Судья Бузмакова О.В.
Дело № 33-156
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь
13 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Киселевой Н.В. судей Судневой В.Н., Кузнецовой Г.Ю. при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Ленинского районного суда г.Перми от 30 октября 2013 года, которым постановлено :
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Перми удовлетворить.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Субботиной Е.Н. в границах города Перми по оговору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения прокурора Третьяковой О.В., возражающей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Свердловского района г. Перми (далее по тексту - прокурор) в интересах Субботиной Е.Н. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края (далее по тексту - Правительство) о предоставлении Субботиной Е.Н. в границах города Перми по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.
Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Субботиной Е.Н., /дата рождения/, прокурором Свердловского района г. Перми проведена проверка в ходе которой установлено, что Субботина Е.Н. относится к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать С., /дата рождения/, заочным решением Свердловского районного суда г. Перми от 14.09.2005г. лишена родительских прав в отношении дочери, установить место жительства отца С1. не представляется возможным; решением Кировского районного суда г. Перми от 22.06.2006 г. в отношении Суботиной Е.Н. установлен факт отсутствия родительского попечения; Субботина Е.Н. признана лицом, оставшимся без попечения родителей; постановлением администрации Свердловского района г. Перми от 03.04.2006 г. № 97 истец поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, учетный № 6165, номер по льготной очереди - 223; согласно информации отдела адресно-справочной работы УФМС по Пермскому краю истец и ее родители зарегистрированными по месту пребывания, по месту жительства, снятыми с регистрационного учета не значатся; по сведениям регистрирующих органов, жилых помещений на праве собственности в г. Перми не имели и не имеют; в настоящее время Субботина Е.Н. проживает без регистрации в жилом помещении маневренного фонда по адресу: ****; жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец до настоящего времени не обеспечена.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края. Указывает, что является ненадлежащим ответчиками. 9.09.2013г. постановлением Правительства Пермского края утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений специализированного жилого помещения. Не согласны с выводом суда о том, что КГБУ « Дирекция по капитальному строительству» осуществляет только управление специализированным жилищным фондом. Полагают, что данное учреждение уполномочено в сфере предоставления специализированных жилых помещений.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения по оводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
Судом первой инстанции установлено, что истец родилась 3.06.1993 года, на дату обращения с иском достигла 18 лет. Заочным решением Свердловского районного суда г.Перми от 14.09.2005 года мать истицы С., /дата рождения/ в отношении истицы лишена родительских прав, установить место жительства отца истицы не представилось возможным, в связи с чем решением Кировского районного суда г.Перми от 22.06.2006г. в отношении истицы установлен факт отсутствия родительского обеспечения; истец признана лицом, оставшимся без попечения родителей.
Судом установлено, что за истицей не закреплены жилые помещения, права на них отсутствуют, в собственности жилых помещений не имеется.
3.04.2006 года истец принята на жилищный учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Как указано частях 1, 2 и 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку Субботина Е.Н. на дату вынесения решения жилым помещением не обеспечена, относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшейся без попечения и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, достигла 18 лет, у нее возникло право на предоставление ей для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В апелляционной жалобе Правительство Пермского края право истицы на получение жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не оспаривает.
Исходя из анализа положений ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « ( в редакции от 29.02.2012г) предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения судом обоснованно возложена на Правительство Пермского края как на исполнительный орган Пермского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правительство Пермского края является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением от 09.09.2013г. был определен орган исполнительной власти, осуществляющий предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения на незаконность постановленного решения не указывают. Отклоняя указанные доводы при разрешении спора по существу суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ « Дирекция по капитальному строительству »на которое в жалобе ссылается Правительство Пермского края как на учреждение, уполномоченное в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых, помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения, в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, имеющий правовое значение и влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 30 октября 2013 года по доводам апелляционной жалобы Правительства Пермского края оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: