УИД 03RS0003-01-2023-009145-02
2.093
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-9677/2024, № 2-10931/2023
14 мая 2024 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фахрисламовой Г.З.,
судей Зиннатуллиной Г.Р.
Ибрагимовой И.Р.,
при секретаре Каюмове Р.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Уфы, действующего в интересах Макаровой ФИО8, к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить лекарственным препаратом и медицинскими изделиями,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г. Уфы от 20 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Фахрисламовой Г.З., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г. Уфы, действующий в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Макаровой Ю.С. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить лекарственным препаратом и медицинскими изделиями.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки установлено, что Макарова Ю.С. состоит на учете в ГБУЗ РБ КБСМП г. Уфа с диагнозом: «...». На основании рекомендации, ФИО1 нуждается в получении лекарственного препарата «Инсулин лизпро» с торговым наименованием «Хумалог», раствор для подкожного и внутривенного введения 100 МЕ/мл 3 мл. Кроме этого, ФИО1 находится на помповой инсулинотерапии, в связи с чем, нуждается в обеспечении медицинскими изделиями, в частности устройство для инфузии к помпе инсулиновой MiniMed Paradigm, резервуар для помпы инсулиновой. Между тем, указанные лекарственный препарат и изделие медицинского назначения, необходимые для ФИО1, ей не выдаются. Прием лекарственного препарата «Инсулин лизпро» по торговому наименованию «Хумалог», раствор для внутривенного и подкожного введения 100 МЕ/мл 3 мл без инсулиновой помпы невозможен.
Истец просил обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечить ФИО1 лекарственным препаратом «Инсулин лизпро» по торговому наименованию «Хумалог», раствор для внутривенного и подкожного введения 100 МЕ/мл 3 мл.; устройством для инфузии к помпе инсулиновой MiniMed Paradigm, резервуаром для помпы инсулиновой за счет средств бюджета Республики Башкортостан в назначенном ей объеме; решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Кировского районного суда г. Уфы от 20 ноября 2023 г. постановлено:
исковые требования прокурора Кировского района г. Уфы, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Макаровой ФИО10 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить лекарственным препаратом и медицинскими изделиями – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0274029019) организовать бесперебойное обеспечение Макаровой ФИО9 (паспорт №...) изделиями медицинского назначения – устройством для инфузии к помпе инсулиновой MiniMed Paradigm, резервуаром для помпы инсулиновой за счет средств бюджета Республики Башкортостан в назначенном ему объеме.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Уфы в интересах Макаровой ФИО11 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить лекарственным препаратом «Инсулин Лизпро» по торговому наименованию «Хумалог» - отказать.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Башкортостан просит отменить решение суда по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав Макарову Ю.С., представителя ГБУЗ РБ КБСМП г.Уфы Кильметову Р.Р., проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемое решение суда указанным требованиям соответствует.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан в связи с поступившим обращением Макаровой Ю.С. о неполучении лекарственных препаратов и медицинских изделий проведена проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что Макарова Ю.С., 22.09.2003 года рождения, состоит на учете в ГБУЗ РБ КБСМП г. Уфа с диагнозом: «...».
Из выписного эпикриза ГБУЗ Республиканская детская клиническая больница от 28 июля 2021 г. следует, что Макарова Ю.С. в период с 28 июля по 3 августа 2021 находилась на лечении в эндокринологическом отделении, где лечащим врачом ей даны рекомендации по проведению помповой инсулинотерапии лекарственным препаратом инсулин «Лизпро».
16 августа 2021 г. детским врачом эндокринологом ГБУЗ РБ Детская поликлиника № 3 г. Уфа Макаровой Ю.С. также рекомендована помповая инсулинотерапия «Лизпро».
В этой связи Макарова Ю.С. находясь на помповой инсулинотерапии, нуждается в обеспечении медицинскими изделиями, в частности устройство для инфузии к помпе инсулиновой MiniMed Paradigm, резервуар для помпы инсулиновой.
Согласно протоколу врачебной комиссии ГБУЗ РБ КБСМП г. Уфа от 24 октября 2022 года № 3129 принято решение разрешить выписку на медицинские изделия – расходники к инсулиновой помпе MiniMed в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890, лекарственные препараты выписываются по заключению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.
Разрешая спор в части требований прокурора об обеспечении Макарову Ю.С. изделиями медицинского назначения, суд первой инстанции исходил из того, что заболевание, имеющееся у Макаровой Ю.С., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 включено в перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно.
В связи с тем, что Макарова Ю.С. переведена на помповую инсулинотерапию, ей также должен быть предоставлен сервисный набор к инсулиновой помпе, поскольку именно сервисными наборами MiniMed Paradigm, резервуаром для помпы инсулиновой, обеспечивается функционирование инсулиновой помпы, а также безопасная и эффективная терапия пациента.
Из заключения врачебной комиссии ГБУЗ РБ КБСМП города Уфа от 20 февраля 2023 года следует, что Макаровой Ю.С. необходимы расходные материалы для помпы MiniMed Paradigm, резервуар для помпы инсулиновой MiniM.
Медицинские расходные материалы, обязанность по обеспечению которых возложена на ответчика, необходимы Макаровой Ю.С. для применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.06.1999 №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
Приказом Минздрава России от 22.01.2021 № 22н утверждены стандарты медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение). Стандартом определены виды имплантируемых медицинских изделий, в том числе помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 № 3053-р.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 №310).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310).
Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Макарова Ю.С. к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относится.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
За счет средств федерального бюджета в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи подведомственным Министерству здравоохранения Республики Башкортостан медицинским учреждением Макаровой Ю.С. установлена инсулиновая помпа Medtronic ММТ 754 с системой круглосуточного мониторинга гликемии.
Поскольку Макаровой Ю.С. по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из федерального бюджета установлена инсулиновая помпа, то обеспечение ее расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае истец фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Доводы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан об отсутствии вины в необеспечении ничем не подтверждены. Ответчик, обладая всеми необходимыми для этого полномочиями, имел возможность представить суду первой инстанции доказательства и сведения о том, что в данном конкретном случае обеспечение Макаровой Ю.С. медицинскими изделиями произошло не по вине Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, а по вине иных лиц. Однако таких сведений суду ответчиком не представлено.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Кировского района г. Уфы в интересах Макаровой ФИО12 к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании обеспечить лекарственным препаратом «Инсулин Лизпро» по торговому наименованию «Хумалог» сторонами не обжалуется.
В целом доводы апелляционной жалобы ответчика повторяют те же аргументы, которые уже являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела и не могут служить поводом для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно, оснований для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Поставленные в апелляционной жалобе вопросы об исполнении решения суда с учетом необходимости соблюдения требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» могут быть разрешены в порядке исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Уфы от 20 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Председательствующий Г.З. Фахрисламова
Судьи Г.Р. Зиннатуллина
И.Р. Ибрагимова
Справка: судья Искандарова Т.Н.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 мая 2024 г.