№ 2-157/2023
УИД61RS0003-01-2022-007869-27
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2023 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,
при секретаре Тимченко Я.Н.,
с участием представителя истца Сергеевой Н.В.,
представителя ответчика Паненковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростковой И.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об обязании зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы,
УСТАНОВИЛ:
Росткова И.А. (далее также истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее ответчик, ОСФР по Ростовской области) об обязании зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы.
В обоснование своих требований истец указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в разных должностях в учреждениях медицинского профиля.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в г. Азове Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Азове Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, принятым во изменения решения от ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж истца включено 22 года 9 месяцев 9 дней, не включены в подсчет специального стажа периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца 29 дней) в должности медицинской сестры недоношенных детей и ПИТ неонатологического отделения в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом», с указанием на то, что право на досрочную страховую пенсию предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу, занятым в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы организаций не предусмотрены Списком №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 7 месяцев) в должности медицинской отделения новорожденных в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом», поскольку право на досрочную страховую пенсию предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу, занятым в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы организаций не предусмотрены Списком №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 18 дней) период нахождения в отпуске по беременности и родам (УМП Азовский родильный дом); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 6 дней) нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности палатной медсестры в МБУЗ «ЦГБ» г. Азова.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, записи в трудовой книжке истца, справки № от ДД.ММ.ГГГГ, МБУЗ «Родильный дом» г. Азова Ростовской области было реорганизовано ДД.ММ.ГГГГ путем присоединения к МБУЗ «ЦГБ» г. Азова (в настоящее время - МАУЗ «ЦГБ» г. Азова).
Истец полагает, что решение УПФР в г. Азове Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения в специальный стаж указанных выше периодов является незаконным.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просит суд признать подлежащим зачету и обязать зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения в отпуске по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения на курсах повышения квалификации.
Истец в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Представитель истца Сергеева Н.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Паненкова Е.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях на исковое заявление.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещалось судом надлежащим образом, в материалы дела представило заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителя третьего лица.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Согласно приложению 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020 году не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021 году не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2022 году не ранее чем через 48 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее по тексту - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-Ф3) гражданам, которые указаны в п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением № 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации 16.07.2014 принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22.09.1999 № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06.09.1991 № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, не менее 30 лет, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФР в г. Азове Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г. Азове Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
При этом, в решении указано, что общая продолжительность стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составляет 22 года 7 месяцев. К зачету в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное установление страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом», поскольку право на досрочную пенсию предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу, занятым в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы организаций Списком № не предусмотрены. Также не включен, в том числе период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отпуск по беременности и родам и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период нахождения на курсах повышения квалификации.
Решением УПФР в г. Азове Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ, специальный стаж истца включено 22 года 9 месяцев 9 дней. Не включены в подсчет специального стажа периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 3 месяца 29 дней) в должности медицинской сестры недоношенных детей и ПИТ неонатологического отделения в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом», с указанием на то, что право на досрочную страховую пенсию предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу, занятым в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы организаций не предусмотрены Списком №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 7 месяцев) в должности медицинской отделения новорожденных в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом», поскольку право на досрочную страховую пенсию предоставляется врачам и среднему медицинскому персоналу, занятым в учреждениях здравоохранения. Иные организационно-правовые формы организаций не предусмотрены Списком №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца 18 дней) период нахождения в отпуске по беременности и родам (УМП Азовский родильный дом); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 6 дней) нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности палатной медсестры в МБУЗ «ЦГБ» г. Азова.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 120 ГК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 ГК РФ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является получение прибыли (статьи 66, 67, 87 ГК РФ).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения подпункта 11 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время подпункта 20 пункта 1 статьи 27) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающие для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не являющихся государственными или муниципальными.
В данном Постановлении речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения. Указанная правовая позиция вытекает из положений ранее действовавшей статьи 120 ГК РФ, согласно которой учреждения могут быть созданы гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), а также из аналогичных положений действующей с 1 сентября 2014 года статьи 123.21 ГК РФ.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.04.2006 № 84-0, от 29.01.2009 № 67-0-0, от 22.04.2010 №520-О-О об отказе в принятии жалоб, в которых оспаривались подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в той мере, в какой указанными нормами не предусмотрено включение в стаж периодов осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в качестве индивидуального предпринимателя, а также в товариществе с ограниченной ответственностью, то есть не в учреждениях здравоохранения, Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распространено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Исходя из приведенных положений ГК РФ, унитарное муниципальное предприятие и учреждения имеют разную юридическую природу и создаются для различных целей.
Как следует из материалов дела, в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец осуществлял трудовую деятельность в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом», организационно-правовая форма которого на основании постановления мэра г. Азова от ДД.ММ.ГГГГ № изменена на Муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом» г. Азова Ростовской области.
Из представленной истцом в суд копии устава Унитарного муниципального предприятия «Азовский родильный дом», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, одной из целей создания предприятия является получение прибыли (пункт 2.1), среди видов деятельности предприятия, помимо перечисленных оказываемых медицинских услуг, указана также и торговля продовольственными товарами, медицинскими препаратами, лекарственными травами, оказание различного вида услуг юридическим и физическим лицам (пункт 2.2), имущество предприятию передается на праве хозяйственного ведения, а полученная в результате деятельности прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и осуществления обязательных платежей, после пополнения фондов, используется предприятием самостоятельно на достижение уставных целей и задач (п. 4.5).
Согласно положениям части 5 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 названной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возложена обязанность устанавливать по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения.
Тождественность профессиональной деятельности, выполняемой Ростковой И.А. после изменения организационно-правовой формы медицинского учреждения «Родильный дом» г. Азова Ростовской области, профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения в вышеуказанном порядке, не устанавливалась.
Таким образом, поскольку работодателем истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлось Унитарное муниципальное предприятие, то есть коммерческая организация, которая не указана в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, суд приходит выводу об отсутствии оснований для включения указанных периодов работы Ростковой И.А. в Унитарном муниципальном предприятии «Азовский родильный дом» в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Разрешая требования истца об обязании включить в специальный стаж период прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к, суд находит их подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № указанные периоды прохождения Ростковой И.А. курсов повышения квалификации имели место при осуществлении трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, что следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-21), в указанные периоды за истцом сохранялась средняя заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Относительно требований об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд также находит их подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Как указав Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы по определенной профессии в соответствующих учреждениях и организациях, законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с неблагоприятным воздействием на организм работника различного рода факторов, с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.
Включение в специальный стаж наряду с трудовой деятельностью периодов, не связанных с осуществлением работы, сопряженной с воздействием неблагоприятных факторов, - при том, что такие периоды, в том числе отпуске по беременности и родам, учитываются в страховом стаже - относится к компетенции законодателя.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБУЗ «Центральная городская больница» г. Азова, Росткова И.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам (л.д.44).
Таким образом, суд полагает необходимым признать подлежащим зачету и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области включить в специальный стаж, дающий право Ростковой И.А. на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период, нахождения Ростковой И.А. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ростковой И.А. - удовлетворить частично.
признать подлежащим зачету и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) включить в специальный стаж, дающий право Ростковой И.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт РФ 6015 779095) на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период, нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 7 февраля 2023 года.