Дело № 1-382/2021 копия
25RS0010-01-2021-002285-26
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Находка 19 августа 2021 года
Судья Находкинского городского суда Приморского края Гунина О.А.,
при секретаре Черемушкиной О.Н,
с участием:
государственных обвинителей Кулак Е.Г., Макуха И.С.,
защитника, адвоката Борзенкова Е.И. по удостоверению № 2107 и ордеру № 2050 от 17.06.2021 года,
подсудимого ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> края, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу <.........>, со средним специальным образованием, холостого, имеющего на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, работающего помощником капитана по электронике в АО «<данные изъяты>», невоеннообязанного, не судимого, находящегося на подписке о невыезде и надлежащем поведении, копию обвинительного заключения получил 29 апреля 2021 г.,
в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 291 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 дал взятку должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий, при следующих обстоятельствах:
ФИО1 являясь студентом заочного отделения Дальневосточного мореходного училища (филиал) ФГБОУ ВПО «<данные изъяты>» (далее - <данные изъяты>) период времени с 18.09.2017 г. по 27.10.2017 г., не имея возможности присутствовать при прохождении промежуточной аттестации по своей специальности в <данные изъяты> в связи с осуществлением трудовой деятельности на судне <данные изъяты> в период с 28.12.2016 г. по 13.10.2018 г., и отсутствием фактической возможности проверить у него навыки и знания по учебным дисциплинам, осознавая, что иное лицо, являющаяся преподавателем <данные изъяты> <данные изъяты> обладающая полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, а именно приёму экзаменов и выставлению оценок по результатам промежуточной и итоговой аттестаций студентами (курсантами), в ходе личной встречи с иным лицом в октябре 2016 года в помещении <данные изъяты> получил от неё предложение перевести на банковскую карту, привязанную к её абонентскому номеру, с банковским счётом №, открытым в ВСП № Приморского отделения № ПАО «Сбербанк» по адресу: <.........>, взятку в виде денег в размере не менее 15 000 рублей за совершение в его пользу заведомо незаконных действий, которым иное лицо, в силу своего должностного положения, может способствовать. Указанные незаконные действия иного лица должны были выражаться во внесении в экзаменационные ведомости по учебным дисциплинам заведомо ложных сведений о положительной сдаче ФИО1 экзаменов, зачётов и контрольных работ без фактической проверки у него навыков и знаний, на что ФИО1 ответил согласием, и имея умысел на дачу иному лицу взятки в виде денег за совершение последней заведомо незаконных вышеуказанных действий, в период времени с 00 часов 01 минуты до 23 часов 59 минут 18.11.2016 г., находясь на территории <.........>, с банковского счёта банковской карты №, открытого в ВСП № Приморского отделения № ПАО «Сбербанк» по адресу: <.........>, держателем которой является он, осознавая общественную опасность, противоправность и фактический характер своих действий, умышленно, перевел на банковский счёт №, открытый в ВСП № Приморского отделения № ПАО «Сбербанк» по адресу: <.........>, держателем которого является иное лицо, денежные средства в размере 15 000 рублей в качестве взятки за совершение иным лицом незаконных действий в пользу ФИО1
В судебном заседании подсудимый ФИО1 вину признал полностью, в содеянном раскаялся. В соответствии со ст. 51 Конституции РФ добровольно отказался от дачи показаний по существу обвинения.
Из оглашённых по ходатайству обвинителя показаний ФИО1 в качестве подозреваемого и обвиняемого от 09.04.2021 года следует, что в 2016 году он поступил на заочную форму обучения в <данные изъяты> <.........>, обучался на платной основе, по специальности «<данные изъяты>». В тот период он был трудоустроен в <данные изъяты> ФИО10 в должности помощника капитана по радиоэлектронике на судне <данные изъяты>». Его куратором в рамках обучения была заведующая заочным отделением и по совместительству преподаватель некоторых специальных дисциплин ФИО2. На вышеуказанном судне он ходил в морские рейсы, в том числе находился в морском рейсе с 28.12.2016 г. по 13.10.2018 г., при этом судно осуществляло промысел в Охотском море. Так как ФИО2 являлась куратором его группы, у него имелся номер её сотового телефона для связи и консультации по вопросам обучения.
В октябре 2016 года он проходил промежуточную аттестацию 1 курса. При сдаче промежуточной аттестации в октябре 2016 г., находясь в помещении училища, при личной встрече с преподавателем ФИО2, он сообщил последней, что не сможет присутствовать при сдаче всех зачётов и экзаменов промежуточной аттестации 2017 года, так как планировал уйти в длительный морской рейс, и попросил её помочь в сдаче сессии. ФИО2 ему ответила, что он должен перевести на её банковский счёт, привязанный к номеру мобильного телефона денежные средства в сумме 25 000 рублей и вопрос со сдачей сессии она закроет, на что он согласился. При этом ФИО2 сказала, что 10 000 рублей она передаст человеку, который будет готовить для него контрольные работы и курсовые работы, наличие которых обязательно для допуска к сессии, а 15 000 рублей возьмет себе за то, что проставит положительные отметки за сессию.
Он понял, что за 25 000 рублей ФИО2 сделает так, что отметки об успешной сдаче им сессии будут проставлены. Он согласился на её предложение, с ФИО2 договорились, что деньги он переведет заранее.
Находясь на территории <.........> края, он через приложение «Сбербанк онлайн» перевёл ФИО2 деньги на счёт, привязанный к её номеру телефона в сумме 25 000 рублей. После прихода из морского рейса, он прибыл в училище, направился на заочное отделение, спросил у ФИО2 как дела, она сообщила, что всё хорошо, сессия сдана успешно. Его зачётная книжка всегда хранилась на заочном отделении училища. Он не сдавал ни зачётов, ни экзаменов в период той сессии 2017 года, так как он был на работе в рейсе, в училище в тот период не был и не мог быть. В момент сессии – 2017 года в <.........> его не было. В результате того, что ему были проставлены результаты сессии 2 курса, и он был переведён на 3 курс. В содеянном раскаивается. /т.2 л.д. 99-103, 114-116/
Оглашённые в судебном заседании показания подсудимый ФИО1 подтвердил, дополнил, что раскаивается в содеянном, не судим, трудоустроен в <данные изъяты>» в должности помощника капитана по радиоэлектронике, имеет постоянный доход, имеет на содержании ребенка ДД.ММ.ГГ. года рождения. На медицинских учётах по хроническим заболеваниям не состоит.
Вина подсудимого в совершении инкриминируемого преступления подтверждается следующими доказательствами по делу.
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО11, следует, что с 1995 года она работает в <данные изъяты> в настоящее время занимает должность заведующей заочным отделением, также по совместительству работает преподавателем предметов «<данные изъяты>», эти предметы она преподаёт студентам заочникам, на очном отделении преподает специальные и другие дисциплины. Она в нынешней должности находится с сентября 2020 года.
При зачислении курсантов с курсантами заочного отделения проводит собрание методист, собрание проводится для объяснения процесса обучения, студентам-заочникам разъясняется, что на период сессии они должны быть в городе Находка, что участие студента при сдаче сессии обязательно.
Студенты заочного отделения в основном поддерживают контакты с методистами учебного отдела, за редким исключением связываются с ней, если методист не может ответить на какой-либо вопрос.
ФИО2 работает на заочном отделении длительное время методистом, совмещает должности методиста и преподавателя, преподаёт специальные дисциплины по специальности промышленное рыболовство.
Методист заочного отделения ФИО2 курирует учёбу студентов-заочников по специальностям судоводители, промышленное рыболовство и бухгалтеров. У ФИО2 хорошие, рабочие отношения с преподавателями и сотрудниками учебного заведения, конфликтов нет, у руководства ФИО2 на хорошем счету.
В учебном заведении в начале каждого учебного года составляется распределение педагогической нагрузки, которое утверждается начальником училища, в этом документе содержатся учебная нагрузка преподавателя на конкретный учебный год, включающая в себя наименование дисциплин, количество часов и номера групп, также указано каким контролем заканчивается дисциплина (экзамен или зачёт).
Она не знает, сколько должны храниться такие документы (распределение нагрузки), однако, как ей известно, что в ходе обыска не получилось найти этот документ на 2017-2018 учебный год. У кого из преподавателей в распределении учебной нагрузки стоит конкретная дисциплина тот преподаватель и будет принимать экзамен или зачёт.
По каждой дисциплине предусмотрен экзамен, зачёт, либо зачёт в виде итоговой контрольной работы. Может сказать, что независимо от того экзамен, итоговая контрольная работа, либо зачёт, согласно учебного плана необходимо сдавать по конкретной дисциплине студент – заочник должен лично присутствовать при выполнении любого из вышеуказанных видов работ. Дистанционная сдача на момент 2017 года у них не практиковалась, только в период пандемии в 2020 году.
Преподаватель, при проведении экзамена или зачёта, должен выставить отметку студенту в ведомость и в зачётную книжку, проставление результатов зачётов или экзаменов без фактического присутствия студентов не допустимо.
По окончанию сессии составляется сводная ведомость методистами учебного отдела, это должно быть закреплено в должностных обязанностях методиста. Успешно сданная промежуточная аттестация (сессия) является основанием для перевода студента на следующий курс, оценки за сессию при этом, должны быть не ниже «удовлетворительно», и должны быть сданы все предусмотренные экзамены и зачёты.
Процесс обучения заканчивается защитой выпускной квалификационной работы в виде дипломной работы.
Студент выбирает тему ВКР из списка, готовит дипломную работу, приказом ему назначается руководитель и в назначенный день государственная экзаменационная комиссия заслушивает у студента выпускника его презентацию к дипломной работе, члены комиссии вправе задавать поросы студенту. По результатам защиты комиссия выставляет оценку студенту. Личное присутствие студента при защите ВКР обязательно. /т.2 л.д.59-63/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО2 следует, что она с 2001 г. официально трудоустроена в <данные изъяты> в должности методиста учебного отдела по совместительству занимает должность преподавателя специальных дисциплин, связанных с промышленным рыболовством.
В настоящее время она преподаватель высшей категории с 2017 года.
С ноября или декабря 2011 года она стала работать методистом учебного отдела, как методист подчинялась заведующей заочного отделения, которая сидит в отдельном кабинете, в центральном корпусе по <.........>.
В её обязанности как методиста входит ведение студентов-заочников по специальностям судоводители, промышленное рыболовство, организация перевозок, управления на транспорте.
После поступления студентов в учебное заведение, им выдаются домашние задания – они готовятся к сессии, заочники на 80 % самообучаются, остальные 20 % знаний даёт учебное заведение. Выходя на сессию, студенты приносят готовые контрольные работы и сдают их своему методисту. Преподаватели во время сессии берут эти контрольные работы, проверяют их, если нет ошибок, то на них ставится зачёт, который является допуском к последующей сдаче зачёта или экзамена по данной дисциплине, по которой выполнялась контрольная работа.
После того как дисциплина вычиталась, она закрывается классной контрольной работы, либо экзаменом либо, зачётом.
Недопустимо проставление в ведомости сведений о сдаче классной контрольной работы, экзамена или зачёта, в случае если студент не присутствовал на данных видах оценки знаний студентов.
Если студент выслушал весь курс дисциплины и написал домашнюю контрольную работу, то преподаватель вправе поставить зачёт «автоматом», но для этого студент должен обязательно присутствовать на зачёте. Когда начинается сессия у студентов-заочников, они получают свои зачётные книжки на заочном отделении, а по окончании сессии сдают на заочное отделение, где они и хранятся. Экзамен принимает тот преподаватель, который группе преподавал.
Некоторые дисциплины закрываются экзаменом. На экзамене преподаватель, принимая экзамен, сразу же выставляет студентам в зачётную книжку оценку. Недопустимо выставление оценки студенту, не явившемуся на экзамен.
Если студент пропустил экзамен или зачёт, то он может принести документ, подтверждающий его нахождение в морском рейсе и по направлению, полученному на заочном отделении, может сдать экзамен, зачёт или классную контрольную работу.
Основанием для перевода на старший курс является закрытие промежуточной аттестации (сессии), для этого необходимо сдать домашние контрольные работы, классные контрольные работы, получить зачет и экзамен, которые предусмотрены учебным планом.
ФИО1 в 2016 году поступил в заведение на первый курс. Он поступил на платной основе для обучения по специальности «<данные изъяты>». При поступлении студенты заполняют учебные карточки, в которых указаны номера телефонов студентов. ФИО1 проживает в <.........>. ФИО1 знал её лично, как преподавателя, у него имелся номер её сотового телефона. Также она была куратором его группы и непосредственно взаимодействовала со студентами.
В октябре 2016 года в группе ФИО1 проходила промежуточная аттестация на которую он прибыл, и в октябре 2016 года при личной встрече с ней в помещении училища ФИО1 сказал, что не сможет присутствовать при сдаче всех зачётов и экзаменов промежуточной аттестации 2017 года, так как планирует уйти в длительный морской рейс, и попросил её помочь ему в сдаче сессии. При этом он просто попросил оказать помощь, на что она ответила, что он должен перевести на её банковский счёт, привязанный к номеру мобильного телефона денежные средства в сумме 25 000 рублей, и вопрос со сдачей сессии она закроет, тот согласился. При этом она сказала, что из тех денег - 10 000 рублей она передаст человеку, который будет готовить для него контрольные работы, наличие которых обязательно для допуска к сессии, а 15 000 рублей возьмёт себе за то, что проставит положительные отметки за сессию. В ноябре 2016 года ФИО1 перевел на её банковский счет по приложению «Сбербанк онлайн» 25 000 рублей.
После получения денег от ФИО1 в период сессии длившейся осенью 2017 года, она проставила положительные результаты сдачи всех предусмотренных промежуточной аттестацией зачётов и экзаменов, то есть внесла недостоверные сведения о положительной сдаче всех предусмотренных учебным планом зачётов и экзаменов без фактической их сдачи, и попросила всех преподавателей по промежуточной аттестации поставить свою подпись сказав им, что данный студент приходил и сдавал зачёты и экзамены, преподаватели не проверяли эти сведения, а просто поставили свои подписи, так как многие студенты приходили для сдачи индивидуальной промежуточной аттестации. Преподаватели не помнили, кто именно приходил на экзамен из группы ФИО1, раньше при сдаче экзамена преподаватели передавали ей листы бумаги с рукописными записями, указывая при этом отметки поставленные студентам за зачёты и экзамены, а она в свою очередь заполняла на своём компьютере зачётные и экзаменационные ведомости, и занесла в них ложные сведения о положительной сдаче всех зачётов и экзаменов ФИО1 без фактической сдачи. Преподаватели верили ей, и расписывались во всех зачетных и экзаменационных ведомостях, не сверяя сведения с записями сделанными ими в ходе зачётов и экзаменов. Ведомости она заполнила в последний день промежуточной аттестации, и на основании этих ведомостей в сводную ведомость внесены сведения о положительной сдаче промежуточной аттестации ФИО1, в результате чего он был переведён на следующий курс обучения.
Она внесла в официальные документы – в зачётные ведомости студента ФИО1 не соответствующие сведения о положительной сдаче им промежуточной аттестации за 2 курс обучения, хотя тот не присутствовал при их сдаче, а преподаватели, которых она не поставила в известность об этом подписали их по своим предметам, и это явилось основанием для принятия решения о переводе на следующий курс обучения ФИО1. Приказ о переводе на следующий курс был подготовлен и подписан в ноябре 2017 года. /т.2 л.д.162-167/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО12 следует, что она находится в должности преподавателя в <данные изъяты> преподает бухгалтерские специальности, экономику, менеджмент, маркетинг, управление коллективом. В данном училище она работает примерно с 1998-1999 года.
В <данные изъяты> имеются заочное и очное отделения. Она преподает для студентов, обучающихся только на заочной форме.
Одним из преподавателей заочного отделения является ФИО2, она также преподает студентам, обучающимся по очной форме и преподает специальные дисциплины студентам – промышленное рыболовство. Также ФИО2 является методистом заочного отделения.
Перед началом сессии студенты, согласно учебному плану, должны подготовить домашние контрольные работы, которые они сдают в кабинет заочного отделения, работы проверяют преподаватели и по результатам выполненных работ студенты допускаются к сессиям, приступают к прослушиванию лекций. То есть участие студентов при сдаче классных контрольных работ, зачетов и экзаменов обязательно. Без подготовки указанной контрольной или курсовой работы, положительных результатов сданной итоговой контрольной работы/ зачета/ экзамена по всем обозначенным учебным планом дисциплинам, студент на следующий курс переведён не будет, и будет отчислен.
Оценки за зачёт она проставляет в свой рукописный список студентов, явившихся на зачёт, или же берет список группы на заочном отделении, затем с проставленными оценками указанный список обратно, в последующем, по её рукописному списку составляется печатная ведомость, которую она подписывает напротив каждой выставленной оценки.
Если во время сессии студент находится в промысловом рейсе и не может посещать установочную сессию, то период сессии для него переносится, и студент сдает экзамены и зачеты в индивидуальном порядке. Если же студент и в дальнейшем не прибывает на сессию, после рейса, его отчисляют. За этим строго следит методической отдел, то есть сотрудники работники методического отдела созваниваются с такими студентами и выясняют причины непосещения сессий.
При переносе периода сдачи сессии, на руки студенту выдается зачётно-экзаменационный лист для индивидуальной сдачи промежуточной аттестации, в котором уже пропечатаны необходимые для сдачи сессии предметы и фамилии преподавателей, с данным листом студент самостоятельно обходит преподавателей, которые в индивидуальном порядке у него принимают зачёты и экзамены. Оценку по зачёту или экзамену каждый преподаватель напротив своего предмета проставляет самостоятельно, после чего расписывается. В зачётно-экзаменационном листе проставляется дата приема зачета или экзамена. После прохождения всех зачетов и экзаменов студент возвращает вышеуказанный лист в кабинет заочного отделения.
Успешно сданные зачёты и экзамены на сессии являются основанием для перевода студента на следующий курс обучения, если студент не сдал тот или иной предмет, или всю сессию, он не может быть переведён на следующий курс, и такие студенты отчисляются из учебного учреждения.
В 2017 году не была предусмотрена сдача экзаменов, зачётов, курсовых, контрольных дистанционным способом, дистанционно можно было учиться в 2020 году, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Свидетелю ФИО12 на обозрение зачетную ведомость курса <данные изъяты>, по предмету «Основы экономики, менеджмента и макретинга», выполненную в печатном виде. В данной ведомости среди студентов имеется студент ФИО1, которому выставлена оценка 4 (хорошо), на что ФИО12 пояснила, что она не помнит данного студента. Согласно представленной зачетной ведомости, у ФИО1 имеется оценка хорошо, однако, не может сообщить, сдавал ли фактически данный студент её предмет, так как студентов очень много. Так как ведомости изготавливает ФИО2, то она внесла недостоверные сведения о сдаче указанным студентом ее дисциплины. С ФИО2 в сговор о внесении заведомо ложной информации в зачетные ведомости студентов не вступала. От ФИО2 денежного или иного вознаграждения за свои действия не получала, и ФИО2 ничего ей не обещала. /л.2 л.д.130-134/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО13 следует, что примерно с 2003 года она работает в должности преподавателя в <данные изъяты>.
Преподавателем в указанном училище работает ФИО2, которая является преподавателем по предмету ремонт орудий промышленного рыболовства.
У студентов заочной формы согласно программе обучения проводится сессия. Перед сессией они должны подготовить домашние контрольные работы и сдать их в кабинет заочного отделения. Студенты допускаются к сессии при зачёте контрольной работы. Далее во время сессии она по своим дисциплинам проводит лекции. После лекций она проводит зачеты или экзамены. На зачетах или экзаменах обязательно присутствие студента. Иногда зачет принимается в виде классной работы. Зачет или экзамен будет проверкой знаний студентов, определяется учебной программой. По зачётам и экзаменам она оценивает ответ, оценку проставляет в ведомость, которую берёт заранее в кабинете заочного отделения. В ведомости указаны фамилии студентов, допущенных к экзаменам и зачетам. Напротив фамилий она проставляет оценки, расписывается рядом. Далее заполненные ведомости или листы с фамилиями студентов и оценками она передает ФИО2.
Она в свою очередь, переданную информацию по экзаменам и зачетам переносит в отпечатанную ведомость. Через некоторое время по готовности ведомостей ФИО2 предлагает подписать ведомость. Она приходит в кабинет заочного отделения, расписывается в ведомостях рядом с каждой оценкой, также подписывает ведомость внизу, заверяя её.
В случае, если студент по уважительной причине не может присутствовать в период назначенной сессии в училище, по его письменному заявлению принятие зачетов и экзаменов у него может проводиться в индивидуальном порядке, но в период учебного года. Как это оформляется официально, она не знает. Студенту на руки выдается зачетно-экзаменационный лист для индивидуальной сдачи промежуточной аттестации, в которой уже пропечатаны необходимые для сдачи сессии предметы и фамилии преподавателей, с данным листом студент самостоятельно обходит преподавателей, в индивидуальном порядке у него принимаются зачеты и экзамены, о чем каждый преподаватель напротив своего предмета проставляет дату экзамена/зачета, оценку и ставит подпись. Далее этот лист студент возвращает на заочное отделение. Сданная сессия, то есть сдача всех экзаменов и зачетов, предусмотренных программой, является основанием для перевода студента на следующий курс.
В ходе допроса свидетелю представлена на обозрение экзаменационная ведомость по дисциплине «<данные изъяты>, на что ФИО13 пояснила, что в представленной на обозрение экзаменационной ведомости стоят её подписи. К ней могла подойти ФИО2 и передать ей для подписи указанный экзаменационный лист, так как ФИО2 изготавливала экзаменационные и зачетные ведомости. Отношения в училище, в том числе с ФИО2, строились на доверии.
В настоящее время ей известно от следователя, что ФИО1 фактически не был в училище в период сдачи сессии, и она не могла оценить его знания, так как в период сессии ФИО1 находился в морском рейсе. /т.2 л.д.135-138/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО14 следует, что ранее он работал в <данные изъяты> в должности преподавателя различных дисциплин. В его должностные обязанности входило обучение студентов заочной и очной формы обучения.
Преподавателем в указанном училище работает ФИО2, которая преподает специальные дисциплины студентов по специальности промышленное рыболовство. Также она является по совместительству методистом заочного отделения учебного отдела. Может сказать, что ФИО2 выполняет большинство работ по заочному отделению, ведёт всю документацию, составляет сводные зачётные и экзаменационные ведомости. С ФИО2 у него рабочие отношения. Студенты заочного отделения проходят самостоятельную подготовку, после чего прибывают на зачётно-экзаменационную сессию, период проведения которой определяется учебным расписанием, составляемым методическим отделом заочного отделения, фактически расписание составляет ФИО2. Продолжительность сессии у заочников около 1 месяца. Личное присутствие студента на сессии обязательное. Также в заведении предусмотрена сдача сессии (экзаменов и зачетов) позже срока сдачи официальной сессии, так как большая часть студентов ходит в морские рейсы и не успевают прибыть в учебное заведение к назначенному времени. Указанный порядок предусмотрен положением «Об организации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучении». Возможность переноса сдачи сессии индивидуально доступна студенту в течение учебного года в период с 01.09 по 30.07 следующего года.
Сессия по его предметам, проходили следующим образом: студенты прибывают к сессии с выполненными контрольными работами. Студенты ни всегда бывают на лекциях, так как заняты по работе. Далее после лекций, то есть в конце сессии, он проводит дифференцированный зачет (экзамен). Когда студенту необходимо уйти в морской рейс до зачета, он проводил индивидуальный зачет со студентом до общего зачета. Иногда для опоздавших к сессии студентов проводятся индивидуальные занятия и зачеты. Студенты прибывают на зачет без зачетной книжки, ему не выдавалась ведомость строгой отчетности. Далее после зачета (экзамена) он передавал информацию об оценках студентов ФИО2. Она по его оценкам составляла печатную ведомость, в которую самостоятельно вносила информацию, за которую он расписывался. Учитывая, что студентов-заочников достаточно много, их фамилии он не запоминал. О том, что в его ведомостях выставлены оценки студентов, которые не присутствовали на сессии, на зачетах, ему сказали уже сотрудники полиции.
Отношения с ФИО2 строились на доверии. По истечении некоторого времени после зачета (экзамена) он не сверял выставленные им оценки и внесенные в ведомость ФИО2, так как он доверял ФИО2. Также ФИО2 сама вносила информацию в зачетные книжки студентов-заочников, экзаменационные ведомости, которые хранятся в кабинете методиста, где он расписывался в графе со своими оценками по зачетам и экзаменам.
В ходе допроса свидетелю представлена на обозрение экзаменационная ведомость курса <данные изъяты> от 19.10.2017 по предмету «<данные изъяты>», выполненная в печатном виде. В данной ведомости среди студентов значится студент ФИО1, которому выставлена оценка 4 (хорошо), на что ФИО15 пояснил, что в представленной на обозрение ведомости стоят его подписи, студенту ФИО1 выставлена оценка «4» (хорошо) и стоит дата 19.10.2017 г. Однако, он не уверен, что студент ФИО1 был на экзамене и сдавал его. Он понимает, что в ходе расследования дела установлено, что фактически ФИО1 во время сдачи сессии находился в морском рейсе и не мог присутствовать на экзамене. Так как после проведения экзамена, листы с записями об оценках студентов он передавал ФИО2, а она как методист заочного отделения отпечатывала их и передавала ему на подпись.
Таким образом, осеннюю сессию в 2017 году ФИО1 не сдавал, а он доверяя ФИО2, просто поставил свою подпись о сдаче ФИО1 экзамена по его дисциплине. Студентов очень много, и он не может описать приметы личности ФИО1. К нему ФИО2 с просьбой проставить оценку студенту, фактически не присутствующему на сессии, не обращалась, никакого вознаграждения за указанные действия не предлагала. /т.2 л.д.139-142/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО16 следует, что ранее она работала в <данные изъяты> в должности преподавателя специальных дисциплин, в том числе дисциплины «<данные изъяты>». В данном <данные изъяты> осуществляется обучение студентов, по окончанию обучения им выдается диплом о среднем специальном образовании. В <данные изъяты> имеются очная и заочная формы обучения. Преподавателем в указанном училище работает ФИО2, которая преподаёт специальные дисциплины студентов по специальности промышленное рыболовство. ФИО2 по совместительству является методистом заочного отделения учебного отдела, она выполняет большинство работ по заочному отделению, ведёт всю документацию, составляет сводные зачетные и экзаменационные ведомости. Свои дисциплины она преподает как для студентов очного отделения, так и для студентов заочного отделения.
Студенты заочного отделения проходят самостоятельную подготовку, после чего прибывают на зачётно-экзаменационную сессию. Продолжительность сессии у заочников около 1 месяца. Личное присутствие студента на сессии обязательное. В связи с тем, что студенты заочного отделения выполняют трудовые обязанности (хотят в морские рейсы), в случае нахождения студента в промысловом рейсе студент делает об этом сообщение на заочное отделение, и ему разрешается сдать сессию позже или до общей сессии.
Сессия проводится следующем образом: студент к сессии должен был подготовить контрольные работы (домашние контрольные работы) по заданной теме, которые сдавали преподавателям, по результатам допускались к сессии. Эти домашние контрольные работы студенты сдают до конца сессии, допускаясь к самой сессии без работ. На сессии сначала студенты прослушивают лекции преподавателей (часы лекций определены учебным отделом), далее после лекций студенты допускаются к сдаче экзаменов или зачетов. По некоторым дисциплинам проводятся классные контрольные работы (экзамены в виде письменных работ). Зачетные книжки студентов хранятся на кафедре заочного отделения, на время сессии они раздаются студентам. Когда студенту необходимо уйти в морской рейс до зачета, то она проводит индивидуальный зачет со студентом до общего зачета. Также бывает, что студент не может прибыть к зачету, она может принять индивидуально у него зачет. Студенты прибывают на зачет без зачетной книжки, ведомость строгой отчетности не выдается. Она ведет свою ведомость, то есть у нее есть список, где она ставит оценки студентам. Далее после зачета она передает информацию об оценках студентов ФИО2. Та по ее оценкам составляет печатную ведомость, в которую самостоятельно вносит информацию, за которую она расписывается. Обычно ФИО2 сразу ведомость не готовила, а готовила в конце сессии, но до составления сводной ведомости.
О том, что ФИО2 вносила ложную информацию в ведомость, она не знала, об этом ей сказали уже сотрудники полиции. По истечении некоторого времени, она не могла сверить выставленные ею оценки и внесенные в ведомость ФИО2, так как лично она на зачетах ведомость не вела, рукописные записи вела на листе, который в последующем выбрасывала за ненадобностью. Отношения с ФИО2 строились на доверии. ФИО2 сама вносила информацию в зачетные книжки студентов-заочников, экзаменационные ведомости, которые хранятся в кабинете методиста, где она расписывалась в графе со своими оценками по зачетам и экзаменам.
В ходе допроса свидетелю представлена на обозрение курса <данные изъяты>», выполненную в печатном виде. В данной ведомости среди студентов имеется студент ФИО1, на что ФИО16 пояснила, что в предоставленном на обозрение зачетной ведомости стоят её подписи, однако, она не уверена, что студент ФИО1 сдавал дифференцированный зачёт по данной дисциплине, так как студентов заочников очень большое количество. Она понимает, что в ходе расследования установлено, что ФИО1 сессию не сдавал, так как находился в морском рейсе. Она, доверяя ФИО2 поставила свою подпись в зачетной ведомости изготовленной ФИО2, не проверяя список студентов и их оценки, так как доверяла ФИО2. К ней ФИО2 с требованием или просьбой проставить оценку студенту, фактически не присутствующему на сессии, не обращалась, никакого вознаграждения за указанные действия не предлагала. Более пояснить ничего не может. /т.2 л.д.143-146/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО17 следует, что ранее он работал в «<данные изъяты> в должности преподавателя. В учебном заведении он вел специальные дисциплины. В его должностные обязанности входило обучение студентов заочной и очной формы обучения. В данном училище осуществляется обучение студентов, по окончанию обучения им выдается диплом о среднем специальном образовании. В училище имеются очная и заочная формы обучения.
Преподавателем в указанном училище работает ФИО2, которая преподает специальные дисциплины, и является по совместительству методистом заочного отделения учебного отдела. Может сказать, что ФИО2 выполняет большинство работ по заочному отделению, ведёт всю документацию, составляет сводные зачётные и экзаменационные ведомости.
Студенты заочного отделения проходят самостоятельную подготовку, после чего прибывают на зачётно-экзаменационную сессию, период проведения которой определяется учебным расписанием, составляемым методическим отделом заочного отделения, фактически расписание составляет ФИО2. Продолжительность сессии у заочников около 1 месяца. Личное присутствие студента на сессии обязательное. Также в заведении предусмотрена сдача промежуточной аттестации позже срока официальной её сдачи, так как большая часть студентов ходит в морские рейсы и не успевают прибыть в учебное заведение к назначенному сроку. Возможность переноса сдачи сессии индивидуально доступна студенту в течение учебного года в период с 01.09 по 30.07 следующего года (то есть с начала и до конца учебного года).
Сессия по его предметам проходили следующим образом: студенты прибывают к сессии с выполненными контрольными работами. Темы контрольных работ студентам предоставляет руководитель заочного отделения. Данные контрольные работы он проверяет, на работе он ставит информацию о зачете/незачете, ставит свою роспись. Бывает так, что студент по работе не успевает прибыть к зачету, то в таком случае он может принять зачет (экзамен) индивидуально. Иногда для опоздавших к сессии студентов проводятся индивидуальные занятия и зачеты. Студенты прибывают на зачет без зачетной книжки, также ему не выдается ведомость строгой отчетности. Он ведет свою ведомость, то есть у него просто список, в котором он ставит оценки студентам. Далее после зачета он передает информацию об оценках студентов ФИО2. Она по его оценкам составляет печатную ведомость, в которую самостоятельно вносит информацию, за которую он расписывается. Чаще всего ФИО2 сразу ведомость не готовила, а готовила в конце сессии, но до составления сводной ведомости. Так как студентов-заочников достаточно много, то их фамилии он не запоминает. О том, что ФИО2 вносила ложную информацию в ведомости, он не знал. О том, что в его ведомостях выставлены оценки студентов, которые не присутствовали на сессии, на зачетах, он не знал, об этом ему сказали уже сотрудники полиции. Отношения с ФИО2 строились на доверии. По истечении некоторого времени после зачета он не мог сверить выставленные им оценки и внесенные в ведомость ФИО2, так как лично он на зачетах ведомость не вел, рукописные записи вел на листе, который после того, как сообщал оценки ФИО2, выбрасывал. Также ФИО2 сама вносила информацию в зачетные книжки студентов-заочников, экзаменационные ведомости, которые хранятся в кабинете методиста, где он также расписывался в графе со своими оценками по зачетам и экзаменам. Как проводятся экзамены и зачеты по другим дисциплинам, он не знает, полагает, что преподаватели поступают аналогичным образом.
В ходе допроса свидетелю представлена на обозрение экзаменационная ведомость по дисциплине «<данные изъяты> и ведомость по курсовому проектированию по дисциплине «Навигация, лоция, навигационная гидрометеорология, электронная картография» курса <данные изъяты>., на что ФИО17 пояснил, что в представленных на обозрение экзаменационной ведомости и ведомость по курсовому проектированию стоят его подписи, как напротив графы курсовой проект, так и напротив графы экзамен. Был ли ФИО1 на экзамене и сдавал его, а также, сдавал ли он курсовой проект, он не помнит. Допускает, что он не был на экзамене, и он доверяя ФИО2 просто поставил свою подпись о сдаче студентом ФИО1 экзамена и курсового проекта по его дисциплине. Студентов очень много, и он не запоминает их. ФИО2, как методист заочного отделения самостоятельно отпечатывала экзаменационные ведомости и ведомости по курсовому проектированию, по переданным им сведениям об оценках студентов. После составления данных ведомостей ФИО2 он их не сверял, так как доверял ФИО2 и расписывался. В какой-либо преступный сговор с Филатвоой он не вступал, денежные средства от нее не получал за проставление оценок студентов. Может сказать, что на протяжении последних 2-3 лет он не преподает в учебном заведении по состоянию здоровья. /т.2 л.д.147-150/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО23 следует, что с 2003 года он работает в <данные изъяты> в должности преподавателя. В его должностные обязанности входит обучение студентов заочной и очной формы обучения.
Преподавателем в указанном училище работает ФИО2, которая преподает специальные дисциплины студентов по специальности промышленное рыболовство.
Также ФИО2 является по совместительству методистом заочного отделения учебного отдела. Может сказать, что ФИО2 выполняет большинство работ по заочному отделению, ведет всю документацию, составляет сводные зачетные и экзаменационные ведомости. С ФИО2 у него рабочие отношения.
Студенты заочного отделения проходят самостоятельную подготовку, после чего прибывают на зачетно-экзаменационную сессию, период проведения которой определяется учебным расписанием, составляемым методическим отделом заочного отделения, фактически расписание составляет ФИО2. Продолжительность сессии у заочников около 1 месяца. Личное присутствие студента на сессии обязательно. Также в заведении предусмотрена сдача сессии (экзаменов и зачетов) позже срока сдачи официальной сессии, так как большая часть студентов ходит в морские рейсы и не успевают прибыть в учебное заведение к назначенному времени. Указанный порядок предусмотрен положением «<данные изъяты>». Возможность переноса сдачи сессии индивидуально доступна студенту в течение учебного года в период с 01.09 по 30.07 следующего года (то есть с начала и до конца учебного года).
Сессия по его предметам проходили следующим образом: студенты прибывают к сессии с выполненными контрольными работами. Темы контрольных работ студентам предоставляет руководитель заочного отделения. Данные контрольные работы он проверяет, на работе он ставит информацию о зачете/незачете, и свою роспись. Далее он проводит лекции, на которых может раздавать задания. Студенты не всегда бывают на лекциях, так как заняты по работе. Далее после лекций, то есть в конце сессии, он проводит дифференцированный зачет (экзамен). Иногда бывает, что студенту необходимо уйти в морской рейс до зачета, он идет навстречу, проводит индивидуальный зачет со студентом до общего зачета. Иногда бывает, что студент по работе не успевает прибыть к зачету, он может принять сессию также индивидуально принять у него зачет. Иногда для опоздавших к сессии студентов проводятся индивидуальные занятия и зачеты. Студенты прибывают на зачет без зачетной книжки, также ему не выдается ведомость строгой отчетности. Он ведет свою ведомость, то есть у него просто список, в котором он ставит оценки студентам. Далее после зачета он передает информацию об оценках студентов ФИО2. Она по его оценкам составляет печатную ведомость, в которую самостоятельно вносит информацию, за которую он расписывается. Чаще всего ФИО2 сразу ведомость не готовила, ведомости ФИО2 готовила в конце сессии, но до составления сводной ведомости. Учитывая, что студентов-заочников достаточно много, их фамилии он не запоминал. О том, что ФИО2 вносила ложную информацию в ведомость, не знал. О том, что в его ведомостях выставлены оценки студентов, которые не присутствовали на сессии, на зачетах, ему сказали уже сотрудники полиции. Отношения с ФИО2 строились на доверии. По истечении некоторого времени после зачета он не мог сверить выставленные им оценки и внесенные в ведомость ФИО2, так как лично он на зачетах ведомость не вел, рукописные записи вел на листе, который после того, как продиктовал оценки ФИО2, выбрасывал за ненадобностью. Также ФИО2 сама вносила информацию в зачетные книжки студентов-заочников, экзаменационные ведомости, которые хранятся в кабинете методиста, где он также расписывался в графе со своими оценками по зачетам и экзаменам.
Как проводятся экзамены и зачёты по другим дисциплинам, он не знает, полагает, что преподаватели поступают аналогичным образом. Может сказать, что ФИО2 никогда не подходила к нему с просьбой выставить кому-либо из студентов оценки без посещения лекций и зачетов, денежные средства никогда не предлагала. Кроме заработной платы, какого-либо вознаграждения ему не выплачивалось. Заработную плату он получал наличными средствами в кассе училища.
Он, доверяя ФИО2, расписывался в ведомостях возле оценок. То есть свои рукописные записи и ведомости, напечатанные ФИО2, не сверял, количество студентов не пересчитывал.
В ходе допроса свидетелю представлена экзаменационная ведомость курса <данные изъяты>, по предмету «<данные изъяты>, выполненную в печатном виде. В данной ведомости среди студентов имеется студент ФИО1, которому выставлена оценка 4 (хорошо) пояснил, что в представленной на обозрение экзаменационной ведомости стоят его подписи, однако, он не уверен, что студент ФИО1 был на экзамене и сдавал его. Допускает, что он доверяя ФИО2, поставил свою подпись о сдаче ФИО1 экзамена по его дисциплине, так как ФИО2 изготавливала экзаменационные ведомости после передаче ФИО2 сведений об оценках студентов по экзамену. К нему ФИО2 с требованием или просьбой проставить оценку студенту, фактически не присутствующему на сессии, не обращалась, никакого вознаграждения за указанные действия не предлагала. /т.2 л.д.151-154/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО22 следует, что с 2002 года он работает в <данные изъяты> в должности преподавателя специальных дисциплин. В данном училище осуществляется обучение студентов, по окончанию обучения им выдается диплом о среднем специальном образовании. В училище имеются очная и заочная формы обучения.
Преподавателем в указанном училище работает ФИО2, которая преподает специальные дисциплины студентов по специальности промышленное рыболовство.
Также ФИО2 является по совместительству методистом заочного отделения учебного отдела. Может сказать, что ФИО2 выполняет большинство работ по заочному отделению, ведёт всю документацию, составляет сводные зачётные и экзаменационные ведомости. С ФИО2 у него рабочие отношения.
Свои дисциплины он преподает как для студентов очного отделения, так и для студентов заочного отделения. В основном он преподаёт дисциплины студентом очного отделения.
Студенты заочного отделения проходят самостоятельную подготовку, после чего прибывают на зачётно-экзаменационную сессию, период проведения которой определяется учебным расписанием, составляемым методическим отделом заочного отделения. Продолжительность сессии у заочников около 1 месяца. Личное присутствие студента на сессии обязательно. В связи с тем, что студенты заочного отделения выполняют трудовые обязанности (в основном в организациях, осуществляющих морские рейсы), на сессии их работодатели не отпускают, в случае нахождения студента в промысловом рейсе студент делает об этом сообщение за заочное отделение, и ему разрешается сдать сессию позже или до общей сессии.
Сессия проводится следующим образом: студент к сессии должен был подготовить контрольные работы (домашние контрольные работы) по заданной теме, которые сдавали преподавателям, по результатам допускались к сессии. В настоящее время (а также в 2017 и 2018 годах) эти домашние контрольные работы студенты сдают до конца сессии, допускаясь к самой сессии без работ. На сессии сначала студенты прослушивают лекции преподавателей (часы лекций определены учебным отделом), далее после лекций студенты допускаются к сдаче экзаменов или зачетов. По некоторым дисциплинам проводятся классные контрольные работы (экзамены в виде письменных работ). Зачетные книжки студентов хранятся на кафедре заочного отделения, на время сессии они раздаются студентам. Иногда бывает, что студенту необходимо уйти в морской рейс до зачета, он проводит индивидуальный зачет со студентом до общего зачета. Также бывает, что студент по работе не может прибыть к зачету, он может принять сессию также индивидуально принять у него зачет. Студенты прибывают на зачет без зачетной книжки, ведомость строгой отчетности не выдается. Он ведет свою ведомость, то есть у него просто список, в котором он ставит оценки студентам. Далее после зачета он передает информацию об оценках студентов ФИО2. Она по его оценкам составляет печатную ведомость, в которую самостоятельно вносит информацию, за которую он расписывается. Обычно ФИО2 сразу ведомость не готовила, а готовила в конце сессии, но до составления сводной ведомости. О том, что ФИО2 вносила ложную информацию в ведомость, он не знал. О том, что в его ведомостях выставлены оценки студентов, которые не присутствовали на сессии, на зачетах, ему сказали уже сотрудники полиции. По истечении некоторого времени после зачета он не мог сверить выставленные им оценки и внесенные в ведомость ФИО2, так как лично он на зачетах ведомость не вел, рукописные записи вел на листе, который после того, как продиктовал оценки ФИО2, выбрасывал за ненадобностью. Отношения с ФИО2 строились на доверии. ФИО2 сама вносила информацию в зачетные книжки студентов-заочников, экзаменационные ведомости, которые хранятся в кабинете методиста, где он также расписывался в графе со своими оценками по зачетам и экзаменам.
В ходе допроса свидетелю представлена на обозрение зачетная ведомость курса <данные изъяты>, по предмету «<данные изъяты>», выполненную в печатном виде. В данной ведомости среди студентов имеется студент ФИО1, которому выставлена оценка 4 (хорошо), пояснил, что в представленной на обозрение зачётной ведомости стоят его подписи, однако, он не уверен, что студент ФИО1 защищал классную контрольную работу по данной дисциплине, так как студентов заочников очень большое количество. Так как зачетные ведомости составляет ФИО2, то он не проверяя список лиц, доверяя ФИО2 просто поставил свою подпись о сдаче ФИО1 классной контрольной работы по его дисциплине. К нему ФИО2 с требованием или просьбой проставить оценку студенту, не обращалась, никакого вознаграждения за указанные действия не предлагала. /т.2 л.д.155-158/
Из оглашенных показаний свидетеля ФИО18 следует, что с 1998 года она находится в должности преподавателя физической культуры в <данные изъяты>
В данном училище осуществляется обучение студентов, по окончанию обучения им выдается диплом о среднем специальном образовании. В училище имеются очная и заочная формы обучения.
Она преподает для студентов, обучающихся на очной, и на заочной форме.
Графиком учебного процесса, который утверждается руководителем училища, установлены периоды промежуточной аттестации (сессии) каждой группы курсантов, промежуточная аттестация проводится на основании Положения о промежуточной аттестации. Преподаватель при проведении экзамена или зачета должен выставить оценку студенту в ведомость и в зачетную книжку, проставление результатов зачетов или экзаменов без фактического присутствия студентов недопустимо, за исключением студентов заочной формы обучения, сдающих ее предмет.
По окончании сессии методистами учебного отдела составляется сводная ведомость, это должно быть закреплено в должностных обязанностях методиста. Успешно сданная промежуточная аттестация (сессия) является основанием для перевода студента на следующий курс, оценки за сессию при этом должны быть удовлетворительными и положительными, если студент не сдал зачет или получил за экзамен неудовлетворительную оценку, то он не может быть переведен на следующий курс.
Одним из преподавателей заочного отделения является ФИО2, она преподает студентам, обучающимся по очной и заочной формам обучения. С ФИО2 у неё рабочие отношения.
На заочном отделении у неё рефератная система оценки, то есть она не видит студентов, которые обучаются заочно, они готовят реферат перед сессией и сдают на заочное отделение рефераты по её предмету, темы рефератов она предоставляет на кафедру и студенты сами выбирают тему, которая им нравится.
Указанные рефераты студенты сдают и во время сессия, она забирает их в кабинете у заведующей заочного отделения – они хранятся в папке с её фамилией. Указанные рефераты она проверяет, на самом реферате ставит отметку о том, что реферат проверен, оценку, а также подпись, после чего возвращает рефераты в ту же папку, откуда их брала. Так как она не видит студентов, а лишь их рефераты, то она не запоминает их фамилии, а также не запоминает количество проверенных рефератов.
Во время сессии, после проверки рефератов, она приходит в кабинет заведующей заочного отделения, где в ведомости, составленной заведующей на основании оценок, которые она указала на реферате, расписывается напротив каждой впечатанной в ведомости оценки.
Ей предъявлена на обозрение ведомость по дифференцированному зачёту по дисциплине «Физическая культура» от 30.09.2017 года. Может сказать, что в ведомости проставлены её подписи, в том числе напротив фамилии ФИО1 От следователя ей стало известно, что студент ФИО1 не сдавал сессию в сентябре 2017 года, так как находился в морском рейсе. Может сказать, что данные этого студента, как и всех остальных студентов в ведомости она не помнит. То есть данная ведомость была отпечатана ФИО2 на компьютере, после чего дана ей на подпись. Она, не сверяя количество и оценки в проверенных ей рефератах, и данные в ведомости, отпечатанной ФИО2, проставила свои подписи. То есть запись о студенте ФИО1 ФИО2 внесла самостоятельно, о чем она не знала.
С нею в сговор о внесении данного студента (и иных возможных студентов), не присутствующих на сессии, она не вступала, об этом ей не было известно. Она к ней с подобными просьбами никогда не подходила, денежного или какого-то другого вознаграждения не предлагала. Она получает заработную плату на банковскую карту, иных каких-либо выплат не получает. /т.2 л.д.159-161/
Кроме того, вина подсудимого подтверждается исследованными судом письменными доказательствами по делу:
Рапорт об обнаружении признаков преступления от 09.04.2021 года, из которого следует, что в результате ОРМ, направленных на выявление преступлений, в сфере экономического и коррупционного характера, было установлено, что студент заочного отделения «<данные изъяты>» ФИО1 дал взятку преподавателю-методисту ФИО2 в размере 25 000 рублей, таким образом, в его действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 291 УК РФ /л.д. 7/;
Копия выписки по банковскому счету ФИО2 № открытом в подразделении ПАО «Сбербанк» № (<.........>), в которой имеется информация о поступлении 18.11.2016 г. денежных средств в размере 25 000 рублей от ФИО1. /т.1 л.д.19-20/
Копия ответа из <данные изъяты> от 25.03.2021 г., согласно которому в период с 28.12.2016 г. по 13.10.2018 г. судно <данные изъяты>», на котором осуществлял трудовую деятельность ФИО1, находилось в промысловом рейсе по вылову краба в Охотском и Беринговом море. /т.1 л.д.52/
Выписка из приказа по <данные изъяты> №-к от ДД.ММ.ГГ., согласно которого ФИО2 – методист, переведена с ДД.ММ.ГГ. из учебно-методического центра на заочное отделение на должность методиста. /т.1 л.д.62/
Рапорт об обнаружении признаков преступления от 09.04.2021 года, из которого следует, что в ходе расследования уголовного дела в отношении ФИО2, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 290 ч. 3 УК РФ, было установлено, что студент заочного отделения «<данные изъяты>» ФИО1 дал взятку преподавателю-методисту ФИО2 в размере 15 000 рублей, таким образом, в его действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 291 УК РФ /л.д. 104/;
Копия приказа о переводе на следующий курс № от ДД.ММ.ГГ., согласно которого в <данные изъяты> переведен на следующий курс студент ФИО1 специальность – «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГ. группа НСВк – 131У. /т.1 л.д.115-118/
Копия должностной инструкции преподавателя, а также копия должностной инструкции методиста заочного отделения от ДД.ММ.ГГ. начальником <данные изъяты> ФИО19, в которых прописаны должностные обязанности работника, ответственность. /т.1 л.д.126-132, л.д.214-219/
Копия положений о заочном отделении № №, утвержденного ДД.ММ.ГГ. начальником Филиала <данные изъяты> ФИО19 которым прописаны общие положения работы учреждения, его функции, а также организация образовательного процесса и порядок его проведения, обязанности и права. /т.1 л.д.155-168/
Копия сводной ведомости успеваемости учащихся «<данные изъяты>) за ДД.ММ.ГГ. - ДД.ММ.ГГ. учебного года группы <данные изъяты>, в том числе студента ФИО1 /т.1 л.д.230/
Копия протокола обыска (выемки) от ДД.ММ.ГГ., согласно которого, следователь в присутствии понятых, оперуполномоченных и ФИО2 произвёл обыск в кабинете методистов заочного отделения <данные изъяты> расположенного по адресу: <.........> обнаружено и изъято: ксерокопия приказа №-к от ДД.ММ.ГГ. о приеме работников на работу; приказ № от ДД.ММ.ГГ. о переводе на следующий курс; сводная ведомость успеваемости учащихся группы <данные изъяты> за 18.09-26.10 2017-2018 учебного года; положение о заочном отделении от ДД.ММ.ГГ. № №; положение о государственно итоговой аттестации от ДД.ММ.ГГ. № №; должностная инструкция преподавателя по специальности от ДД.ММ.ГГ. № №; положение о текущей и промежуточной аттестации в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ. № №.; график учебного процесса на 2017-2018 учебный год; сводная ведомость успеваемости учащихся группы <данные изъяты> за 18.09-26.10 2017-2018 учебного года; сведения о выполнении учебного плана учащимися 641 группы по специальности 3ДД.ММ.ГГ. «<данные изъяты>» заочного отделения <данные изъяты> протокол № заседания Государственной экзаменационной комиссии по рассмотрению дипломного проекта (работы); проект приказа об окончании и исключении из списка студентов; проект приказа об утверждении тем выпускных работ и назначении руководителей; проект ведомости по курсовому проектированию дисциплина «<данные изъяты>» 3 курса <данные изъяты>; проект ведомости по курсовому проектированию дисциплина «<данные изъяты>» 3 курса <данные изъяты>; проект доклада ФИО20 для защиты дипломной работы; методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. /т.1 л.д.232-237/
Копия протокола осмотра предметов (документов) от ДД.ММ.ГГ., согласно которого следователь в присутствии понятых произвёл осмотр ксерокопии следующих документы: приказ №-к от ДД.ММ.ГГ. о приёме работников на работу; приказ № от ДД.ММ.ГГ. о переводе на следующий курс; сводная ведомость успеваемости учащихся группы <данные изъяты> за 18.09-26.10 2017-2018 учебного года; положение о заочном отделении от ДД.ММ.ГГ. № №; положение о государственно итоговой аттестации от ДД.ММ.ГГ. № №; должностная инструкция преподавателя по специальности от ДД.ММ.ГГ. № ДИ-07-05/111-2017; положение о текущей и промежуточной аттестации в «ДВМУ» (филиал) ФГБОУ <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. № № график учебного процесса на 2017 – 2018 учебный год; сводная ведомость успеваемости учащихся группы № з/о за 18.09-26.10 2017-2018 учебного года; сведения о выполнении учебного плана учащимися 641 группы по специальности 3ДД.ММ.ГГ. «<данные изъяты>» заочного отделения <данные изъяты>; протокол № заседания Государственной экзаменационной комиссии по рассмотрению дипломного проекта (работы); проект приказа об окончании и исключении из списка студентов; проект приказа об утверждении тем выпускных работ и назначении руководителей; проект ведомости по курсовому проектированию дисциплина «<данные изъяты>» 3 курса <данные изъяты> группы; проект ведомости по курсовому проектированию дисциплина «<данные изъяты>» 3 курса <данные изъяты>; проект доклада ФИО20 для защиты дипломной работы; методические рекомендации по организации учебного процесса по очно-заочной и заочной формам обучения в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К протоколу прилагается фототаблица. /т.1 л.д.238-275/
Копия положений о текущей и промежуточной аттестации в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ., утвержденное ДД.ММ.ГГ. начальником <данные изъяты> ФИО19, которым прописаны общие положения промежуточной аттестации, а также требования, предъявляемые к организации промежуточной аттестации. /т.2 л.д.4-30/
Копия приказа об окончании и исключении из списка студентов, согласно параграфа 6, ДД.ММ.ГГ.. ФИО1 присвоена квалификация техник-судоводитель и выдан диплом об окончании Университета. /т. 2 л.д.31-38/
Копия приказа об утверждении тем выпускных квалификационных работ и назначении руководителей, согласно которому ФИО1назначен руководитель ФИО21, и выбрана тема дипломной работы. /т.2 л.д.39-46/
Протокол явки с повинной от ДД.ММ.ГГ., из которого следует, что ФИО1 обратился в СО по <.........> СУ СК России по ПК и сообщил о совершённом им преступлении, а именно, что он с ДД.ММ.ГГ. перевёл преподавателю <данные изъяты> ФИО2 15 000 рублей за сдачу сессии осенью 2017 года, т.к. был в морском рейсе. /т.2 л.д.80-81/
Выписка по банковскому счету ФИО1 № открытом в подразделении ПАО «Сбербанк» № (<.........>), в которой имеется информация о списании со счета ДД.ММ.ГГ. денежных средств в размере 25 000 рублей. /т.2 л.д.106-107/
Протокол осмотра предметов (документов) от ДД.ММ.ГГ., согласно которому следователь с участием обвиняемого ФИО1 и его защитника осмотрена выписка (детализация) по дебетовой карте № номер счёта карты № за период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ., в ходе осмотра установлено, что ДД.ММ.ГГ. (код авторизации №) осуществлён перевод в размере 25 000 рублей на карту № ФИО24. Обвиняемый ФИО1 пояснил, что указанную сумму он перевёл на карту ФИО2 в качестве взятки, за успешную сдачу сессии в 2017 году, из них 15 000 рублей – это взятка за успешную сдачу сессии, а 10 000 за оплату курсовых и контрольных работ. К протоколу прилагается фототаблица. /т.2 л.д.168-172/
Протокол осмотра предметов (документов) от ДД.ММ.ГГ., согласно которому следователь с участием свидетеля ФИО2 произвёл осмотр экзаменационных ведомостей, зачетных ведомостей, ведомостей по курсовому проектированию учебной группы по специальности «Промышленное рыболовство»:
- зачётная ведомость по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Преподаватель ФИО12 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи преподавателя ФИО27 и внизу ведомости имеется также подпись преподавателя ФИО28.
- зачётная ведомость по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Преподаватель ФИО18 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи преподавателя ФИО26, и внизу ведомости также имеется подпись преподавателе ФИО25.
- зачётная ведомость (по классной контрольной работе) по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Преподаватель ФИО16 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи преподавателя ФИО29, и внизу ведомости также имеется подпись преподавателе ФИО30.
- зачётная ведомость (классная контрольная работа) по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Преподаватель ФИО22 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи преподавателя ФИО31, и внизу ведомости также имеется подпись преподавателе ФИО32.
- экзаменационная ведомость по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Экзаменатор ФИО13 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи экзаменатора ФИО33, и внизу ведомости также имеется подпись экзаменатора ФИО34.
- экзаменационная ведомость по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Экзаменатор ФИО17 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи экзаменатора ФИО36, и внизу ведомости также имеется подпись экзаменатора ФИО35.
- ведомость по курсовому проектированию по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Руководитель ФИО17 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи руководителя ФИО38 и внизу ведомости также имеется подпись руководителя ФИО37.
- экзаменационная ведомость по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Экзаменатор ФИО15 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи экзаменатора ФИО40 и внизу ведомости также имеется подпись экзаменатора ФИО39.
- экзаменационная ведомость по дисциплине «<данные изъяты>», в которой указан список студентов, успешно сдавших вышеуказанную дисциплину с указанием оценки полученной студентом, в том числе студент ФИО1 Экзаменатор ФИО23 напротив каждой фамилии студента имеется подпись, как пояснила участвующая в ходе следственного действия ФИО2 напротив фамилий студентов стоят подписи экзаменатора ФИО42 и внизу ведомости также имеется подпись экзаменатора ФИО41.
Участвующее лицо ФИО2 пояснила, что в указанных экзаменационных ведомостях ею были проставлены оценки студенту ФИО1, однако, фактически указанный студент во время сессии не присутствовал.
- 2 листа формата А4 – выписка о движении денежных средств по банковскому счету № открытого на имя ФИО2
ДД.ММ.ГГ. в 06:37 поступил платеж с карты № в размере 25 000 рублей открытого на ФИО1 на номер карты № открытого на ФИО2.
Участвующее лицо ФИО2 пояснила, что банковский счёт № с номером карты № принадлежит ей. Денежный перевод на ее банковскую карту в размере 25 000 рублей ДД.ММ.ГГ. ей поступил от ФИО1, для заказа и оплаты контрольных и курсовых работ в размере 10 000 рублей, а сумма в размере 15 000 рублей в качестве взятки за успешную сдачу осенней сессии (промежуточной аттестации) в 2017 году. /т.2 л.д.175-184/
Протокол осмотра предметов (документов) от 16.04.2021 г., в ходе которого осмотрены документы, подтверждающие результаты оперативно-розыскной деятельности, предоставленные Находкинским ЛО МВД России на транспорте, а также зачетные и экзаменационные ведомости, подтверждающие сдачу зачётов и экзаменов ФИО1 без его личного присутствия. /т.2 л.д.185-188/
Проверив и оценив в совокупности доказательства, перечисленные в приговоре, суд считает вину ФИО1 по предъявленному обвинению доказанной, в том числе его признательными показаниями, изобличающими показаниями свидетелей, чьи показания приведены в приговоре и с письменными доказательствами.
Показания свидетелей последовательны и согласуются между собой и с признательными показаниями подсудимого. Оснований для оговора не усмотрено. Кроме того, письменные доказательства, в том числе результаты ОРД, являются допустимыми и достаточными, относительно обстоятельств обвинения, и согласуются с показаниями свидетелей и подсудимого.
Действия подсудимого ФИО1 правильно квалифицированы по части 3 статьи 291 УК РФ – дача взятки должностному лицу за совершение заведомо незаконных действий.
При назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление виновного и на условия жизни его семьи.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому ФИО1 в соответствии с п. «г, и» ч. 1, 2 ст. 61 УК РФ является явка с повинной, активное способствование расследованию преступления, наличие несовершеннолетнего ребенка, а также признаётся раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому ФИО1, не установлено.
По месту жительства ФИО1 характеризуется удовлетворительно, по месту работы положительно, проживает с сожительницей, помогает в содержании несовершеннолетней дочери, трудоустроен и имеет доход, нетрудоспособным не является, совершил тяжкое преступление, не судим, на учётах по заболеваниям не состоит.
Принимая во внимание фактические обстоятельства и категорию преступления, степени его общественной опасности, достаточных оснований для применения положения ч. 6 ст. 15 УК РФ не имеется.
Учитывая вышеизложенное в совокупности, требования ст.ст. 6, 43, 60, 62 ч.1 УК РФ, с учётом индивидуализации наказания, суд находит социально справедливым, соразмерным содеянному и личности виновного, отвечающим целям достижения исправления, возможным и достаточным, назначить наказание в виде штрафа без применения дополнительного наказания.
Вопрос о вещественных доказательствах по делу подлежит разрешению в соответствии со ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296 - 299, 302 – 304, 307 - 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать ФИО1 виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 291 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч ) рублей в доход государства.
Штраф перечислить по реквизитам :
Управление Федерального казначейства по Приморскому краю, л/с 04201А58730, р/с 40101810900000010002 Дальневосточное ГУ Банка России, БИК 040501001, ИНН 2536238023, КПП 253601001, КБК 41711621010016000140, ОКТМО 05701000001.
Меру пресечения ФИО1 – подписку о невыезде и надлежащем поведении- отменить после вступления приговора в законную силу.
Вещественные доказательства: 97 листов с результатами ОРД, выписка по банковскому счёту ФИО1 на двух листах, находящиеся при уголовном деле, хранить при деле, до истечения срока хранения последнего.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение десяти суток со дня провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы, подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии и участии защитника при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции. Дополнительные апелляционные жалобы, представления могут быть поданы не позднее 5 дней до начала рассмотрения дела апелляционным судом.
Судья подпись Гунина О.А.