обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрещение выезжать за пределы муниципального образования – Барабинского района Новосибирской области;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения, в период с 22 часов одних суток до 6 часов других суток.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
С указанным решением суда не согласился Артемьев В.А., в апелляционной жалобе просит отменить решение суда.
В обоснование апелляционной жалобы указано на то, что оспариваемое решение нарушает ст. 50 Конституции Российской Федерации, гражданские права и свободы. Никто не может нести наказание дважды за одно и тоже преступление.
Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 упомянутого Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15, осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона). Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 статьи 3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен.
Постанавливая решение об удовлетворении требований административного иска, судья районного суда обоснованно исходил из того, что в ходе судебного разбирательства достоверно установлены обстоятельства, являющиеся основанием для установления в отношении Артемьева В.А. административного надзора.
Так, Артемьев В.А. в период нахождения под административным надзором, установленным ему решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 21.08.2018 года (срок административного надзора продлен решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 27.11.2018 г.), совершил преступление, предусмотренное ст. 314.1 ч.1 УК РФ, за которое был осужден к лишению свободы.
Таким образом, Артемьев В.А., будучи совершеннолетним лицом, имеющим непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, является лицом, за которым административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» на срок, установленный законодательством для погашения судимости.
Указанные обстоятельства полностью подтверждены имеющимися в деле доказательствами, в частности, приговорами Барабинского районного суда Новосибирской области от 07.11.2019 года и от 29.11.2019, решением Барабинского районного суда Новосибирской области от 21.08.2018 года и другими доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка, соответствующая требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Вывод суда первой инстанции о необходимости установить в отношении Артемьева В.А. административного надзора сроком на три года является правильным, соответствующими обстоятельствам дела и требованиям закона (статьи 15, 86 УК РФ). В соответствии с ч.3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, судимость погашается по истечении трёх лет после отбытия наказания.
С учетом изложенных обстоятельств, срок административного надзора Артемьеву В.А. определен верно.
Установленные судом первой инстанции в отношении Артемьева В.А. административные ограничения соответствуют перечню таких ограничений, приведенному в статье 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", чрезмерными не являются, и способствуют предупреждению совершения Артемьевым В.А. преступлений и других правонарушений, оказанию на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Ограничения, установленные Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, в данном случае в отношении Артемьева В.А.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон об административном надзоре, Закон) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (далее - административное ограничение).
Исходя из изложенного административное ограничение не является повторным наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), статья 2 Закона).
Административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции РФ, поскольку они установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.
В связи с изложенным, доводы апеллянта о повторном его наказании путем установления административного надзора подлежат отклонению.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным в дело доказательствам дана надлежащая правовая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, не допущено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тогучинского районного суда Новосибирской области от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Артемьева В.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи