Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Производство № 2-410/2024 УИД 43RS0039-01-2024-000579-04
21 октября 2024 года г. Уржум
Уржумский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Шамова О.В.,
при секретаре Жужговой Н.В.,
с участием представителя истца - Феофилатовой И.В.,
ответчика ЕВГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” к ЕВГ о взыскании суммы, полученной в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта,
У С Т А Н О В И Л:
КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” обратилось в суд с исковым заявлением к ЕВГ о взыскании суммы, полученной в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В обоснование исковых требований указывает, что на основании заявления ответчика от 17.02.2022 года был заключен социальный контракт № 22 на срок с 02.03.2022 года по 02.03.2023 года о предоставлении ему единовременной денежной выплаты в размере 249 250 руб. на осуществление предпринимательской деятельности (курьерская служба доставки готовой продукции). 03.03.2022 года единовременная денежная выплата в размере 249 250 руб. перечислена ответчику. Выплата предназначалась для приобретения оборудования, необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и оплаты аренды помещения. Денежные средства ответчику были перечислены на основании предоставленных им документов о намерении приобретения товара у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
26.04.2024 года приказом министерства социального развития Кировской области была организована и проведена проверка личных дел получателей социальной помощи на основании социального контракта за период 2021-2024 годы.
В ходе проверки выявлен факт приобретения ЕВГ автомобиля <данные изъяты> 2003 года выпуска с нарушениями условий контракта. В частности, в соответствии с п. 3.2 контракта единовременная денежная выплата должна быть использована на приобретение товаров у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих оптовую и розничную торговлю. Вместе с тем, ЕВГ приобрел вышеуказанный автомобиль у физического лица – ФИО5. При этом, представителем (поверенным) ФИО5 выступал ИП ФИО6 на основании договора поручения и доверенности.
16.07.2024 года ответчику направлено уведомление о возврате в течение 30 календарных дней денежных средств в размере 195 000 руб., израсходованных на приобретения автомобиля. До настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.
Просит взыскать с ответчика в бюджет Кировской области денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 195 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца - директор КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” Феофилатова И.В. поддержала исковые требования.
Ответчик ЕВГ в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что он приобретал автомобиль в автосалоне у индивидуального предпринимателя ФИО6. Переговоры о заключении сделки он вел с представителем предпринимателя.
Третье лицо - министерство социального развития Кировской области в судебное заседание представителя не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на исковое заявление поддерживает исковые требования просит удовлетворить.
17.02.2022 года ЕВГ обратился в КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и назначении ему единовременной денежной выплаты в размере 249 250 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (курьерская служба доставки готовой продукции), приложив необходимые документы (бизнес-план) (л.д. 13-17, 19-23).
02.03.2022 года уполномоченным органом принято решение о предоставлении ответчику единовременной денежной выплаты в размере стоимости необходимых для ведения предпринимательской деятельности товаров (в том числе постановка на учет) в размере 249 250 руб. с 02.03.2022 года по 31.03.2022 года (л.д. 18).
02.03.2022 года между КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” и ЕВГ заключен социальный контракт № 22 на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. Программа социальной адаптации является приложением к социальному контракту. Из п. 1 Программы социальной адаптации следует, что мероприятия: консультирование по предоставлению мер социальной поддержки – март 2022 года выполнено; регистрация в налоговом органе на территории Кировской области в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого – март 2022 года выполнено; приобретение необходимые товары, основные средства, материально-производственные запасы, принятие имущественных обзательств согласно бизнес-плану для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности – март 2022 года выполнено (л.д. 24-26).
Из договора купли продажи автомобиля от ДД.ММ.ГГГГ, договора поручения от ДД.ММ.ГГГГ, доверенностей, кассового чека следует, что ЕВГ приобрел у ФИО5 от имени которого действовал ИП ФИО6 автомобиль Ford Foсus 2003 года выпуска за 195 000 руб. (л.д. 27-32).
Из приказа министерства социального развития Кировской области от 26.04.2024 года №-од следует, что в период с 03.05.2024 года по 22.05.2024 года в КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” проведена внеплановая проверка правильности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта за 2021-2023 годы, 1 квартал 2024 года учреждениями, подведомственными министерству социального развития Кировской области (л.д. 33-35).
Из выписки из акта от 25.06.2024 года, приказа министерства социального развития Кировской области от 03.07.2024 года №-од следует, что в целях устранения выявленных нарушений начальниками управлений социальной защиты населения, подведомственных министерству социального развития Кировской области приказано принять меры для возврата средств субсидии на софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, необоснованно выплаченных гражданам, а именно КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” в общей сумме 195 000 руб. (л.д. 36-40).
Из паспорта транспортного средства <адрес> следует, что собственником транспортного средства - <данные изъяты> 2003 года выпуска, является ЕВГ (л.д. 50).
Из выписки из ЕГРИП от 17.09.2024 года следует, что ФИО6 с 21.05.2020 года зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность 20.02.2024 года в связи со смертью. Дополнительный вид ОКВЭД – 45.11 торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности (л.д. 54-57).
Суд, ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, установлены и определены Федеральным закон от 17.07.1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона “О государственной социальной помощи”).
В абзаце 8 ст. 1 Федерального закона “О государственной социальной помощи” закреплено, что социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона “О государственной социальной помощи”, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2.3 ст. 8 Федерального закона “О государственной социальной помощи”).
Согласно ст. 8.1 Федерального закона “О государственной социальной помощи” государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (пункт 1).
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2).
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 3).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона “О государственной социальной помощи” заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений (пункт 1).
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (пункт 2).
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 2.1).
Условия и порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, утверждены постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2019 года № 735-П “Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта” (вместе с “Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта”, “Порядком проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта”).
Согласно п. 1.2 “Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта” (далее – Порядок) основными принципами оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям (далее - семьи), малоимущим одиноко проживающим гражданам (далее - граждане) являются добровольное участие, индивидуальный подход при определении условий социального контракта и целевой характер государственной социальной помощи.
Государственная социальная помощь оказывается в целях реализации следующих мероприятий, направленных на преодоление семьей (гражданином) трудной жизненной ситуации: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе (п. 1.3.2 Порядка).
Орган социальной защиты населения прекращает досрочно оказание государственной социальной помощи получателю в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем условий социального контракта, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимся уважительными.
Уважительными причинами, влияющими на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, являются длительное лечение получателя (более двух месяцев), смерть одного или нескольких членов семьи получателя (п. 4.5.1 Порядка).
Отсутствие сведений о государственной регистрации получателя в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо об учете получателя в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход по истечении 2 месяцев со дня зачисления денежных средств на его счет (при направлении получателю средств на осуществление предпринимательской деятельности) (п. 4.5.8 Порядка).
В соответствии с п. 4.8. Порядка при принятии решения о досрочном прекращении органом социальной защиты населения оказания государственной социальной помощи получателю органом социальной защиты населения принимается решение о возврате денежных средств, полученных в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме (за исключением случаев, указанных в подпунктах 4.5.4, 4.5.7, 4.5.9 настоящего Порядка).
О принятом решении извещается получатель в течение 5 календарных дней.
Получатель возмещает полученные суммы денежных средств путем перечисления их на счет органа социальной защиты населения, указанный в уведомлении, в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
При невнесении получателем суммы выплаченной государственной социальной помощи в срок, установленный абзацем третьим пункта 4.8 настоящего Порядка, орган социальной защиты населения обращается в судебные органы с иском о взыскании с получателя указанных сумм денежных средств.
Вместе с тем, главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть, не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федерального закона “О государственной социальной помощи”.
В соответствии с 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что единовременная денежная выплата на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности произведена ЕВГ в установленном порядке, на основании предоставленных им документов и на основании решения истца о назначении ответчику данной меры социальной поддержки.
06.03.2022 года между ЕВГ и ФИО5 (от имени которого действовал ИП ФИО6) заключен договор купли-продажи автомобиля. Предмет договора автомобиль <данные изъяты>, 2003 года выпуска.
Указанный автомобиль продан ЕВГ за 195 000 руб., которые покупатель уплатил полностью в день подписания договора, что подтверждается кассовым чеком.
Согласно паспорта транспортного средства, приобретенный автомобиль зарегистрирован за ответчиком ЕВГ.
Из исследованных судом представленных сторонами доказательств, какого-либо недобросовестного, противоправного поведения со стороны ответчика при реализации права на получение меры государственной поддержки, судом не усматривается, что истцом в ходе судебного разбирательства не оспорено.
Кроме того, ответчиком ЕВГ подтверждено целевое расходование денежных средств на приобретение автомобиля для реализации цели и задач социального контракта.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку доказательств недобросовестного, противоправного поведения ответчика истцом не представлено, а денежные средства были получены ответчиком ЕВГ по основанию, предусмотренному законом, в связи с чем не являются неосновательным обогащением, возврату не подлежат. Нарушение условий социального контракта в виде приобретения автомобиля у физического лица носит формальный характер и, само по себе, не может являться основанием для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований КОГКУ “Управление социальной защиты населения в Уржумском районе” (ИНН №) к ЕВГ (ИНН №) - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Уржумский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2024 года.
Судья О.В. Шамов