Судья Коршунова О.С. |
Дело № 33-2538/2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург |
28.02.2018 |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего |
Черепановой А.М., |
судей |
Рябчикова А.Н., |
Яковенко М.В., |
при секретаре Гордеевой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» в интересах Бучельниковой Людмилы Владимировны к АО СГ «УралСиб» о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда, штрафа, расходов по оплате услуг эксперта, курьерской службы, расходов по составлению заявления, претензионного письма, расходов на копирование документов, по частной жалобе представителя АО «СГ «УралСиб» Афанасьевой А.А., действующей на основании доверенности от 15.04.2016 № на определение Талицкого районного суда Свердловской области от 19.07.2017 об отказе в удовлетворении заявления о замене стороны правопреемником.
Заслушав доклад судьи Яковенко М.В., судебная коллегия
установила:
АО "СГ УралСиб" обратилось в суд с заявлением о замене стороны ответчика в порядке процессуального правопреемства по гражданскому делу иску Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» в интересах Бучельниковой Людмилы Владимировны к АО СГ «УралСиб» о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда, штрафа, расходов по оплате услуг эксперта, курьерской службы, расходов по составлению заявления, претензионного письма, расходов на копирование документов, ссылаясь на заключение договора передачи обязательств по договорам страхования (страховой портфель) с АО "Страховая Компания Опора", которым АО "СГ УралСиб" передал АО "Страховая Компания Опора" свои обязательства перед Бучельниковой Л.В. по решению Талицкого районного суда Свердловской области от 29.09.2016.
В судебное заседание стороны не явились
Судом постановлено указанное выше определение, об отмене которого просил представитель АО "СГ «УралСиб».
В обосновании доводов указывал. На основании п. 7 ст. 26.1 Закона Российской Федерации N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщик, передающий страховой портфель, размещает уведомление о намерении передать страховой портфель на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликовывает это уведомление в печатном органе, определенном органом страхового надзора, и двух периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее чем десять тысяч экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщика. Уведомление о намерении передать страховой портфель также подлежит направлению в орган страхового надзора для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявитель обратил внимание, что 15 февраля 2017 года на сайте Акционерного общества "Страховая группа "УралСиб", на сайте ЦБ Российской Федерации, а также в газетах "Коммерсантъ" выпуск N 28 (6022 с момента обновления издания), в Российской газете выпуск N 33 (1799), в газете "Известия" выпуск N 28 (29766) было размещено уведомление о намерении передать страховой портфель Акционерному обществу "Страховая Компания Опора". Данная обязанность АО "Страховая группа "УралСиб" была исполнена в полном объеме.
Указывал, что в соответствии с п. 9 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в случае отсутствия уведомления об отказе от замены страховщика со стороны страхователя, направленное в адрес первоначального страховщика, в установленный законом срок, то договор страхования подлежит передаче в составе страхового портфеля.
В связи с тем, что от Бучельниковой Л.В. не поступали уведомления об отказе от замены страховщика, следовательно, страховщиком по данному договору страхования является АО "Страховая Компания Опора".
19.04.2017 между АО "Страховая группа "УралСиб" и АО "Страховая Компания Опора" был заключен договор о передаче страхового портфеля и подписан соответствующий акт приема-передачи страхового портфеля. В соответствии с условиями которых АО "Страховая группа "УралСиб" передало, а АО "Страховая Компания Опора" приняло с 19.04.2017 права и обязанности по заключенным ранее АО "Страховая группа "УралСиб" договорам страхования, включая обязательства по полису, на основании которого составлен настоящий иск.
После передачи страхового портфеля, то есть после 19.04.2017, АО "Страховая группа "УралСиб" перестает быть стороной по передаваемым договорам страхования, все права и обязанности по которым переходят к АО "Страховая Компания Опора".
Как следует из п. 14 ст. 26.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования.
В частной жалобе просил определение суда отменить, полагая необоснованными выводы суда об отсутствии наличии оснований для правопреемства
В соответствии с частью 3 статьей 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба на определение суда первой инстанции рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Отказывая в удовлетворении заявления АО "Страховая группа "УралСиб", суд первой инстанции исходил из того, что взысканные решением суда от 29.09.2016 с АО "Страховая группа "УралСиб" в пользу Бучельниковой Л.В. компенсация морального вреда, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя не относятся к страховому возмещению, а являются мерой ответственности страховщика, вызванной ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств, и не охватываются договором о передаче страхового портфеля N 1 от 19.04.2017. Кроме того, не был представлен перечень договоров страхования, обязательства по которым переданы управляющей страховой организации.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
В соответствии со ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 26.1 Закона Российской Федерации N 4015-1 от 27 ноября 1992 года "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика). В состав передаваемого страхового портфеля включаются обязательства по договорам страхования, соответствующие сформированным страховым резервам, а также активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов.
На основании п. 4 ст. 26.1 указанного Закона страховщик, передающий страховой портфель, передает страховой портфель, сформированный на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, в составе, указанном в п. 2 настоящей статьи, включая обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, и договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме, вместе с правами требования уплаты страховых премий (страховых взносов) по указанным договорам страхования страховщику, принимающему страховой портфель.
В соответствии с п. 14 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования.
Исходя из п. 2.2.1, п. 2.2.2 договора о передаче страхового портфеля N 1 от 19.04.2017 года в страховой портфель включаются обязательства по всем договорам страхования, действующим на дату принятия страховщиком решения о передаче страхового портфеля (10 февраля 2017 года) и итоговый перечень которых будет приведен в акте приема-передачи страхового портфеля; обязательства по всем договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия страховщиком решения о передаче страхового портфеля, не исполненные страховщиком в полном объеме или частично.
Таким образом, по смыслу заключенного договора передачи страхового портфеля АО "Страховая Компания Опора" приняло на себя не часть конкретного обязательства, а стало страховщиком по договорам страхования, переданным по акту приема-передачи, со всеми правами и обязанностями, предусмотренными условиями договора страхования и входящими в состав обязательства. Со дня подписания (19 апреля 2017 года) акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику - АО "Страховая Компания Опора", принимающему страховой портфель, перешли все права и обязанности по договорам страхования. Договор о передаче страхового портфеля от 19 апреля 2017 года исполнен, до настоящего времени не признан недействительным в установленном законом порядке.
В связи с изложенным, оснований полагать, что АО "Страховая Компания Опора" приняло на себя обязательства исключительно по страховой выплате не имеется.
При таких обстоятельствах, основания для отказа АО "Страховая группа "УралСиб" в удовлетворении заявления у суда первой инстанции отсутствовали, а потому определение, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, нельзя признать законным, оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу об удовлетворении заявления АО "Страховая группа "УралСиб" о процессуальном правопреемстве.
Частную жалобу АО "Страховая группа "УралСиб" следует удовлетворить.
Руководствуясь п. 2 ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Талицкого районного суда Свердловской области от 19.07.2017 отменить, разрешить вопрос по существу.
Заявление АО "Страховая группа "УралСиб" о процессуальном правопреемстве - удовлетворить.
Произвести замену АО "Страховая группа "УралСиб" на его правопреемника АО "Страховая Компания Опора" по гражданскому делу по иску Межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» в интересах Бучельниковой Людмилы Владимировны к АО СГ «УралСиб» о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда, штрафа, расходов по оплате услуг эксперта, курьерской службы, расходов по составлению заявления, претензионного письма, расходов на копирование документов.
Председательствующий: |
Черепанова А.М. |
Судьи: |
Рябчиков А.Н. |
Яковенко М.В. |
... |
... |
...
...
... |
... |
...
... |
... |
... |
... |
... |
...
...
...
...
...
...
...
... |
... |
... |
... |
... |