Дело № 2-1262/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2021 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Филипповского А.В.,
при секретаре Постновой Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андриановой Л.И. к ТСЖ «На Белинского» о взыскании денежной суммы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Андрианова Л.И. с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к ТСЖ «На Белинского» о взыскании денежных средств в виде не доначисленных мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с ноября 2019 г. по июль 2021 г. в общей сумме 3 953 руб. 38 коп., в том числе: за декабрь 2019 г. – 40 руб. 75 коп., за период с января по сентябрь 2020 г. – 2 975 руб. 38 коп., за 2018-2019 гг. – 937 руб. 25 коп. по позиции ЭЭ при ИО, выплате суммы задолженности не доначислений в размере 9 339,43 руб., компенсации морального вреда в размере 85 000 руб.(л.д.125)
В обоснование иска, с учетом уточнений указано, что Андрианова Л.И. является получателем мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в виде льготы на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 %, однако ТСЖ «На Белинского» расчеты проводились с грубыми нарушениями. Истец обращалась с претензией к ответчику, в которой просила произвести перерасчет и убрать оплату за несуществующие услуги. Перерасчеты производились, но из-за враждебного отношения к истцу со стороны ответчика, увеличивались объемы «ГВС-тепло» в 1,5-2 раза, однако даже в зимний период таких объемов не бывает. Истец указывает, что после произведенных перерасчетов она вынуждена оплачивать коммунальные услуги на порядок выше, полагает, что действиями ответчика ей причинен моральный вред.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля, территориальная администрация Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля.
В суде истец Андрианова Л.И. иск поддержала по изложенным доводам, относительно заявленных требований о взыскании 9 339,43 руб. поддержала частично, пояснив, что часть начислений произведена, однако размер доначислений она пояснить не может. не смогла пояснить
В суде представители ответчика ТСЖ «На Белинского» Лебедева О.А., Павлова Н.В. иск не признали, поддержали представленный отзыв и расчеты, согласно которым все начисления производятся в соответствии с действующим законодательством, тарифами по оплате ЖКУ (л.д.153).
Представители третьих лиц МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля, территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии, решение оставили на усмотрение суда.
Судом постановлено рассмотреть дело при имеющейся явке. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Статья 153 ЖК РФ предусматривает, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно ч.ч. 1-8 11 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для лиц, указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи, исходя из размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании, размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, цен, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается для собственников жилых помещений исходя из размера платы, используемой для расчета платы за содержание жилого помещения для указанных нанимателей, минимального размера взноса на капитальный ремонт (при уплате в соответствии с настоящим Кодексом взносов на капитальный ремонт), цен, тарифов на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных услуг, используемых для расчета платы за коммунальные услуги для указанных нанимателей.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Орган местного самоуправления может установить для расчета субсидий отличные от установленных региональных стандартов стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг, в том числе стоимости жилищно-коммунальных услуг для собственников жилых помещений, которые в соответствии с настоящим Кодексом уплачивают взносы на капитальный ремонт, и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Дополнительные расходы на предоставление указанных в настоящей части субсидий финансируются за счет средств местного бюджета.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Аналогичные положения указаны в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.
При этом в силу ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления компенсации расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг определены Законом Ярославской области от 28 декабря 2010 года N 60-3 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (с изменениями на 22 декабря 2020 года) (в ред. Законов Ярославской области от 28.12.2011 N 57-з, от 24.12.2018 N 92-з, от 22.12.2020 N 93-з).
В соответствии с п.2 ст.3 указанного Закона выплата компенсации осуществляется ежемесячно, не позднее тридцати дней со дня внесения гражданином в полном объёме платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме предусмотрена ст. 72 Социального Кодекса Ярославской области и постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 г. № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области».
Судом установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет ТСЖ «На Белинского» согласно решению соинвесторов (протокол № 1 от 15.06.2007 г.).
Андрианова Л.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отделе социальных выплат <данные изъяты> по категории <данные изъяты> В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Андриановой Л.И. предоставляется компенсация в размере 50%.
Согласно письменным материалам дела расчёты ТСЖ производятся в соответствии с действующими тарифами, утвержденными приказами Департамента ЖКХЭиРТ. Тариф «Содержание и ремонт жилья» (СИР) утверждается членами ТСЖ на общих собраниях:
- Тариф «Содержание и ремонт жилья» с 01.06.2019 г. в размере 23 руб. 94 коп./кв.м утвержден собранием членов ТСЖ, протокол № 3/2019 г.от 27.06.2019 г.
- Тариф «Содержание и ремонт жилья» с 01.04.2020 г. в размере 23 руб. 03 коп./кв.м утвержден собранием членов ТСЖ, протокол № 1/2020 от 27.03.2020 г.
- Тариф за электроэнергию мест общего пользования в размере 1 руб. 30 коп./кв.м утвержден общим собранием, протокол № 3/2017 от 03.07.2017 г. с 01.07.2017 г.
Льготы начисляются собственникам и жителям дома согласно спискам, которые ежемесячно присылает МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля.
Размер всех потребленных коммунальных услуг ежемесячно рассчитывается на основании предоставляемых жителями сведений индивидуальных счетчиков и снятия показаний с общедомовых счетчиков.
Андрианова Л.И. отказалась проводить плановую поверку и(или) замену индивидуальных приборов учёта холодной и горячей воды, в связи с чем 01.01.2019 г. расчет потребленной воды в кв. № выставляется по нормативу потребления (Постановление Правительства ЯО от 11.09.2012 № 849-п).
До июня 2019 г. включительно Андрианова Л.И. получала льготы своевременно и в полном объёме, так как своевременно и в полном объёме оплачивала жилищно-коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт.
С июня 2019 г. Андрианова Л.И. перестала оплачивать услуги жилищно-коммунальные услуги в полном объёме, в связи с чем по состоянию на 01.01.2020 г. образовалась задолженность в размере 16 741 руб. 40 коп., в том числе пени – 148 руб. 46 коп., что подтверждается сведения по лицевому счёту.
15.07.2019 г. Андрианова Л.И. снялась с регистрационного учёта по адресу: <адрес> и зарегистрировалась по адресу: г<адрес>, однако своевременно не уведомила об этом МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля, ТСЖ.
23.10.2019 г. Андрианова Л.И. оформила временную регистрацию по адресу: <адрес>, предоставив данную информацию МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля 19.11.2019 г.
В соответствии с информацией, полученной ТСЖ от МКУ «Центр социальных выплат» г. Ярославля Андриановой Л.И. был выполнен перерасчет льготы за период июль-ноябрь 2019 г.
31.01.2020 г. образовавшаяся у истца задолженность за жилищно-коммунальные услуги была погашена в полном объеме, льготы за ноябрь-декабрь 2019 г. были полностью выплачены Андриановой Л.И. в феврале 2020 г.
С февраля 2020 г. у истца вновь имеется непогашенная задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем начисленные и выплата льгот производится с учетом наличия данной задолженности. Возражения ответчика по иску подтверждены представленным расчетом оспариваемых истцом начислений, данный расчет, справка содержат в себе объективные данные по объему начисленных коммунальных услуг и предоставленных в связи с этим начислений по имеющимся у истца льготам, указанный расчет истцом не опровергнут совокупностью исследованных по делу доказательств, сам расчет истца к уточненному иску является методологически и арифметически неверным.
Оснований для компенсации морального вреда, установленных ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», статьями 151, 1100 ГК РФ по обстоятельствам дела не имеется.
С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении исковых требований должно быть отказано в полном объеме, поскольку начисление коммунальных услуг с последующим выставлением в адрес истца платежных документов с начислением льгот осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Андриановой Л.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной через данный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Филипповский