Судья Романов С.А. УИД 61RS0061-01-2022-001035-92
дело № 33-732/2023
№2-694/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей Портновой И.А., Семеновой О.В.,
при секретаре Поповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шолоховского района Ростовской области Белевцова В.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вешенская СОШ», Администрации Шолоховского района Ростовской области, заинтересованному лицу - отделу образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «Об обязании МБОУ «Вешенская СОШ» принять меры по антитеррористической безопасности объекта образования», по апелляционной жалобе Администрации Шолоховского района Ростовской области на решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 10 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Портновой И.А., судебная коллегия
установила:
прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился в суд с указанным иском к МБОУ «Вёшенская СОШ», администрации Шолоховского района Ростовской области, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической безопасности муниципальных объектов образования. Установлено, что по результатам проведения категорирования объектов образования МБОУ «Вёшенская СОШ» присвоена четвертая категория опасности.
25.04.2022 прокурором Шолоховского района Ростовской области внесено представление по устранению недостатков антитеррористической безопасности, однако выявленные нарушения фактически не устранены.
Истец просил суд обязать МБОУ «Вёшенская СОШ» в срок до 01.03.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) путем: оборудования объектов (территории) образовательного организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения; оборудования объектов образовательной организации резервным источником электроснабжения. Также истец просил обязать администрацию Шолоховского района принять меры к финансированию мероприятий по оборудованию объектов (территории) МБОУ «Вёшенская СОШ» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащению объектов (территории) школы системами наружного освещения; оборудованию объектов образовательного организации резервным источником электроснабжения.
Решением Шолоховского района Ростовской области от 10 октября 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены, суд обязал МБОУ «Вешенская СОШ» в срок до 01.09.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территории) путем: оборудования объектов (территории) образовательной организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения; оборудовать МБОУ «Вешенская СОШ» резервным источником электроснабжения.
Также суд обязал администрацию Шолоховского района принять меры к финансированию мероприятий по оборудованию объектов (территории) МБОУ «Вешенская СОШ» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, оснащению объектов (территории) школы системами наружного освещения, оборудованию объектов образовательного организации резервным источником электроснабжения.
В апелляционной жалобе Администрация Шолоховского района Ростовской области просит решение суда отменить в части удовлетворения требований об оборудовании объектов образовательной организации резервным источником элетроснабжения, принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении указанных требований, ссылаясь на то, что не предусмотрено оснащение объектов резервными источниками электроснабжения как одного из основных критериев, которые могут повысить уровень антитеррористической защищенности объекта.
На апелляционную жалобу прокурором поданы возражения, заявлено об оставлении жалобы без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, сведения о надлежащем извещении которых, в том числе и с учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ и абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», имеются в материалах дела.
Кроме того, информация о времени и месте судебного заседания своевременно размещена на официальном сайте Ростовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем лица, участвующие в деле, действуя добросовестно, могли ознакомиться и проследить дату рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, с учетом поданных возражений, заслушав прокурора Кравець Е.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Решение суда обжалуется только в части обязания оборудования образовательной организации резервным источником элетроснабжения, в связи с чем необходимости в проверке судебного постановления в полном объеме судебная коллегия не усматривает, поэтому в соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 ГПК РФ проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МБОУ «Вёшенская СОШ».
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5 Требований).
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», предусмотрены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.
Подпунктами «д» п. 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, помимо прочего, следующие мероприятия:… оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2019 № 1243 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляется оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий) (пп. «б», п. 18).
Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок, согласно которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей (пункта 1.2.18).
В силу п. 1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Пунктом 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, утвержденным постановлением Госстроя России от 26.11.2003 № 194, установлено, что электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Шолоховского района проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных организациях района, в том числе в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования.
В ходе проведенной проверки установлено, что МБОУ «Вёшенская СОШ» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения; системой наружного освещения; отсутствует резервный источник электроснабжения.
По результатам проведения категорирования объектов образования МБОУ «Вёшенская СОШ» присвоена четвертая категория опасности.
25.04.2022 прокурором Шолоховского района Ростовской области внесено представление по устранению недостатков антитеррористической безопасности.
Согласно информации отдела образования администрации Шолоховского района от 01.08.2022 № 104.09.0/515 выявленные прокуратурой района нарушения фактически не устранены.
Установив, что в нарушение обязательных требований к антитеррористической защищенности объектов МБОУ «Вёшенская СОШ» не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения; системой наружного освещения; отсутствует резервный источник электроснабжения, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
С учетом времени необходимого для исполнения решения судом установлен МБОУ «Вёшенская СОШ» срок до 01.09.2023 для исполнения требований к антитеррористической защищенности.
С выводами суда первой инстанции, приведенными в обоснование решения, судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы о том, что оснащение объектов резервными источниками электроснабжения не предусмотрено, в связи с чем решение суда в этой части подлежит отмене, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку образовательное учреждение в нормальных режимах должно обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, что обеспечит безопасное и качественное энергоснабжение.
Отсутствие в образовательной организации второго независимого резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав обучающихся и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества, что недопустимо.
Принятый по делу судебный акт вынесен на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 10 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Шолоховского района Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.01.2023.