Решение по делу № 2а-1760/2020 от 29.09.2020

Дело № 2а-1760/2020

Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-003305-10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Заволжск Ивановской области 27 октября 2020 г.

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи И. Н. Беляковой,

при секретаре А. А. Виноградовой,

с участием представителя административного истца Дьяковой Е. А.,

представителя административного ответчика Смирнова А. Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области административное исковое заявление Жидкова Юрия Валентиновича к администрации Заволжского муниципального района Ивановской области о признании решений незаконными,

установил:

Жидков Ю. В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил признать недействительными (незаконными) и нарушающими его права, свободы и законные интересы уведомления № 17 от 18 августа 2020 г., № 18 от 18 августа 2020 г., № 19 от 17 августа 2020 г. и № 23 от 27 августа 2020 г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданные администрацией Заволжского муниципального района Ивановской области, и обязать административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В обоснование административных исковых требований указано, что Жидков Ю. В., являясь собственником земельных участков с кадастровым номером 37:04:031201:17 площадью 58797 кв. м, с кадастровым номером 37:04:031201:18 площадью 58798 кв. м, с кадастровым номером 37:04:031201:19 площадью 58785 кв. м и с кадастровым номером 37:04:031201:32 площадью 56415 кв. м, расположенных в Заволжском районе Ивановской области, 10 и 20 августа 2020 г. подал уведомления о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства на данных участках. По результатам рассмотрения поданных документов администрация Заволжского муниципального района Ивановской области (далее - администрация Заволжского муниципального района, администрация) направила административному истцу обжалуемые уведомления, которые тот считает незаконными, нарушающими его права собственника недвижимости на владение, пользование и распоряжение имуществом в соответствии с его назначением и разрешённым использованием по своему усмотрению. Административный истец полагает, чтони одно из указанных в законе оснований для признания недопустимым размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в данном случае не применимо, а при наличии конфликта частного и публичного интереса приоритет должен быть предоставлен собственнику земельного участка.

В судебное заседание административный истец Жидков Ю. В. не явился, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя, которая в судебном заседании подержала заявленные исковые требования, уточнив, что обжалуемые уведомления администрации должны быть признаны незаконными, а административного ответчика необходимо обязать устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению путём повторного рассмотрения документов, направленных административным истцом.

Представитель административного истца в судебном заседании дополнительно указала на то, что:

ограничение прав собственника нигде не отражено и не зарегистрировано в установленном порядке;

земельные участки административного истца сформированы и внесены в Государственный кадастр недвижимости с имеющимися параметрами и видом разрешённого использования «под индивидуальное жилищное строительство» до установления действующих градостроительных регламентов, поэтому отказ в разрешении строительства жилых домов на этих земельных участках не может считаться правомерным;

в силу действующего законодательства земельные участки, предельные размеры или параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, при том, что сведений об опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды или объектов культурного наследия при использовании принадлежащих Жидкову Ю. В. земельных участков либо предполагаемых к строительству объектов капитального строительства не имеется;

оспариваемые уведомления препятствуют исполнению административным истцом предписания органа Росреестра об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства;

обжалуемые уведомления ссылаются на несоответствие указанных в нём параметров предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства, то есть основаны на пп. 1 п. 10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), однако все четыре предполагаемых объекта капитального строительства соответствуют предельным параметрам разрешённого строительства;

все четыре приобретённых Жидковым Ю. В. земельных участка приобретались в существующем размере, а не путём слияния нескольких земельных участков, приобретались для строительства на них домов для себя и своей семьи, а также для передачи их по наследству детям и внукам, однако строительство на этих земельных участках сразу после их приобретения было невозможно в связи с финансовыми трудностями,

один из четырёх земельных участков приобретался с видом разрешённого использования «для жилой застройки», а другие были переведены из одного разрешённого использования в другое по постановлению администрации Заволжского муниципального района;

в течение всего периода владения земельными участками административный истец исполнял свою обязанность по уплате земельного налога.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения предъявленных исковых требований, указав, что принадлежащие истцу земельные участки имеют площадь около 5,8 га каждый, что значительно превышает предельные максимальные размеры земельных участков для вида разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства», установленные действующими Правилами землепользования и застройки, следовательно, обжалуемые уведомления соответствуют нормам градостроительного и земельного законодательства, не влекут нарушения прав административного истца, поскольку обусловлены необходимостью соблюдения последним установленных в соответствии с законом градостроительных регламентов, что соответствует интересам самого административного истца, как собственника недвижимого имущества.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, проверив материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующим выводам.

На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации и положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу норм, изложенных в п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия не должно выходить за пределы, установленные действующим законодательством, и не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ права собственника земельного участка, в том числе на возведение на нём зданий, должны осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).

Аналогичная норма содержится в ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Судом установлено, что в настоящее время административный истец Жидков Ю. В. является собственником четырёх земельных участков категории земель «земли населённых пунктов», разрешённое использование «для индивидуального жилищного строительства», в том числе с кадастровым номером <данные изъяты>. Все эти земельные участки имеют ограничения прав, предусмотренные ст.ст. 56, 56.1, 65 Водного кодекса Российской Федерации (л. д. 10-13).

В судебном заседании представитель административного истца не отрицала, что все вышеуказанные земельные участки находятся в береговой полосе водного объекта.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Жидков Ю. В. приобрёл три земельных участка с кадастровыми номерами , и 18. Как указано в договорах купли-продажи этих земельных участков, они были расположены на землях сельскохозяйственного назначения и были предоставлены для ведения сельскохозяйственного производства.

В соответствии с Постановлением Правительства Ивановской области от 16 июля 2008 г. N 184-п, действовавшим до 5 октября 2015 г., "О рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и заявлений о включении земельных участков в границы населённых пунктов или исключении земельных участков из границ населённых пунктов" решение вопроса о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и о включении земельных участков в границы населённых пунктов или исключении земельных участков из границ населённых пунктов относилось к компетенции Правительства Ивановской области.

Требования к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, отражены в Постановлении Правительства Ивановской области от 24 сентября 2008 г. N 246-п.

На основании распоряжения Правительства Ивановской области от 29 апреля 2009 г. № 109-рп земельные участки категории «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровыми номерами , , , были включены в границу населённого пункта д. Степаново Чегановского сельского поселения Заволжского муниципального района, вид разрешённого использования этих земельных участков был изменён с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для объектов жилой застройки».

В судебном заседании представитель административного истца объяснила, что в 2009 году после изменения разрешённого использования земельных участков на земельном участке с кадастровым номером Жидковым Ю. В. был построен жилой дом.

Постановлением главы администрации Заволжского муниципального района от 5 августа 2009 г. № 668 принадлежащему Жидкову Ю. В. земельному участку с кадастровым номером , имеющему адресный признак: <адрес> и расположенному на нём объекту индивидуального жилищного строительства был присвоен новый адресный признак: <адрес>.

По решению собственника земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером общей площадью 59683 кв. м был разделён на два земельных участка: общей площадью 3 268±40 кв. м с кадастровым номером местоположение: <адрес>, д. Степаново, <адрес>, категория земель «земли населённых пунктов», разрешённое использование «для индивидуального жилищного строительства» и общей площадью 56415±166 кв. м с кадастровым номером местоположение: <адрес>, примерно в 150 м по направлению на юго-восток от д. Степаново, категория земель «земли населённых пунктов», разрешённое использование «для объектов жилой застройки».

Как следует из объяснений представителя административного истца, построенный в 2009 году жилой дом остался на земельном участке с кадастровым номером .

По договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Жидков Ю. В. приобрёл земельный участок категории земель «земли населённых пунктов» с разрешённым использованием «для объектов жилой застройки» общей площадью 58797 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 60 м по направлению на юг от д. Степаново, кадастровый .

Постановлением главы администрации Заволжского муниципального района от 1 сентября 2014 г. № 669-п «Об урегулировании земельных отношений» на основании письма филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области об уточнении разрешённого использования земельных участков определено считать верными для земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:031201:17, 37:04:031201:18, 37:04:031201:19, 37:04:031201:32 вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства».

Как следует из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области, разрешённое использование четырёх земельных участков, в отношении которых Жидков Ю. В. подал в администрацию соответствующие уведомления, было изменено 13 октября 2014 г. с «для объектов жилой застройки» на «для индивидуального жилищного строительства» на основании постановления администрации Заволжского муниципального района от 1 сентября 2014 г. № 669-П.

Согласно п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ в случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства выдача разрешения на строительство не требуется.

В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подаёт на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

10 августа 2020 г. Жидков Ю. В. направил в администрацию Заволжского муниципального района три уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в связи с планируемым строительством объекта индивидуального жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами 37:04:031201:17, 37:04:031201:18, 37:04:031201:32, а 20 августа 2020 г. – также аналогичное уведомление в связи с планируемым строительством объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 37:04:031201:19.

К указанным уведомлениям были приложены копия свидетельства о регистрации права на каждый земельный участок, а также копия паспорта административного истца.

Частью 7 ст. 51.1 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определённым им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по установленной форме.

По результатам рассмотрения обращений Жидкова Ю. В. администрация Заволжского муниципального района по каждому из принадлежащих административному истцу земельных участков приняла решения в виде уведомлений от 17 августа 2020 г. № 19, от 18 августа 2020 г. № 17 и № 18 и от 27 августа 2020 г. № 23 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, указав в них на несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объекта капитального строительства по следующим основаниям: ст. 39 Правил землепользования и застройки Междуреченского сельского поселения Заволжского муниципального района, утверждённых решением Совета Заволжского муниципального района от 26 декабря 2017 г. № 63 (в редакции от 3 июня 2020 г. № 20), предельные максимальные размеры земельных участков для вида разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) составляют 0,3 га (л. д. 34-37).

К указанным уведомлениям была приложена выписка из ст. 39 вышеуказанных Правил землепользования и застройки (л. д. 38-39).

Как следует из объяснений сторон, данных в судебном заседании, уведомления о планируемом строительстве были направлены Жидковым Ю. В. в администрацию в электронном виде и таким же способом получены оспариваемые уведомления, которые впоследствии продублированы почтовым отправлением.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что обжалуемые решения, оформленные в виде уведомлений, были вынесены администрацией Заволжского района в рамках предоставленных ей полномочий и с соблюдением установленного срока.

Так, в соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «Заволжский муниципальный район Ивановской области», утверждённого решением Заволжского районного Совета от 24 декабря 2010 г. № 34, направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке относится к вопросам местного значения Заволжского муниципального района.

Из пп. 14 п. 1.1 ст. 5 вышеуказанного Устава также следует, что утверждение правил землепользования и застройки входит в полномочия органов местного самоуправления Заволжского муниципального района.

Представитель администрации в судебном заседании объяснил, что до 2018 года полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки в каждом сельском поселении Заволжского муниципального района относились к полномочиям самих сельских поселений и первые Правила землепользования и застройки муниципального образования «Междуреченское сельское поселение Заволжского муниципального района», на территории которого находятся земельные участки Жидкова Ю. В., были утверждены решением Совета Междуреченского сельского поселения Заволжского муниципального района от 13 декабря 2013 г. № 45.

На тот момент утверждёнными Правилами предусматривались предельные максимальные размеры земельного участка под индивидуальное жилищное строительство – 3,0 га, а в зонах пониженной плотности (к которой можно отнести д. Степаново) – до 5 га; это касалось земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности

На момент получения администрацией от Жидкова Ю. В. уведомлений о планируемом строительстве Правила землепользования и застройки Междуреченского сельского поселения Заволжского муниципального района предусматривали предельные максимальные размеры земельных участков для вида разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» 0,3 га.

В соответствии с ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Поскольку площадь всех четырёх земельных участков, на которых административный истец планировал строительство жилых домов, многократно превышает предельный максимальный размер, установленный градостроительным регламентом, суд приходит к убеждению в том, что оспариваемые решения администрации вынесены при наличии предусмотренных законом оснований.

Согласно ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешённого использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В судебном заседании представитель административного ответчика допустил, что обжалуемые отказы в разрешении на строительство могли быть основаны как на указанном в бланке оспариваемых уведомлений пункте 1, так и на пункте 2.

Представитель административного истца полагала, что в данном случае отказ не мог основываться на п. 1 уведомления, так как параметры предполагаемых объектов капитального строительства соответствуют предельным параметрам разрешённого строительства.

Действительно, административным ответчиком не оспаривалось, что параметры предполагаемых к строительству жилых домов, которые указаны в уведомлениях Жидкова, не нарушают параметры разрешённого строительства. Между тем, исходя их того, что административному истцу Жидкову из полученных им уведомлений было понятно, что отказ в согласовании строительства был связан не с параметрами дома, а с параметрами земельных участков, на которых предполагается строительство, вследствие чего административный истец реализовал своё право на обжалование решений администрации, суд приходит к выводу о том, что указание административным ответчиком основания для отказа в пункте 1 уведомления вместо указания его в пункте 2 не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку по существу такой отказ признан судом соответствующим требованиям действующего законодательства.

Ссылка административного истца на фактическое лишение обжалуемыми решениями его прав собственника, в том числе при отсутствии каких-либо зарегистрированных в установленном порядке ограничений на использование земельных участков, отвергается судом, поскольку в данном случае ограничения установлены общими нормами, содержащимися в ст.ст. 209, 263 ГК РФ, и не подлежат государственной регистрации, а в соответствии с Классификатором видов разрешённого использования, утверждённых Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540, на земельных участках, предусмотренных для индивидуального жилищного строительства, возможно не только размещение жилого дома, но и выращивание сельскохозяйственных культур, размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

При этом суд отмечает, что административный истец в течение длительного времени с момента приобретения земельных участков не использовал их по назначению как до, так и после изменения вида их разрешённого использования, что, само по себе, исходя из норм, изложенных в ст. 284 ГК РФ, может являться основанием для изъятия такого земельного участка.

Указанные обстоятельства отражены в вынесенном должностным лицом Росреестра в адрес Жидкова Ю. В. предписании от 24 июля 2020 г. о необходимости устранения в срок до 24 января 2021 г. выявленного нарушения, выраженного в неиспользовании земельных участков с кадастровыми номерами 37:04:031201:17, 37:04:031201:18, 37:04:031201:19, 37:04:031201:32 по целевому назначению.

Ссылка административного истца на то, что оспариваемые уведомления препятствуют исполнению административным истцом вышеуказанного предписания, не может свидетельствовать о незаконности действий администрации.

Кроме того, как указано выше, принадлежащие Жидкову Ю. В. земельные участки могут быть использованы не только для индивидуального жилищного строительства, но и для выращивания сельскохозяйственных культур.

При этом, как правильно указано представителем административного истца, принадлежащие Жидкову Ю. В. земельные участки могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, поскольку сведений об их опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды или объектов культурного наследия не имеется. Однако системное толкование ч. 4 ст. 85 ЗК РФ в совокупности с иными нормами земельного и градостроительного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что в данном случае «использование без установления срока приведения в соответствие с градостроительным регламентом» означает использование земельных участков в существующих размерах, то есть у административного истца отсутствует обязанность разделить имеющиеся у него земельные участки на земельные участки меньшей площади, вместе с тем, строительство объектов капитального строительства на этих земельных участках при существующих градостроительных регламентах (в частности, действующих правил землепользования и застройки) в настоящее время невозможно.

Довод представителя административного истца о том, что утверждаемые органами местного самоуправления Правила землепользования и застройки не могут повлечь изменения ранее правомерно сложившихся правоотношений по использованию земельных участков, следовательно, действующие на данный момент Правила применимы только к вновь возникающим объектам, тогда как земельные участки Жидкова были поставлены на кадастровый учёт ранее, противоречит нормам ст. 51.1 ГрК РФ и ст. 85 ЗК РФ.

В частности в ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ предусмотрено, что в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве.

Кроме того, частями 2 и 3 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что установленный Правилами землепользования и застройки градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что административный истец имел не только возможность, но и обязанность в течение трёх лет с момента приобретения земельных участков согласовать строительство на этих земельных участках либо иным образом использовать их по назначению, а неисполнение этой обязанности привело к негативным последствиям в виде невозможности согласования строительства в настоящее время. Отсутствие денежных средств, необходимых для осуществления строительства, на что ссылался представитель Жидкова Ю. В., не является основанием для освобождения собственника от обязанности использовать имеющиеся земельные участки по назначению, при том, что в соответствии со ст. 421 ГК РФ презюмируется свобода в заключении договора, в данном случае договора купли-продажи земельных участков.

Ссылка представителя административного истца на факт уплаты Жидковым Ю. В. земельного налога подтверждена документально сведениями, представленными из налогового органа. Однако данное обстоятельство не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку исполнение административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество не освобождает от обязанности соблюдать иные нормы закона в отношении указанного имущества.

Таким образом, закон прямо связывает возможность строительства жилого дома с соблюдением градостроительного регламента, а наличие в действующих Правилах землепользования и застройки ограничений, касающихся максимального размера земельного участка, на котором возможно возведение объекта индивидуального жилищного строительства, является препятствием для такого строительства.

С учётом того, что площадь принадлежащих административному истцу земельных участков не соответствует предельным максимальным размерам земельного участка, установленным градостроительным регламентом, руководствуясь приведёнными положениями закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Жидкова Ю. В. о признании оспариваемых уведомлений незаконными.

Доводы административного истца о том, что перечень, указанный в ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, является исчерпывающим и такого основания, как не соответствие предельным (минимальным и (или) максимальным) размерам земельного участка, установленным градостроительным регламентом, не содержит, судом во внимание не принимаются, как основанные на неверном толковании правовых норм.

На основании ст. 85 ЗК РФ, ст.ст. 180, 226-227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Жидкова Юрия Валентиновича к администрации Заволжского муниципального района Ивановской области о признании решений незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья И. Н. Белякова

В окончательной форме решение изготовлено 9 ноября 2020 г.

2а-1760/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Жидков Юрий Валентинович
Ответчики
Администрация Заволжского муниципального района
Другие
Дьякова Елена Александровна
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Белякова Ирина Николаевна
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
29.09.2020Регистрация административного искового заявления
29.09.2020Передача материалов судье
30.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Подготовка дела (собеседование)
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2020Судебное заседание
22.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Судебное заседание
09.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее