Дело № 2-171/2022
УИД 58RS0033-01-2022-000296-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 сентября 2022 года р.п. Тамала
Тамалинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Козеевой И.А.
при секретаре Щербаковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску Белоглазова Сергея Александровича к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У с т а н о в и л:
Белоглазов С.А. обратился в Тамалинский районный суд Пензенской области с иском к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указывая следующее.
26 декабря 2021 года умерла ФИО1, мать истца Белоглазова С.А. После смерти ФИО1 открылось наследство, состоящее из жилого дома общей площадью 37,3 кв.м, расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский район, р.п. Тамала, ул. Пушкинская, д. 67. Он (Белоглазов С.А.) является родным сыном ФИО1 и наследником по закону первой очереди после её смерти. Кроме него наследником первой очереди является Брисилина Л.А., которая не претендует на наследство. Белоглазов А.С., действующий по доверенности за Белоглазова Сергея Александровича, обратился к нотариусу Тамалинского района Пензенской области с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на вышеуказанный жилой дом. Постановлением нотариуса в выдаче такого документа истцу было отказано в связи с отсутствием правоустанавливающего документа на данный объект недвижимости. На основании протокола № 20 заседания исполкома Бековского района Совета депутатов трудящихся от 22 июня 1965 года земельный участок под строительство жилого дома был выделен ФИО3, отцу истца. Жилой дом общей площадью 37,3 кв.м по адресу: <адрес> был построен родителями истца – ФИО11 ФИО3 и ФИО1 в 1968 году. В 1968 году была проведена техническая инвентаризация жилого дома. Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>, р.<адрес> имеет площадь 37,3 кв.м. С данной площадью дом был поставлен на кадастровый учет в 2013 году (кадастровый №). Владельцем жилого дома в техническом паспорте указана ФИО1, но правоустанавливающих документов на данный объект недвижимости не имелось. В связи с отсутствием документов на жилой дом на имя ФИО1 истец не может оформить свои наследственные права на данный объект недвижимости.
В связи с изложенным, истец Белоглазов С.А. просит суд признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 37,3 кв.м с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, в порядке наследования после умершей 26 декабря 2021 года матери ФИО1.
Истец Белоглазов С.А. и его представитель по доверенности Белоглазов А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены, в письменном заявлении, представленном в суд, Белоглазов С.А. просил рассмотреть дело в их отсутствие, при этом указал на поддержание заявленных требований.
Представитель ответчика администрации р.п. Тамала Тамалинского района Пензенской области, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении, представленном в суд, представитель администрации р.п. Тамала Найверт А.И., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, при этом указала, что исковые требования истца Белоглазова С.А. о признании за ним права собственности на жилой дом общей площадью 37,3 кв.м с кадастровым №, находящийся по адресу: <адрес>, в порядке наследования после умершей 22 декабря 2021 года ФИО1 признает полностью. При этом указала, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей известны и понятны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области – начальник Межмуниципального отдела по Белинскому и Тамалинскому районам Криштопина Е.В., действующая на основании доверенности, в письменном заявлении также просила рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя Управления, при этом указала, что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения о государственном кадастровом учете на жилой дом общей площадью 37,3 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. В Управление не поступало заявлений от истца на государственную регистрацию прав.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус Тамалинского района Пензенской области Кутищева Л.А., будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В письменном заявлении, представленном в суд, нотариус Тамалинского района Пензенской области Кутищева Л.А. просила рассмотреть дело без ее участия, при этом указала, что требования истца Белоглазова С.А. считает подлежащими удовлетворению.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Брисилина Л.А. о времени, месте и дне рассмотрения настоящего гражданского дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Тамалинского районного суда Пензенской области http://tamalinsky.pnz.sudrf.ru.
При таких обстоятельствах не явившиеся лица в силу положений ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», считаются надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела, а также представленные письменные пояснения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ст. 150 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 ГК РФ).
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
Для приобретения наследства наследник должен его принять. В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено, что Белоглазов Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО3 и ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о рождении Белоглазова С.А. серии II-ЦЗ № 645079 от 21 июня 2022 года, выданного Территориальным отделом ЗАГС Тамалинского района Управления ЗАГС Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области.
По утверждению истца, в 1968 году ФИО3 и ФИО1 по адресу: <адрес> возвели жилой дом общей площадью 37,3 кв.м.
В 1968 году впервые была проведена техническая инвентаризация указанного жилого дома; согласно техническому паспорту жилой дом по адресу: <адрес> имеет площадь 37,3 кв.м; с данной площадью дом был поставлен на кадастровый учет в 2013 году (кадастровый №).
03 августа 2020 года ФИО3 умер, о чем 07 августа 2020 года Территориальным отделом записи актов гражданского состояния Тамалинского района Управления ЗАГС Пензенской области составлена запись акта о смерти № 170209580003100145005, что подтверждается копией свидетельства о смерти II-ИЗ № 678618 от 07 августа 2020 года.
На день смерти ФИО3 был зарегистрирован проживающим совместно с ФИО1 по адресу: <адрес>.
26 декабря 2021 года ФИО1 умерла, о чем 27 декабря 2021 года Территориальным отделом ЗАГС по государственной регистрации отдельных видов актов гражданского состояния в г. Пензе Управления ЗАГС Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области составлена запись акта о смерти № 170219580006202974007, что подтверждается копией свидетельства о смерти II-ИЗ № 737805 от 27 декабря 2021 года.
На день смерти ФИО1 была зарегистрирована и проживала одна по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области № 1039 от 20 июня 2022 года.
К имуществу умершей ФИО1 нотариусом Кутищевой Л.А. 20 июня 2022 года заведено наследственное дело №. Наследником по закону является ее сын Белоглазов Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением нотариуса от 21 июня 2022 года № 58/28-н/58-2022-15 Белоглазову А.С., действующему по доверенности от имени Белоглазова С.А., отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности ФИО1, по причине отсутствия правоустанавливающего документа наследодателя на указанный жилой дом.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на отсутствие у него возможности во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на жилой дом по причине того, что его мать ФИО1 в установленном законом порядке не оформила свои права на спорный жилой дом.
В настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, что подтверждается сообщением Управления Росреестра по Пензенской области от 19 августа 2022 года № 13-0609/22.
Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации права собственности, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно ст. 17 данного Федерального закона основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним согласно ст. 2 указанного Федерального закона является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Как разъяснено в п. 59 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ.
Исходя из анализа указанных норм, право собственности на объект недвижимости возникает в силу государственной регистрации, но не по причине такой регистрации, которая не отнесена законом к основаниям приобретения права собственности. Отсутствие регистрации права собственности на дом не может служить основанием для ограничения прав его наследников.
В соответствии с инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР 25 декабря 1945 года, в целях уточнения права владения строениями и учета строений по фондам бюро инвентаризации жилищно-коммунальных органов исполнительных комитетов местных советов вели по постановленным формам реестры и производили регистрацию строений.
Инструкцией о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации (утвержденной Приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 года № 380, были определены основные документы, устанавливающие право собственности на строения в сельской местности. В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции в сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) основанием для регистрации, производимой в порядке настоящей инструкции, являлись подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также документы, подтверждающие право собственности на строения, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящей инструкции.
Исходя из нормы ранее действующего законодательства можно сделать вывод о том, что регистрация права собственности в городских поселениях осуществлялась как правило, организациями технической инвентаризации (БТИ), которые являлись структурными подразделениями местных Советов и осуществляли описание зданий и сооружений для целей налогообложения и проверку соответствия строений требованиям градостроительных норм и правил. Регистрация права собственности в сельской местности осуществлялась сельскими Советами непосредственно. Сведения о собственниках жилых домов отражались ими в похозяйственных книгах.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом МКХ РСФСР 21 февраля 1968 года № 83, установлено, что строения, расположенные в сельской местности, регистрации не подлежали.
Исходя из вышеперечисленных норм права, учитывая, что право собственности ФИО1 на домовладение возникло в порядке, действующем на момент его создания, оно признается юридически действительным и на момент рассмотрения спора.
Таким образом, право собственности ФИО1 на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, возникло в силу прямого указания закона до 31 января 1998 года, то есть до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ. Доказательств обратного либо возражений данному обстоятельству в материалы дела не представлено.
Учитывая, что Белоглазов С.А. в настоящий момент вступил в наследство, открывшееся после смерти ФИО1, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом права собственности на спорный жилой дом.
Кроме того, согласно письменному заявлению представителя ответчика администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области Найверт А.И. ответчик иск признал, указав, что последствия признания иска ответчиком, предусмотренные ч. 3 ст. 173 УК РФ, ему известны и понятны, а именно: при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, имеются основания для принятия признания иска представителем ответчика администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области Найверт А.И., действующей по доверенности, и в соответствии с п. 3 ст. 173 ГПК РФ вынесения решения об удовлетворении исковых требований Белоглазова С.А. к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Руководствуясь ч. 3 ст. 173, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковое заявление Белоглазова Сергея Александровича к администрации рабочего поселка Тамала Тамалинского района Пензенской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования – удовлетворить.
Признать за Белоглазовым Сергеем Александровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на жилой дом общей площадью 37,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после матери ФИО1, умершей 26 декабря 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение одного месяца.
Судья И.А. Козеева