Докладчик Филимонова И.В. |
Апелляционное дело № 33-1487/2021 УИД 21RS0023-01-2020-007544-37 Судья Степанова Н.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 апреля 2021 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Блиновой М.А.,
судей Филимоновой И.В., Стародубцевой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Владимирове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Захарова Александра Андреевича к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
Захаров А.А. обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленного требования указано, что Захаров А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его родители решением Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от 13 сентября 1996 года лишены родительских прав. Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июля 2020 года № 541 Захаров А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Истец какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Захаров А.А. иск поддержал.
Ответчик администрация г. Чебоксары Чувашской Республики в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, представитель Крупякова А.В. представила заявление об отложении судебного разбирательства в связи с участием в другом судебном заседании, в удовлетворении которого было отказано.
Третьи лица – администрация Ленинского района г. Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание суда первой инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года на администрацию г. Чебоксары Чувашской Республики возложена обязанность предоставить Захарову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Указанное решение обжаловано администрацией г. Чебоксары по мотивам незаконности и необоснованности. В своей апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на отсутствие у истца права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы до достижения возраста 23 лет. При этом реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из времени поступления заявления и объема субвенций, выделенных из республиканского бюджета Чувашской Республики на указанные цели.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Захаров А.А. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указывая, что в 2020 году по его повторному обращению он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями на условиях договора найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени жильем не обеспечен. Впервые с заявлением о включении в список лиц указанной льготной категории он обращался в 2015-2017 годах, ему в этом было отказано, данный отказ он обжаловал в судебном порядке, однако и суд оставил его заявление без удовлетворения. Поскольку он не знал об имеющемся у него праве на обеспечение жильем, с соответствующим заявлением до достижения возраста 23 лет не обращался.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Захаров Александр Андреевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его родители решением Калининского районного суда г. Уфа Республики Башкортостан от 13 сентября 1996 года были лишены родительских прав, мать умерла 4 июня 2004 года.
6 мая 2020 года истец обратился в администрацию г.Чебоксары Чувашской Республики с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, которое было направлено в администрацию Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики для рассмотрения.
Постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 июля 2020 года № 541 Захаров А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилого помещения на праве собственности истец не имеет, с 2017 года зарегистрирован и проживает по адресу: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Хузангая, д.34, кв.154, вместе с супругой ФИО1. и сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования Захарова А.А., суд первой инстанции исходил из того, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением, которое сохраняется за ним до фактического обеспечения, не имеет закрепленного жилья и состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
В силу абзаца 4 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статьей 8 названного Федерального закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на жилое помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные данным Федеральным законом, в том числе и ранее действовавшее право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма (в редакции Федерального закона № 159-ФЗ, действовавшего до 1 января 2013 года), распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Таким образом, по смыслу жилищного законодательства и вышеназванного Федерального закона (как в действующей, так и в прежней редакции) предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. Если лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не обращалось с заявлением о предоставлении жилого помещения, не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.
При этом отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал либо не поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению. Данный подход нашел свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года.
Удовлетворяя заявленные Захаровым А.А. требования, суд вышеприведенные обстоятельства применительно к настоящему делу не учел, не определил их в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки суда, что является следствием неправильного толкования и применения судом положений действующего законодательства к отношениям сторон.
Судом первой инстанции не учтено, что необращение Захарова А.А. до 23 лет в уполномоченные органы в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением по льготной категории в отсутствие уважительных на то причин было установлено решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 января 2018 года. Тексты названных судебных актов размещены на общедоступных официальных сайтах указанных судов в сети Интернет.
Так, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 ноября 2017 года в удовлетворении искового заявления Захарова А.А. о возложении на администрацию Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики обязанности включить его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения было отказано.
Указанным решением суда установлено, что Захаров А.А. впервые обратился с заявлением о включении его в список лиц льготной категории на получение жилого помещения лишь 25 августа 2017 года. Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 8 сентября 2017 года № 1623 Захарову А.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Захаров А.А. с момента достижения им совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ 2009 года) на протяжении пяти лет до достижения 23-летнего возраста, то есть до ДД.ММ.ГГГГ 2014 года, свое право на обращение в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет для получения жилья, не реализовал, доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших такому обращению в этот период, не представил.
Вышеназванное решение суда в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, а поэтому обстоятельства, установленные этим решением, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В этой связи основания для дачи иной оценки причинам несвоевременного обращения Захарова А.А. за испрашиваемыми мерами социальной поддержки отсутствуют.
Поскольку до 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением Захаров А.А. в уполномоченные органы не обращался, а причин, которые объективно препятствовали своевременному обращению, не имеется, законных оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований по данному делу у суда первой инстанции не имелось.
Повторное обращение истца в 2020 году с заявлением о включении его в список лиц льготной категории на получение жилого помещения и издание администрацией Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики постановления от 7 июля 2020 года не повлияло на право Захарова А.А., поскольку в защите данного права было отказано вступившим в законную силу судебным актом.
По изложенным мотивам обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Захарова А.А. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 февраля 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Захарова Александра Андреевича к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить Захарову Александру Андреевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи И.В. Филимонова
Л.И. Стародубцева