Дело № 2а-3066/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2018 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению САВ к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка,
установил:
САВ обратился в суд с административным иском к административному ответчику о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка, указав, что обратился в Министерство земельных и имущественных отношений РТ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с утверждением схемы его расположения по адресу: <адрес>, вх. № гр. от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой в связи с тем, что предоставленная схема не соответствует требованиям к ее подготовке, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов инженерной инфраструктуры (ИТ-5), с чем САВ не согласен. Испрашиваемый земельный участок не имеет картографическую основу, соответственно отображение границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположений объектов естественного или искусственного происхождения не требуется. В кадастровом квартале № расположены жилые дома и участки с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Отказ в предоставлении земельного участка нарушает права и законные интересы истца в оформлении прав на земельный участок.
Просит признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; устранить нарушения прав САВ путем утверждения схемы расположения указанного земельного участка.
САВ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ССВ, действующая на основании доверенности, иск поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва ЧОИ, действующая на основании доверенности, направила ходатайство об отложении судебного заседания, которое было отклонено судом, поскольку день судебного заседания судом было согласованно представителем ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 8.1 Конституционного закона Республики Тыва от 27.11.2004 N 886 ВХ-1 "О земле" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, осуществляет Правительство Республики Тыва и (или) специально уполномоченный Правительством Республики Тыва исполнительный орган государственной власти Республики Тыва по управлению и распоряжению землями, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Распоряжение земельными участками, указанными в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
В соответствии с п.1.1 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 08 февраля 2013 года N 81, органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере управления и распоряжения такими земельными участками является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Согласно пункта 10 части 2 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
В соответствии с ч.1. ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно ч.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.
В силу пунктов 1 - 4 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Из п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В ходе судебного заседания установлено, что ДД.ММ.ГГГГ САВ направил в Министерство земельных и имущественных отношений РТ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане общей площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка на основании пп.1 и 3 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что из представленной схемы расположения земельного участка следует, что его образование приводит к чересполосице и изломанности границ, что затруднит образование других участков. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов инженерной инфраструктуры (ИТ-5), не учтены материалы и сведения о земельных участках и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также отсутствует их схематичное отображение.
Изучив доводы отказа Министерства в удовлетворении заявления САВ суд приходит к выводу, что они являются необоснованными.
Согласно п.6 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Между тем, из представленной истцом схемы расположения земельного участка, которую истец просил утвердить, видно, что данная схема соответствует вышеуказанным требованиям.
Так представитель административного ответчика, несмотря на требования ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) не представил суду доказательств законности принятого решения по заявлению административного истца, а именно отказа в удовлетворении заявления административного истца, то есть непонятно, на основании чего, основываясь на каких именно документах, административный ответчик пришел к выводу, что схема расположения испрашиваемого земельного участка не соответствует утвержденному проекту планировки территории.
Учитывая, что к моменту рассмотрения дела по существу административный ответчик так не представил документов, обосновывающих свою правовую позицию, то суд считает, что данный Министерством отказ в удовлетворении заявления гражданина САВ не может быть признан законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: 1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;
Поскольку суд пришел к выводу, что административный ответчик не обосновал законность отказа в удовлетворении заявления САВ, то министерство должно вновь вернуться к рассмотрению заявления САВ, в связи с чем, на ответчика возлагается обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и принять решение в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.227 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление САВ к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, возложении обязанности по утверждению схемы расположения земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть по существу заявление САВ (вх. № гр. от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства и утверждении схемы расположения земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2018 года с учетом выходных дней.
Судья Л.К. Шулуу