УИД 59RS0032-01-2022-000217-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего Козловой В.А.,
при секретаре судебного заседания Шардаковой В.А.,
с участием прокурора Щипицыной Ю.С.,
истца Лепского А.А.,
представителя ответчика администрации Очерского городского округа Бояршиновой А.Н.,
представителя третьего лица Управление земельно – имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа Пермского края Мятиной О.Г.,
рассмотрев 19 мая 2022 года в открытом судебном заседании в г.Очер Пермского края гражданское дело № путем использования систем видеоконференц-связи по исковому заявлению Лепского Алексея Александровича к администрации Очерского городского округа Пермского края о восстановлении срока для постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признании незаконным отказ в постановке на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности поставить на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
установил:
Лепский А.А. обратился в суд с иском к администрации Очерского городского округа Пермского края, с учетом уточненных требований, о восстановлении срока для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании незаконным приказа об отказе во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить его в указанный список.
В обоснование требований указал, что на основании постановления администрации Очерского района Пермской области от 31.05.2005 Лепский А.А. был определен в МОУ «Очерский детский дом». Решением Очерского районного суда Пермской области от 07.06.2005 Лепская Н.П. лишена родительских прав, в том числе в отношении сына Лепского А.А. 14.11.2005 на основании постановления администрации Верещагинского сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Лепский А.А. был включен в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № Лепский А.А. был передан на воспитание опекуну ФИО4, у которой находился в течение года. Затем воспитывался в МОУ «Очерский детский дом». На основании протеста прокурора Очерского района Пермского края от 05.08.2010 № постановлением главы администрации Павловского городского поселения Очерского муниципального района Пермского края № от 13.08.2010 вынесено решение о включении Лепского А.А. в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. В период с 09.07.2015 по 11.11.2016, с 21.07.2017 по 26.10.2018, 09.12.2018 по настоящее время находится в местах лишения свободы. Специалистом ФКУ ИК-№ УФСИН России по <адрес> в администрацию Очерского городского округа <адрес> направлен запрос для уточнения порядка обращения о включение в список детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилом помещении. 30.09.2020 администрация Очерского городского округа Пермского края направила ответ, в котором изложено о необходимости повторного обращения с заявлением о включении в указанный список в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении до 23 лет. 02.11.2020 Лепский А.А. направил в администрацию Очерского городского округа заявление о включении его в указанный список. 21.12.2020 Лепскому А.А. ответчиком направлена Выписка из заседания протокола комиссии по жилищным вопросам № от 16.12.2020, которой Лепскому А.А. отказано о включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. В 2021 году Лепский А.А. обратился в прокуратуру Очерского района Пермского края о проведении проверки по факту отказа о включении его в указанный выше список. 07.07.2021 ответом прокуратуры Очерского района Пермского края разъяснено право на обращение в суд о защите прав. Считает, что отказ ответчика о не включении его в указанный выше список является незаконным, поскольку органами опеки и попечительства ранее ему не разъяснялось право на обеспечение жилым помещением. Поскольку Лепский А.А. находясь в местах лишен я свободы не имел возможности самостоятельно изучить жилищное законодательство.
Истец Лепский А.А. в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях по изложенным в иске доводам. Пояснил, что с совершеннолетия до достижения возраста 23 лет он в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении не обращался, поскольку находился в местах лишения свободы, не имея места жительства, вынужден был проживать в другом регионе. В настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, по указанному адресу ранее находился МБОУ «Оханский детский дом» в котором он воспитывался после прекращения деятельности МБОУ «Очерский детский дом». Жилое помещение за ним как за ребенком – сиротой не закреплялось, в собственности недвижимого имущества не имеется. Ранее постановлением главы администрации Павловского городского поселения Очерского муниципального района <адрес> № от 13.08.2010 был включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, о том что в связи с изменениями в законодательстве с января 2013 года ему по достижении совершеннолетия до 23 лет необходимо было обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении, ему известно не было, никто указанное право не разъяснял.
Представитель ответчика администрации Очерского городского округа Бояршинова А.Н. в судебном заседании возражала против завяленных требований. Пояснила, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения в соответствующие органы для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Лепский А.А. обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося жилом помещении по договору специализированного найма после достижения возраста 23 лет, доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения не предоставил, на указанном основании ему было отказано для принятия на учет нуждающихся в жилом помещении. Кроме того, Лепский А.А. зарегистрирован на территории Оханского района.
Представитель третьего лица Управления земельно – имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа Пермского края Мятина О.Г., возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы представителя ответчика.
Прокурор Щипицына Ю.С. в судебном заседании в заключении указала об удовлетворении требований и истца в части восстановления Лепскому А.А. срок для постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В удовлетворении требований о признании отказ ответчика о постановке Лепского А.А. на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просила отказать, поскольку на момент обращения с указанным заявлением Лепский А.А. доказательств уважительности причин не обращения с заявлением к ответчику до 23 лет, не представил.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лепский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец д. Бурдино, <адрес>, мать ФИО3, отец ФИО8 записан со слов матери (л.д. 5, 29).
Решением Очерского районного суда Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишена родительский прав в отношении сына Лепского А.А., дочери ФИО9 На содержание детей с ФИО3 взысканы алименты в размере 1/3 части всех видов заработка и или иного дохода с ДД.ММ.ГГГГ до их совершеннолетия (л.д. 6).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лепский А.А. передан на воспитание в Очерский детский дом (л.д. 7, 35).
Постановлением администрации Верещагинского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Лепский А.А. включен в список лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий (л.д. 8, 37).
На основании постановления главы Очерского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лепский А.А. передан на патронатное воспитание ФИО4 (л.д. 9, 36).
Постановлением главы администрации Очерского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № п. 1 внесены изменения в п. 1 постановления администрации Верещагинского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Лепский А.А., включен в список детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. Лепский А.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. при этом, в дате рождения Лепского А.А. неверно указан год рождения (л.д. 10, 62).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности Лепского А.А. недвижимого имущества не имеется (л.д. 53).
По сведениям отдела адресно – справочной службы УМВД ГУ МВД России по <адрес> Лепский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д. 54).
При этом, по сведениям отдела опеки и попечительства Межрайонного территориального управления № Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Лепский А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки являлся воспитанником Очерского детского дома. Постановлением главы Очерского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Лепский А.А. передан на патронатное воспитание ФИО4 Затем, Лепский А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на воспитании в Оханском детском доме, что подтверждается архивными справками (предоставлено в судебное заседание).
07.09.2020 Лепский А.А. обратился в администрацию Очерского городского округа по вопросу о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На обращение от 30.09.2020 Управлением земельно – имущественных отношений и градостроительства администрации Очерского городского округа Пермского края Лепскому А.А. направлен ответ о том, что обнаружены документы подтверждающие постановку Лепского А.А. на учет в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до 01.01.2013. С заявлением о включении в указанный список до 23 лет Лепский А.А. не обращался, ему разъяснили указанное право (л.д. 11-12).
02.11.2020 Лепский А.А. обратился в администрацию Очерского городского округа с заявлением о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 13-14).
Согласно выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам от 16.12.2020 № 15, Лепскому А.А. отказано о включении его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с отсутствием права на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда (л.д. 17).
21.12.2020 Лепскому А.А. разъяснено, что поскольку до достижения возраста 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении не обращался, постановка на учет носит заявительный характер. При этом, доказательств наличия объективных и исключающих причин, препятствующих обращению с указанным заявлением с 18 лет до 23 лет не представлено. Разъяснено право обратиться в суд с заявлением о включении в список и необходимыми документами, о признании за ним права на обеспечение жилым помещением (л.д. 15-16).
Из надзорного производства следует, что Лепский А.А. 21.04.2021 обратился в прокуратуру <адрес> о проведении проверки по факту отказа Лепскому А.А. о включении в список нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты.
Прокуратурой Очерского района Пермского края проведена проверка по обращению Лепского А.А., результатами которой установлено, что в установленном законом порядке Лепский А.А. не обратился до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу включения в список нуждающихся в жилом помещении, постановка на учет носит заявительный характер. Разъяснено право обратиться в суд с заявлением о включении в список и необходимыми документами, о признании за ним права на обеспечение жилым помещением.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ с 1 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем указанной категории лиц путем обязания органов государственной власти субъектов Российской Федерации предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет с последующей возможностью продления действия договора еще на 5 лет либо предоставления жилья лицам указанной категории по договору социального найма, в связи с чем статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ изложена в иной редакции.
Этим же законом признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена таким видом жилых помещений специализированного жилищного фонда, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, ном Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были обратиться в компетентный орган для включения в соответствующий список в целях получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Из материалов дела следует, что Лепский А.А. воспитывался в Очерском детском доме с 16.06.2005 по 17.11.2006, был передан на патронатное воспитание 17.11.2006, затем с 30.06.2007 по 09.09.2011 воспитывался в Оханском детском дом, где с 18.07.2007 был поставлен на регистрационный учет по месту жительства.
В период с 09.07.2015 по 11.11.2016, 21.07.2017 по 26.10.2018, находился в местах лишения свободы, с 09.12.2018 по настоящее время находится в местах лишения свободы, что подтверждается сведениями о судимости (л.д. 56-58).
В период с 18 лет по исполнении 23 года в установленном порядке с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по льготной категории детей-сирот в уполномоченный орган администрации не обращался. Находился в исправительном учреждении, в период с 18 лет до 23 года в связи с чем истец не имел возможности представить все документы, включенные в перечень и, соответственно, запрашиваемые администрацией для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, истец до настоящего времени состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, при этом по указанному адресу ранее находился Оханский детский дом, жилого помещения в собственности истца не имеется.
В судебном заседании установлено, что право на обращение в уполномоченный орган Лепскому А.А. не разъяснялось ни органом опеки и попечительства, ни руководством детского дома.
Истец относится к категории граждан - дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеет каких-либо жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности или по договору социального найма, жилое помещение за ним ранее закреплено не было, в связи с чем, на него распространяется действие Федерального закона РФ N 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в ред. от 29.02.2012 года).
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом по уважительным причинам.
Истец до настоящего времени не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в силу стечения определенных жизненных обстоятельств. До 01.01.2013 состоял на учете в списке детей – сирот, и лиц, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, Лепский А.А. свое право на обеспечение жилым помещением не реализовал по уважительной причине.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Лепского А.А. в части о восстановлении срока для постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возложении обязанности поставить на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат удовлетворению.
В части признании незаконным отказ в постановке на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку на момент обращения к ответчику с заявлением о восстановлении срока для постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не предоставил доказательства уважительности причин не обращения с заявлением в уполномоченный орган в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Лепского Алексея Александровича к администрации Очерского городского округа Пермского края удовлетворить частично.
Обязать администрацию Очерского городского округа Пермского края восстановить Лепскому Алексею Александровичу, 09.12.1993 года рождения срок для постановки на учет нуждающегося в предоставлении жилого помещения по льготному списку лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать администрацию Очерского городского округа Пермского края поставить Лепского Алексея Александровича на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья
Копия верна: судья В.А. Козлова