г. Сыктывкар Дело № 2-225/2020 (33-5197/2021)
УИД № 11RS0001-01-2019-010934-94
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Захваткина И.В., Щелканова М.В.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 27.09.2021 дело по апелляционной жалобе Мишариной Ольги Алексеевны и ее представителя Пинягина Никиты Алексеевича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.12.2020, которым отказано Мишариной Ольге Алексеевне в удовлетворении требований к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома <Адрес обезличен> в срок до <Дата обезличена>, установлении судебной неустойки и к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности профинансировать капитальный ремонт крыши многоквартирного дома <Адрес обезличен> установлении судебной неустойки.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя истца Мишариной О.А. - Пинягина Н.А., представителя ответчика НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» Мотовиловой К.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мишарина О.А. обратилась в суд с иском к НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении на Региональный фонд обязанности обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома <Адрес обезличен> в срок, установленный региональной программой, возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта указанного многоквартирного дома, установить ответчикам судебную неустойку за неисполнение обязательства.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мишарина О.А. и ее представитель Пинягин Н.А. просят решение суда отменить, указывая о его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Мишарина О.А. является собственником квартиры <Адрес обезличен>.
Указанный многоквартирный дом возведен в 1985 году, приватизация первой квартиры в доме состоялась в 1993 году.
Многоквартирный дом включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572.
Данной Региональной программой запланирован ремонт крыши в многоквартирном доме <Адрес обезличен> в 2020 году.
Собственники помещений данного многоквартирного дома 12.03.2019 на общем собрании приняли решение о проведении капитального ремонта крыши, в том числе чердачного помещения и потолочных перекрытий, подвального помещения в многоквартирном доме в 2019-2020 годах.
Мишарина О.А., наделенная собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующими полномочиями, 25.03.2019 обратилась в НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с заявлением об установлении необходимости проведения капитального ремонта.
Решением НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов», оформленным протоколом Комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах от 25.04.2019 № 70, многоквартирный дом признан требующим капитального ремонта в части капитального ремонта подвальных помещений, внутридомовых систем электроснабжения, отопления, холодного водоснабжения, водоотведения в предусмотренные Региональной программой сроки. Капитальный ремонт крыши в срок, предусмотренный Региональной программой, признан нецелесообразным.
Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 10.08.2017 № 8/2770 (с учетом изменений, внесенных постановлениями от 19.06.2019 № 6/1825, от 21.01.2020 № 1/120) утвержден муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы на территории МО ГО «Сыктывкар» на 2018-2020 годы согласно приложению.
Постановлением Правительства Республики Коми от 03.10.2017 № 521 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы, вместе с перечнем многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана, и реестром многоквартирных домов по видам работ по капитальному ремонту в Республике Коми на 2018-2020 годы.
Многоквартирный дом <Адрес обезличен> в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочного плана на 2018-2020 годы включен не был.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26.02.2020 по делу № 2а-333/2020 решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, выраженное в протоколе от 25.04.2019 № 70, в части признания нецелесообразным капитального ремонта крыши дома по адресу: <Адрес обезличен> в предусмотренный региональной программой срок, признано незаконным.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05.06.2020 по делу № 2а-1479/2020 признаны незаконными действия администрации МО ГО «Сыктывкар» по невнесению изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 годы и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017 с указанием сведений о необходимости проведения в установленный региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Республике Коми от 30.12.2013 № 572 срок - 2020 год капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома, и в неутверждении данных изменений отдельным постановлением, а также в ненаправлении указанных сведений о необходимости капитального ремонта крыши данного многоквартирного дома в 2020 году в Министерство энергетики, ЖКХ и тарифов для формирования Краткосрочного плана.
Указанным судебным решением на администрацию МО ГО «Сыктывкар» также возложена обязанность внести соответствующие изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2018-2020 годы и постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» № 8/2770 от 10.08.2017 с указанием сведений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми, а том числе капитального ремонта крыши спорного дома (срок 2020 год).
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05.06.2020 по делу № 2а-1479/2020 до настоящего времени не исполнено.
03.12.2020 комиссия НО РК «Региональный фонд капитального ремонта МКД» приняла решение о признании многоквартирного дома <Адрес обезличен> не требующим капитального ремонта крыши в предусмотренный Региональной программой срок.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что региональный оператор Республики Коми обеспечивает проведение капитального ремонта в соответствующем году только в отношении тех многоквартирных домов, которые включены в краткосрочный план региональной программы, а поскольку спорный до настоящего времени не включен в перечни домов, в отношении которых планировалось проведение капитального ремонта в рамках выполнения краткосрочных планов на 2018-2020 годы, незаконного бездействия со стороны НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в части проведения капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома <Адрес обезличен> не допущено.
Также суд не установил оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности обеспечить финансирование капитального ремонта указанного многоквартирного дома, поскольку доказательств того обстоятельства, что на момент приватизации первой квартиры в указанном многоквартирном доме дом нуждался в капитальном ремонте и такой ремонт не был выполнен органом местного самоуправления, не представлено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2021 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 04.03.2021 отменено по тем основаниям, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Суд кассационной инстанции указал следующее.
Из положений подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса РФ).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».
Реализуя установленные названным Законом Республики Коми полномочия, Правительство Республики Коми постановлением от 30.12.2013 № 572 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, основной целью которой является организация и планирование проведения капитального ремонта, а ресурсным обеспечением - средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Многоквартирный дома включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572.
Данной программой предусмотрено проведение в 2020 году в указанном доме ремонта крыши. Вместе с тем, данные работы не были включены в краткосрочный план реализации региональной программы.
Между тем, в силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Установленный Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу вышеприведенных положений законодательства недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» подлежит возложению обязанность обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома <Адрес обезличен>. При этом оснований для возложения на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности по обеспечению финансирования капитального ремонта не имеется.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, учитывая, что проведение капитального ремонта требует временных затрат, в том числе связанных с оформлением документации, с подготовкой ремонта, а также в связи с его проведением в холодное время года, судебная коллегия определяет срок исполнения решения суда до <Дата обезличена>.
Требования истца о присуждении судебной неустойки подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо вытекает из существа обязательства.
Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», исходя из положений пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ, в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения, судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя.
Судебная неустойка не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение (пункт 2 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ).
Судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу Мишариной О.А. судебной неустойки в размере 300 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене в части отказа в иске Мишариной О.А. к НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с вынесением в указанной части нового решения об удовлетворении иска. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.12.2020 отменить в части отказа в иске Мишариной Ольги Алексеевны к некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
В указанной части принять новое решение.
Обязать некоммерческую организацию Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обеспечить проведение капитального ремонта крыши, чердачного помещения, чердачного и потолочного перекрытий многоквартирного дома <Адрес обезличен> в срок до <Дата обезличена>.
Взыскать с некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу Мишариной Ольги Алексеевны судебную неустойку в размере 300 рублей за каждый день неисполнения решения суда.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08.12.2020 оставить без изменения.
Мотивированное определение изготовлено 30.09.2021.
Председательствующий
Судьи