Дело № 2-189/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Злой Л.А.,
при секретаре Суровицыной А.А.,
с участием представителей ответчика Бугайчука Д.Ф., Хлопиной Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 17 февраля 2015 года дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о понуждении оборудовать остановочный пункт <....> пассажирской платформой, павильонами или навесами,
УСТАНОВИЛ:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО «РЖД») в защиту интересов неопределённого круга лиц, о понуждении оборудовать остановочный пункт <....> Северной железной дороги, указанный в пункте 20 Приложения №1 «Перечень пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута» к ответу Северной железной дороги от 03.07.2014 № 2961/Сев, пассажирской платформой, павильонами или навесами в соответствии с требованиями законодательства.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки Воркутинской транспортной прокуратурой требований законодательства о защите прав потребителей - пассажиров железнодорожного транспорта по остановочному пункту <....> Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» установлено, что данный остановочный пункт, в нарушение действующего законодательства, не оборудован пассажирской платформой, а также навесом либо павильоном.
Воркутинский транспортный прокурор о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело без его участия (л.д.13). Суд, с учётом мнения участников судебного заседания, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие Воркутинского транспортного прокурора.
Представители ответчика Хлопина Л.В. и Бугайчук Д.Ф., действующие по доверенностям (л.д.14-15, 36), в судебном заседании исковые требования не признали. Полагают, что станция <....> не является пассажирским остановочным пунктом в силу прямого указания закона и не должна быть оборудована пассажирской платформой, навесом или павильоном. Она, по характеру технологического процесса, не предназначена для посадки и высадке пассажиров и не обслуживает их. Согласно Типовых требований от 04.06.2013 №1252р согласно пассажиропотока по данной станции, она имеет категорию Д. Навесы устанавливаются только на пригородных участках категории А,В,С. Также полагают, что неправомерно заявлены требования без указания что именно должно быть установлено навес или павильон, а также не указан срок исполнения.
Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела и оценив добытые доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Воркутинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав потребителей - пассажиров железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 10.01.2003) железнодорожной станцией является пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны или блок-участки, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, операции по обслуживанию пассажиров ….
Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 (далее – Правила)пассажирским остановочным пунктом является пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров.
Согласно Перечня пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута, представленного филиалом ОАО «РЖД» Северная железная дорога 03.07.2014, имеется остановочный пункт <....>. Также, согласно данного сообщения, он не оборудован пассажирской платформой, помещением для пассажиров, навесами (л.д.8).
В Тарифном руководстве №4 от 28.03.2013 «Тарифные расстояния между станциями участков железных дорог» указана станция <....> (л.д.42). Данный остановочный пункт указан в Приложении №1 к ответу Филиала ОАО «РЖД» Северная железная дорога от 03.07.2014 (л.д.7,8). В Отчёте о постанционном отправлении пассажиров по отделениям Северной железной дороги за 2014 год, значится станция отправления остановочный пункт <....> с указанием количества отправленных пассажиров – <....> (л.д.43-44). Также представлены сведения Северного филиала АО «Федеральная пассажирская компания» о помесячном отправлении пассажиров с данной станции в 2014 году: количество пассажиров в месяц составляет от 1 до <....> (л.д.55). На рассматриваемой железнодорожной станции имеются жители, что подтверждается наличием избирательного участка на территории МОГО «Инта» № №__, в который входит железнодорожная станция <....> (л.д.33).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что станция <....> является пассажирским остановочным пунктом. Утверждение ответчика о том, что на данной станции не производится посадка и высадка пассажиров, опровергается письменными доказательствами.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
По смыслу п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003, п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Сведений о том, что ОАО «РЖД» не является владельцем остановочного пункта <....> суду не представлено.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, … в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Пунктом 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 (далее – Правила) определены общие требования к зданиям, платформам и другим сооружениям и устройствам, предназначенным для обслуживания пассажиров. Указанные объекты должны обеспечивать безопасное выполнение операций, связанных с перевозками и обслуживанием пассажиров и других лиц, а также дополнительные требования, в том числе, к пассажирским остановочным пунктам.
В соответствии с абзацем 5 п. 29 Правил, пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
Таким образом, приведенные выше федеральные нормы обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта оборудовать остановочные пункты платформами, навесами либо павильонами. Указанные нормы обязательны для исполнения.
Суд находит не состоятельной ссылку ответчика на Распоряжение ОАО «РЖД» от 14.07.2013 № 1252р об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, согласно которых остановочный пункт <....>, исходя из размера среднесуточного пригородного пассажиропатока, относится к категории «Д» (п.4.2) (л.д.57) и в связи с этим, согласно п.п. 5.5.1, 5.5.2, 5.5.3 (л.д.58) не должен оборудоваться платформой, навесом или павильоном.
Не указание в данном локальном нормативном акте требований к оборудованию пассажирских платформ навесами остановочных пунктов категории «Д» не освобождает ответчика от исполнения норм федерального уровня, а именно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ.
Суд находит не состоятельной ссылку ответчика на незаконность требований Воркутинского транспортного прокурора в связи с не указанием им срока исполнения исковых требований и конкретного указания установки на пассажирской платформе либо навеса, либо павильона. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрены сроки вступления в законную силу и исполнения решения суда, вступившего в законную силу, в связи с чем, отсутствует необходимость устанавливать специальный срок исполнения решения суда. Не указание чем именно необходимо оборудовать платформу обосновано, поскольку в Правилах указана именно использованная прокурором формулировка: «…пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами».
Аргумент ответчика об отсутствии возможности исполнения решения суда в связи с финансово-техническими мероприятиями, необходимыми для его исполнения, также не состоятелен. При наличии доказательств, подтверждающих конкретные обстоятельства невозможности исполнения решения в установленный законом срок, ответчик, в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, может обратиться в суд о предоставлении отсрочки исполнения, вступившего в законную силу, решения суда.
Поскольку остановочный пункт <....> Северной железной дороги ОАО "РЖД" не соответствует требованиям законодательства - не имеет пассажирской платформы, навеса или павильона, обязанность по их оборудованию лежит на ответчике - собственнике этого имущества, иск Воркутинского транспортного прокурора подлежит удовлетворению и понуждению именно собственника имущества – ОАО «РЖД» к устранению нарушений.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" оборудовать остановочный пункт <....> Северной железной дороги, указанный в пункте 20 Приложения №1 «Перечень пассажирских остановочных пунктов на участке Печора-Воркута» к ответу Северной железной дороги от 03.07.2014 № 2961/Сев, пассажирской платформой, павильонами или навесами в соответствии с требованиями законодательства.
Взыскать с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <....> рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба или представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2015 в 15 час. 00 мин.
Судья - Л.А.Злая