Решение по делу № 3а-98/2019 от 23.11.2018

дело № 3а-98/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2019 года город Казань

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Ибрагимова Р.С. при секретаре судебного заседания Ушакове К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коклихина Сергея Валентиновича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Коклихин С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:

1)                     земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ склад сельскохозяйственного инвентаря) площадью 1389 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>;

2)                     земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу) площадью 6815 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>;

3)                     земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу) площадью 3474 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>;

4)                     земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунально-складские Рё производственные предприятия IV класса опасности различного профиля) площадью 4433 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., .... по состоянию на 01 января 2015 года составляет 2238429 рублей 06 копеек, 11100476 рублей 45 копеек, 5625587 рублей 16 копеек соответственно, и земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 27 февраля 2018 года составляет 7146128 рублей 99 копеек. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости в размере 717000 рублей, 3520800 рублей, 1794700 рублей и 2706600 рублей соответственно.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.

Коклихин С.В., Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, исполнительный комитет муниципального образования «город Елабуга» Елабужского муниципального района Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью «СТАН», Наибуллина Л.Г., Коклихина Р.Х. надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Как видно из материалов дела, Коклихин С.В. является собственником:

1)                     земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ склад сельскохозяйственного инвентаря) площадью 1389 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>;

2)                     земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу) площадью 6815 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>;

3)                     земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу) площадью 3474 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>;

4) земельного участка с кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунально-складские и производственные предприятия IV класса опасности различного профиля) площадью 4433 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., .... определена по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 19 декабря 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» и составляет 2238429 рублей 06 копеек, 11100476 рублей 45 копеек, 5625587 рублей 16 копеек соответственно.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером .... внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27 февраля 2018 года, и определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании вышеназванного распоряжения по состоянию на 27 февраля 2018 года в размере 7146128 рублей 99 копеек.

Аналогичные сведения о кадастровой стоимости земельных участков содержатся в выписках из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости (л.д.11-14).

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, административный истец обратился в оценочную организацию для определения его рыночной стоимости.

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет №325/1-18 от 21 ноября 2018 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс», согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... .... по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 717 600 рублей, 3520800 рублей и 1794700 рублей соответственно; отчет №325/2-18 от 21 ноября 2018 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Центр оценки «Эдвайс», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 27 февраля 2018 года определена в размере 2706 600 рублей.

По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленных административным истцом отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.

Как следует из заключения эксперта Князева Т.Г., осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя № 117/19 от 3 апреля 2019 года, вышеназванные отчеты не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и методологии. Отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определил рыночную стоимость: земельных участков с кадастровыми номерами ...., .... и .... по состоянию на 01 января 2015 года в размере 764 000 рублей, 3751000 рублей, 1912000 рублей соответственно; земельного участка с кадастровым номером .... по состоянию на 27 февраля 2018 года в размере 2886000 рублей.

Оценив заключение эксперта по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о соответствии данного документа требованиям, установленным частью 2 статьи 82 Кодекса.

Заключение содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объектам оценки, но влияющих на их стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.

Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны и обоснованны, исследования проведены всесторонне и в полном объеме в пределах имеющейся у эксперта специальности, оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта у суда не имеется.

Данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, сторонами по делу не представлено.

Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, которое может быть положено в основу решения.

Ходатайств о назначении по делу повторной судебной экспертизы не поступило.

При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года и 27 февраля 2018 года подлежащими удовлетворению в размере, определенном по результатам судебной экспертизы.

Установление измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

С учетом даты подачи Коклихиным С.В. в суд административного искового заявления, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 23 ноября 2018 года. Таким образом, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ....; с 27 февраля 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 174 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое Коклихина Сергея Валентиновича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость:

1)       земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ склад сельскохозяйственного инвентаря) площадью 1389 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, указав его равной рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° РІ размере 764 000 рублей;

2)       земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу) площадью 6815 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, указав его равной рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° РІ размере 3751 000 рублей;

3)       земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: РїРѕРґ производственную базу) площадью 3474 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, указав его равной рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 2015 РіРѕРґР° РІ размере 1912 000 рублей;

4)       земельного участка СЃ кадастровым номером .... (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: коммунально-складские Рё производственные предприятия IV класса опасности различного профиля) площадью 4433 квадратных метров, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, указав его равной рыночной стоимости РїРѕ состоянию РЅР° 27 февраля 2018 РіРѕРґР° РІ размере 2886 000 рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2018 года, а также учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, то есть с 1 января 2016 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ...., ...., ....; с 27 февраля 2018 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Ибрагимов Р.С.

Справка: решение принято в окончательной форме 20 мая 2019года.

Судья Ибрагимов Р.С.

3а-98/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коклихин С.В.
Ответчики
Управление Росреестра
ФГБУ ФКП Росреестр
МЗИО РТ
Другие
Коклихина Р.Х.
ООО Стан
ИКМО г. Елабуга
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
23.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2018[Адм.] Судебное заседание
13.05.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
14.05.2019[Адм.] Судебное заседание
26.11.2018Регистрация административного искового заявления
26.11.2018Передача материалов судье
28.11.2018Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2018Судебное заседание
13.05.2019Производство по делу возобновлено
13.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее