ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 августа 2013 г. |
г. Махачкала |
Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Котова П.Н., при секретаре Балабекове А.К.,
с участием представителя заявителя Гайдарова Э.А. – Асеева К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 63354 капитана Гайдарова Эльмана Алифармановича об оспаривании командующего войсками Южного военного округа, связанных с переводом к новому месту военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Гайдаров обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия командующего войсками Южного военного округа, связанные с переводом его к новому месту службы на равную должность и обязать командующего отменить приказ от 21 мая 2013 г. № 71, в части назначения его начальником отделения анестезиологии-реанимации медицинской роты войсковой части 16544 н.п. Борзой Чеченской Республики и восстановить в прежней должности.
Представитель заявителя Асеев в судебном заседании просил удовлетворить заявление на том основании, что оспариваемым приказом командующего войсками Южного военного округа нарушены права Гайдарова, поскольку он переведен из местности, где установлен срок прохождения военной службы пять лет в такую же местность, где установлен срок службы два года без его согласия.
Надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания командующий войсками Южного военного округа в суд не прибыл. Представитель данного должностного лица Кашин направил в суд возражения.
В своих возражениях представитель командующего Кашин, требования Гайдарова не признал и просил суд в их удовлетворении отказать, поскольку командующий войсками Южного военного округа, в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы вправе переводить заявителя к новому месту службы на равную должность по служебной необходимости без согласия на то самого военнослужащего.
Выслушав мнение представителя заявителя и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Гайдарова подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение), утвержденного указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, установлен порядок перевода военнослужащих к новому месту военной службы, согласно которому соответствующее должностное лицо имеет право перевести военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность, без его согласия.
При этом, абз. 2 ч. 2 вышеназванной статьи Положения предусматривает случаи, при которых такой перевод может быть осуществлен исключительно с согласия военнослужащего.
В соответствии со ст. 16 Положения плановой замене подлежат военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации (далее именуются - местности, где установлен срок военной службы).
Срок военной службы в указанных местностях и перечни этих местностей определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащий, проходящий военную службу в местности, где установлен срок военной службы, может отказаться от плановой замены и продолжить службу в указанной местности.
Военнослужащий с его согласия может быть переведен из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.
Без согласия военнослужащих их повторное направление в местности, где установлен срок военной службы, ранее чем через три года не допускается.
Таким образом, из вышеуказанной статьи Положения следует, что перевод военнослужащих в местности, где установлен срок прохождения военной службы, должен проводиться планово и с учетом ограничений, предусмотренных названной статьей.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что согласие военнослужащего на перевод к новому месту военной службы требуется не только в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Положения, но и в случаях, предусмотренных ст. 16 данного нормативного акта.
Постановлением Правительства России от 5 июня 2000 г. № 434
«О сроках прохождения военной службы по контракту в районах и местностях с неблагоприятными экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации» установлен срок прохождения военной службы на территории Республики Дагестан равный 5 годам.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от
23 августа 2000 г. № 621 «О максимальном сроке непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики» максимальный срок непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территории Чеченской Республики составляет
2 года.
Таким образом, судом установлено, что заявитель с октября 2006 года проходивший военную службу в местности, где установлен максимальный непрерывный срок прохождения военной службы равный 5 годам,
21 мая 2013 г. переведен для её дальнейшего прохождения в такую же местность, но с более чем в два раза меньшим максимальным сроком прохождения военной службы.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что ограничения в непрерывном периоде прохождения военной службы в местности, где установлен срок военной службы, связаны со сложными климатическими и другими условиями прохождения военной службы в названных местностях. При этом чем меньше установленный максимальный срок непрерывного прохождения военной службы в местности, тем более сложными являются эти условия.
Согласно ч. 5 ст. 16 Положения должностные лица имеют право переводить военнослужащего, проходящего военную службу в местности, где установлен меньший срок военной службы, в местности, где установлен больший срок военной службы, т.е. из местности с более тяжелыми условиями прохождения военной службы в местность, где такие условия легче, с его согласия.
При этом обратного права на перевод военнослужащих, проходящих военную службу из местности, где установлен больший срок военной службы, в местности, где установлен меньший срок военной службы, т.е. из местности с менее тяжелыми условиями для прохождения военной службы, в местности, где такие условия тяжелее, Положением не предусмотрено.
Более того, как следует из ст.16 Положения, под плановой заменой военнослужащих из местности, где установлен срок прохождения военной службы, подразумевается такая замена, при которой такой военнослужащий переводится к новому месту военной службы в местности, где не установлены сроки прохождения военной службы.
Из вышеизложенного следует, что перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту из местности, где установлен больший срок военной службы, в другую местность, где такой срок меньше, без его согласия не допускается, как не допускается перевод такого военнослужащего, без его согласия, из местности, где установлен срок прохождения военной службы в другую такую же местность.
Таким образом, перевод военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территории Республики Дагестан – местности, где установлен срок прохождения военной службы (больший), к новому месту военной службы, в воинскую часть, дислоцирующуюся на территории Чеченской Республики – где так же установлен такой срок (меньший), может осуществляться только с согласия военнослужащего.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что Гайдаров не давал согласия на перевод к новому месту военной службы.
Поскольку суду не представлено доказательств объективно свидетельствующих о том, что заявитель каким-либо образом выразил своё согласие на перевод его к новому месту военной службы в Чеченскую Республику, то суд приходит к выводу о нарушении командующим прав заявителя и возложении на указанного должностного лица обязанности отменить оспариваемый приказ, в части касающейся Гайдарова.
Руководствуясь ст. 194- и 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Гайдарова Эльмана Алифармановича об оспаривании командующего войсками Южного военного округа, связанных с переводом к новому месту военной службы,.
Признать незаконным приказ командующего войсками Южного военного округа от 21 мая 2013 г. № 71, в части перемещения Гайдарова Эльмана Алифармановича на равную воинскую должность по служебной необходимости к новому месту военной службы и обязать отменить этот приказ в указанной части.
Обязать командующего войсками Южного военного округа восстановить Гайдарова Эльмана Алифармановича в прежней (а с его согласия – равной или не ниже) воинской должности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его.