УИД: 11RS0001-01-2021-010686-94
Дело № 2-6436/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Никитенковой Е.В.,
при секретаре Комаровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 3 сентября 2021 года гражданское дело по иску Пановой Антонины Олеговны к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконными решений, обязании назначить и выплатить ежемесячную выплату в связи с рождением первого ребенка,
УСТАНОВИЛ:
Панова А.О. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» о признании незаконными решений об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, принятых по результатам рассмотрения заявлений от 02.04.2021 и от 26.05.2021 и возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с июля 2020 года.
В судебном заседании Панова А.О. заявленные требования поддержала, указав, что при решении вопроса о назначении и выплате ей ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» необоснованно учтены в составе доходов ее семьи денежные средства ее супруга ... В.Л., размещенные на депозитарном счете АО ... поскольку доходов от операций с ценными бумагами Панов В.Л. не получил.
Представитель ответчика ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с иском не согласился, указав, что доходы, полученные, в том числе, от деятельности по операциям с ценными бумагами, подлежит учету при расчете среднедушевого дохода семьи.
Третье лицо Панов В.Л. в ходе производства по делу полагал иск подлежащим удовлетворению, указав, что по результатам размещения его денежных средств на депозитарном счете АО ... им не было получено доходов от операций с ценными бумагами, напротив, он понес убытки.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Панова А.О. и ... В.Л. являются родителями несовершеннолетней ... В.В., ... года рождения.
Согласно представленному истцом уведомлению об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, Панова А.О. от 02.04.2021 обратилась в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с заявлением о назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, в чем ей было отказано по тем основаниям, что размер среднедушевого дохода ее семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по Республике Коми, установленной за II квартал 2020 года (среднедушевой доход на 1 члена семьи - 31697 руб. 03 коп., 2-кратная величина прожиточного минимума на 1 члена семьи - 31136 руб.).
26.05.2021 Панова А.О. повторно обратилась в ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» с заявлением о назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Уведомлением об отказе в назначении и выплате ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка № 508 от 08.06.2021 ей отказано в назначении и выплате ежемесячной выплаты по тем основаниям, что размер среднедушевого дохода ее семьи 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по Республике Коми, установленной за II квартал 2020 года (среднедушевой доход на 1 члена семьи - 34336 руб. 95 коп., 2-кратная величина прожиточного минимума на 1 члена семьи - 31136 руб.).
Судом установлено, что ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» при расчете среднедушевого дохода семьи Пановой А.О. помимо доходов Пановой А.О. и ее супруга ... В.Л. от трудовой деятельности, полученных истцом пособий по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, включены также суммы, отраженные как доход в справках о доходах Панова В.Л., представленных АО «Открытие Брокер», за 2019 год в сумме 81842 руб. 57 коп., и за 2020 год в сумме 138878 руб. 99 коп.
25.12.2018 ... В.Л. с АО ... заключены депозитарный договор № ..., договор на ведение индивидуального инвестиционного счета № ... и договор на брокерское обслуживание № ...
В рамках заключенных договоров ... В.Л. в 2019 году были размещены на депозитарном счете в АО ... денежные средства. По итогам 2019 года по счету ... В.Л. приобретены ценные бумаги на сумму 81842 руб. 57 коп., убыток ... В.Л. от операций с ценными бумагами за 2019 год составил 1393 руб. 71 коп., доходов, составляющих налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, им не было получено, что отражено в налоговом регистре за 2019 год и в справке о доходах за 2019 год.
В 2020 году по счету ... В.Л. приобретены ценные бумаги на сумму 98919 руб. 20 коп. Доход ... В.Л. от операций с ценными бумагами за 2020 год составил 192 руб. выплаченных ему дивидендов, включенных в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, что отражено в налоговом регистре за 2020 год и в справке о доходах за 2020 год.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.
Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 01.01.2018, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.
На основании ст. 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом.
При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются суммы ежемесячных выплат, осуществленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Сумма вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период.
Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты.
Судом установлено, что в 2019 году по результатам финансовых операций на депозитарном счете ... В.Л. в АО ... итоговый результат являлся отрицательным, по счету имелся убыток, соответственно доход как таковой у ... В.Л. отсутствовал. Стоимость приобретенных ценных бумаг на сумму 81842 руб. 57 коп. по существу не является доходом ... В.Л. и не подлежит учету при расчете среднедушевого дохода его семьи, поскольку в силу положений ст. 4 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются только доходы, полученные в денежной форме, а не стоимость приобретенного имущества.
В 2020 году по результатам финансовых операций на депозитарном счете ... В.Л. в АО ... положительный итоговый результат составил 192 руб. Стоимость приобретенных ценных бумаг на сумму 98919 руб. 20 коп. не является доходом Панова В.Л. и не подлежит учету при расчете среднедушевого дохода его семьи по основаниям, указанным выше.
Отраженные в справке о доходах за 2020 год суммы 34841 руб. 51 коп. и 4926 руб. 28 коп. согласно налоговому регистру за 2020 год являются суммами положительной вариационной маржи/премии по фондовым и нефондовым ПФИ. При этом по счету имеется также расход в виде отрицательной вариационной маржи/премии по фондовым и нефондовым ПФИ, превышающий указанный доход, что свидетельствует об отрицательном финансовом результате и отсутствии фактической прибыли.
Учитывая изложенное, ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» необоснованно учтены при расчете среднедушевого дохода семьи Пановой А.О. суммы, отраженные как доход в справках о доходах ... В.Л., представленных АО ... за 2019 год в сумме 81842 руб. 57 коп., и за 2020 год в сумме 138878 руб. 99 коп., поскольку фактически доход третьего лица от операций на депозитарном счете в 2019 году доход не получен, в 2020 году доход составил 192 руб.
Без учета приведенных сумм среднедушевой доход семьи истца не превышает 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в среднем по Республике Коми, установленной за II квартал 2020 года.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании незаконными решений ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» об отказе в назначении и выплате Пановой А.О. ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, принятые по результатам рассмотрения заявлений Пановой А.О. от 02.04.2021 и от 26.05.2021, а также требование о возложении на ответчика обязанности назначить и выплатить Пановой А.О. ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд не усматривает оснований для возложения на ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» обязанности назначить и выплатить Пановой А.О. ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с июля 2020 года.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
Поскольку истец обратилась за назначением выплаты 02.04.2021, когда возраст ее ребенка превышал шесть месяцев, ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка должна ей быть назначена со дня обращения за ее назначением, то есть с апреля 2021 года.
На основании ст. 98 ГПК Российской Федерации с ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» надлежит взыскать в пользу Пановой А.О. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решения ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» об отказе в назначении и выплате Пановой Антонине Олеговне ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, принятые по результатам рассмотрения заявлений Пановой Антонины Олеговны от 02.04.2021 и от 26.05.2021.
Возложить на ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» обязанность назначить и выплатить Пановой Антонине Олеговне ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка с апреля 2021 года.
Взыскать с ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара» в пользу Пановой Антонины Олеговны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Председательствующий Е.В. Никитенкова
Мотивированное решение изготовлено 15.09.2021.