Дело № 2-3169/2021
УИД: 21RS0023-01-2021-004123-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 августа 2021 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Котеевой Н.Н., с участием представителя истца – Филиппова С.Г., представителя ответчика – Тихоновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой Ираиды Владимировны к администрации города Чебоксары о сохранении нежилого помещения в перепланированном (реконструированном) виде,
установил:
Филиппова И.В. обратилась в суд с иском к администрации города Чебоксары о сохранении нежилого помещения, расположенного по адресуадрес в перепланированном (реконструированном) виде, указав в нем, что в названном доме ей на праве собственности принадлежит встроено-пристроенное помещение ----- и подвальное помещение -----, площадью ------ кв. м. На основании представленной проектной документации, распоряжений администрации г. Чебоксары от дата ------р и от дата ------р, ей выдано разрешение на реконструкцию указанных объектов под магазин путем их внутренней реконструкции, а также обустройством входного узла и углублением части подвального помещения под «разгрузочную» в названном многоквартирном жилом доме. Разрешение на строительство № ----- выдано дата. По утверждениям истицы, после внутренней перепланировки площадь помещения -----, состоящего из 9 комнат, увеличилась до ------ кв. м. Однако узаконить его перепланировку, указывает истица, ей не удалось по ряду причин, а отказы ответчика считает формальными и полагает, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для сохранения помещения в реконструированном виде, поскольку проведенные работы отвечают всем требованиям и нормам и не создает угрозу жизни и здоровью окружающих, а для обустройства выхода и крыльца решение общего собрания собственников помещения не требуется.
В судебном заседании истица не присутствовала, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Филиппов С.Г., представляющий интересы истицы на основании доверенности, поддержал данный иск по изложенным в нем доводам и вновь привел их суду, пояснив также, что имеется экспертное заключение, которым признана безопасность спорного объекта недвижимости и соответствие проведенной реконструкции установленным нормам. В обусловленные разрешением на строительство сроки объект не был завершен и введен в эксплуатацию по ряду причин, в том числе и финансового характера. Полагает, что требование ответчика о получении нового разрешения на строительство является незаконным. Отсутствие судебного решения о сохранении помещения в реконструированном виде будет способствовать обращению ответчика с требованием о приведении помещения в первоначальное состояние.
Представитель истицы Яковлев Е.А. в судебное заседание не явился, по причине признанной судом неуважительной.
Представитель ответчика иск не признал и просил в его удовлетворении отказать по приведенным в письменном отзыве основаниям.
Суд считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истице на праве собственности в доме № ----- адрес принадлежат нежилые помещения -----, площадью ------ кв. м. и -----, площадью ------ кв. м. (такая площадь указана в техническом паспорте помещения за дата год, на основании которого оформлен приемочный акт и проведена государственная регистрация права собственности).
На основании распоряжений администрации г. Чебоксары от дата ------р и от дата ------р истице выдано разрешение на реконструкцию указанных объектов под магазин путем их внутренней реконструкции, а также обустройством входного узла и углублением части подвального помещения под разгрузочную в названном многоквартирном жилом доме. Разрешение на строительство № ----- истице выдано дата, срок его действия был установлен до дата, при этом, как установлено судом и следует из материалов дела, срок действия данного разрешения не продлевался.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ).
Понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Случаи, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, установлены частью 17 данной статьи и применительно к данному спору они не установлены.
Таким образом, застройщик имеет право осуществлять строительство (реконструкцию) только на основании разрешения на строительство (реконструкцию), выданного в установленном порядке. Соответственно, разрешение на строительство (реконструкцию) является гарантией, выдаваемой государственными органами, подтверждающей надежность конструкций строящегося (реконструируемого) объекта и его безопасность для жизни и здоровья людей.
Как следует из содержания иска и представленных суду документов, в данном случае произведена реконструкция спорных нежилых помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, путем их внутренней реконструкции, а также обустройством входного узла и углублением части подвального помещения под разгрузочную, вследствие чего площадь помещения ----- была увеличена с ------ кв. м. до ------ кв. м.
При этом доказательства того, что реконструкция была завершена, как утверждает истица, в период действия разрешения на строительство, отсутствуют. Напротив, совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует об обратном.
Так, в материалах дела разрешение на ввод в эксплуатацию, которое в обязательном порядке оформляется по окончанию строительства (реконструкции), отсутствует.
Между тем, исходя из положений статьи 55 ГрК РФ именно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации и выдается оно по заявлению органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.
Согласно части 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы (в числе прочих): разрешение на строительство (пункт 3); акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора (пункт 4)); документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (пункт 5); документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 6); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии (пункт 7); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (пункт 8).
В соответствии с частью 6 статьи 55 ГрК РФ одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие документов, указанных в части 3 данной статьи.
Частью 8 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
Между тем, в данном споре разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое призвано удостоверять выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие объекта капитального строительства проектной документации, истице не выдавалось и в период действия разрешения на строительство с таким заявлением она к ответчику не обращалась.
Из материалов дела также следует, что после завершения работ по реконструкции помещения необходимые кадастровые работы, в результате выполнения которых составляется технический план, необходимый как для ввода реконструированного объекта в эксплуатацию, так и для кадастрового учета изменений в ЕГРН (п. 12 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, п. 7.3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности») не были выполнены.
Обращения в различные органы, в том числе и к ответчику, по вопросам реконструкции от истицы последовали в дата году. В частности, истица в своем заявлении в Управление Росреестра просила внести изменения в содержащуюся в ЕГРН запись о спорном жилом помещении на основании вновь изготовленного технического плана. Такой технический план был изготовлен дата. Уведомлением от дата ей было отказано в удовлетворении данной просьбы со ссылкой на отсутствие кадастровой ошибки и указанием на увеличение площади объекта.
Помимо этого, представленные суду материалы свидетельствуют, что имело место отступление от первично согласованной проектной документации.
Так, дата истица обратилась в администрацию г. Чебоксары с заявлением о выдаче ей разрешения на установку межэтажного монолитного перекрытия с целью внесения изменений в ЕГРН, в ответе на которое ей было указано на отказ в согласовании ввиду отступления от проектной документации, предусматривающей заделку межэтажного проема. Установка межэтажного монолитного перекрытия затрагивает конструктивные характеристики надежности и безопасности многоквартирного жилого дома. В связи с чем истице было предложено оформить разрешение на реконструкцию в соответствии с положениями ст. 51 ГрК РФ.
Доказательства, опровергающие доводы ответчика о том, что при проведении реконструкции имело место изменение конструктивных характеристик многоквартирного жилого дома, в деле отсутствуют.
Кроме того, согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Собственникам помещений в многоквартирном доме, согласно части 1 данной статьи, принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичное понятие общего имущества закреплено и в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
В соответствии с частью 3 статьи 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Часть 2 статьи 40 ЖК РФ устанавливает, что если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ решения, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а для проведения реконструкции, влекущей за собой уменьшение состава общего имущества, необходимо согласие всех 100% собственников помещений многоквартирного дома.
При этом демонтаж или реконструкция ряда элементов общего имущества собственников помещений неправомерны даже при наличии согласия на указанные работы всех 100% собственников помещений многоквартирного дома, если обязательность наличия таких элементов установлена нормативным правовым актом. Собственники помещений не имеют права принимать решений и давать согласия на проведение действий, которые приводят к нарушению действующих положений законов или иных нормативных правовых актов.
В данном случае, произошло значительное увеличение площади спорного объекта недвижимости за счет общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в том числе и земельного участка, на котором предусмотрено обустройство входного узла. Однако документов, подтверждающих, получение в названном порядке, согласия на уменьшение размера общего имущества, истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы истицы о том, что реконструкция проведена в установленные разрешением на строительство сроки, соответствует проектно-сметной документации, не создает угрозу надежности и безопасности и не нарушает права иных лиц, не нашли должного подтверждения.
Учитывая, что срок действия выданного истцу разрешения на строительство истек, при этом, в срок, предусмотренный пунктом 8 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ, истец с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство не обращался, а нормы градостроительного законодательства не предусматривают как возможности продления срока действия уже истекшего разрешения на строительство, так и восстановление срока для подобного обращения и в процессе проведенной реконструкции имело место отступление от проектной документации, доводы ответчика о том, что объект не может быть введен в эксплуатацию, а истцу необходимо обратиться за новым разрешением на строительство, суд находит обоснованными. При таких обстоятельствах имеются основания признать, что данный спор инициирован с целью избежать предусмотренной законом процедуры проведения реконструкции, соблюдение которой является обязательной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Филипповой Ираиды Владимировны к администрации города Чебоксары о сохранении нежилого помещения -----, расположенного по адресу: адрес, в перепланированном (реконструированном) виде отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 20 августа 2021 года.